Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Колонизация Китая


Исход первой «опиумной» войны положил начало превращению Китая в полуколонию капиталистических держав.
Прислужничество правителей Китая иностранным захватчикам подорвало авторитет династии Цин. Ненависть народных масс к маньчжурским феодалам, поработившим страну за два столетия до «опиумной» войны, еще более усилилась.
Другим следствием «опиумной» войны было резкое ухудшение положения народа. Намного увеличился по сравнению с довоенным временем ввоз опиума в Китай. Сильно возрос ввоз английских хлопчатобумажных и шерстяных тканей (в 1842—1845 гг. в 3,5 раза). Все увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу и, следовательно, к значительному повышению курса серебряного ляна по сравнению с медной монетой — вэнем. В 1842 г. 1 лян обменивался на 1572 вэня, а в 1849 г. — на 2355 вэней. Это означало, что размен налогов, уплачиваемых крестьянами в медной монете, увеличился за годы между концом «опиумной» войны и началом Тайпинского восстания в 1,5 раза. Но в действительности чиновники, собиравшие налоги, брали с крестьян в качестве эквивалента за лян серебра еще больше медных вэней. Глава Российской духовной миссии в Пекине Палладий (Кафаров) писал о сборе налогов: «На ответственности уездного начальника лежит сбор податей, он принимает от крестьян количество медной монеты, достаточное по его усмотрению для приобретения серебра в казну, так что по мере дороговизны серебра увеличиваются и требования монеты; потом следуют добавления в пользу его самого, в пользу его клевретов и служителей; в случае недоимок по всем этим статьям крестьянина самовольно подвергают суду и пыткам».

Повышение курса серебряного ляна по сравнению с медной монетой тяжело сказалось на положении крестьян-арендаторов, так как помещики увеличивали размеры арендной платы и сумму денежного залога за землю. В то же время увеличение ввоза тканей из Англии приводило к разорению кустарей и разрушению домашнего ткачества крестьян, лишая первых средств к существованию, а вторых — важного приработка, нередко спасавшего от голодной смерти. Все это вело к обезземеливанию крестьян, усиливало социальные противоречия и классовую борьбу в Китае. Китайские источники отмечают за 1841—1849 гг. 110 восстаний и волнений, в которых участвовали как китайцы, так и некитайские национальности: дунгане, тибетцы, яо и др. Чаще всего эти восстания возглавлялись тайными обществами, среди которых наиболее известными были «Саньхэхуй» («Общество Триады»), «Тянь-дихуй» («Общество неба и земли»), «Саньдяньхуй» («Общество трех точек»). Сильнее всего возмущение народных масс притеснениями со стороны властей и помещиков проявлялось в южных провинциях Гуандун и Гуанси, более других частей Китая пострадавших от английской агрессии. В Гуанси, в частности, восстания вспыхивали в разных районах почти непрерывно с 1844 г. Эти провинции в середине XIX в. стали очагом крестьянской войны, вошедшей в историю под названием Тайнинского восстания.

В 1843 г. сельский учитель, сын гуандунского крестьянина, Хун Сю-цюань (1814—1864) создал в Гуанси «Байшандихуй» («Общество поклонения небесному владыке»). Он написал в середине 40-х годов несколько «гимнов» и «поучений» («Об истинном пути познания мира» и др.). В них популяризировались положения христианской религии — с ней Хун Сю-цюань познакомился в Гуанчжоу — в сочетании с древнекитайскими социально-этическими учениями о справедливом обществе «великого единения». В то же время в проповедях Хун Сю-цюаня содержался в скрытом виде призыв к уничтожению маньчжурского господства в Китае. Хун Сю-цюань и его первые сподвижники — учитель Фэн Юнь-шань, углежог Ян Сю-цин, крестьянин-бедняк Сяо Чао-гуй пропагандировали идеи всеобщего равенства, призывали уничтожить буддийских и даосских «идолов», готовили восстание против маньчжурской власти.
В руководящее ядро «Байшандихуй» наряду с бедняками входили и отдельные выходцы из богатых слоев населения — сын зажиточного крестьянина Ши Да-кай, мелкий помещик Вэй Чан-хуй. Однако это не меняло антифеодальной направленности движения, которая проявлялась прежде всего в призывах к равенству и борьбе против конфуцианства, даосизма, буддизма, бывших идеологической опорой феодального строя.