Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

СУНЬ ЯТ-СЕН

Мировоззрение Сунь Ят-сена, получившего образование западного толка, оказалось несравненно более свободным от предрассудков, чем у его современников, долгие годы зубривших архаические конфуцианские заповеди. Но образование в миссионерских школах наложило и иной отпечаток на взгляды Сунь Ят-сена; он переоценивал буржуазную цивилизацию.

В октябре 1884 г. во время франко-китайской войны вспыхнула известная забастовка рабочих судоверфи, моряков и грузчиков Сянгана. Их патриотическая борьба произвела на Сунь Ят-сена неизгладимое впечатление и оказала, по его собственному признанию, «революционизирующее влияние». Находясь в Сянгане, он узнал, что китайские докеры отказались ремонтировать стоявший в порту поврежденный французский корабль. Мужественный поступок рабочих взволновал молодого Сунь Ят-сена, исполнившегося решимостью бороться за национальное возрождение Китая. Период с 1885 по 1894 г. Сунь Ят-сен называл «периодом революционных дискуссий». Он изучал историю народных движений, дискутировал со своими друзьями о целях, задачах и методах революции. Тогда же начали складываться некоторые основные черты его учения.

Начало формирования революционного буржуазно-демократического лагеря, возглавляемого Сунь Ят-сеном, следует отнести ко второй половине 1894 г., когда Япония при поддержке США и Англии развернула агрессивную войну против Китая. Войска прогнившей цинской империи были наголову разгромлены. Тревожась о судьбах родины, Сунь Ят-сен создал в Гонолулу первую китайскую революционную политическую партию — Союз возрождения Китая (Син чжун хуй), а в феврале 1895 г. перенес штаб организации в Сянган.

Начиная свою революционную деятельность, Сунь Ят-сен стремился к завоеванию Китаем национальной независимости и его процветанию и могуществу. В декларации Союза возрождения говорилось: «Сильные соседи окружили страну, они смотрят на нас глазами тигра, нацелились, словно ястреб на добычу, с вожделением зарятся на наши рудные богатства, на производимые у нас продукты. И если до сих пор они объедали нашу землю, как черви, глотали кусок за куском, как акулы, то теперь они готовы разрезать Китай, словно тыкву, разделить на доли, словно бобы. Всякий, в чьей груди бьется честное сердце, не сможет сдержать крика боли и поспешит избавить наш народ от страшных бедствий, поддержать наш великий Китай и не дать ему пасть окончательно».

Главная цель Союза возрождения точно характеризуется словами присяги, которую приносили вступавшие в него: «Обязуюсь бороться за изгнание татар, восстановление суверенитета Китая, создание республиканского правительства». В этой формулировке отражены два основных принципа учения Сунь Ят-сена — национализм и демократизм.

После неудачного вооруженного восстания в Гуанчжоу, организованного сторонниками Союза в 1895 г., Сунь Ят-сен, заочно приговоренный к смертной казни, вместе с Чэнь Шао-бо, Чжэн Ши-ляном и другими бежал в Японию, оттуда через Филиппины — в США. Затем он побывал в Англии и других странах Европы.

В Лондоне Сунь Ят-сен был вероломно захвачен агентами цинского правительства и заточен в здании китайской дипломатической миссии; его ожидало насильственное возвращение в Китай и мучительная казнь. Широкая кампания протеста, поднятая в английской прессе в связи с незаконным арестом китайского революционера, отразившая мнение демократической общественности Англии, послужила главной причиной его освобождения.

В европейских странах Сунь Ят-сен усиленно занимался самообразованием, знакомясь с основными течениями общественно-политической мысли Запада, в частности с произведениями буржуазного реформатора Генри Джорджа, оказавшими известное влияние на разработку Сунь Ят-сеном теории национализации земли. Там же он прочитал труды Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина, Г. Спенсера, П. Прудона, некоторые сочинения русских народовольцев.

Сунь Ят-сен пристально вглядывался в политическое устройство буржуазно-демократических стран: Франции, Англии, Швейцарии и др. В результате тщательного изучения политической практики и теоретических основ конституционного строя он пришел к заключению о несовершенстве западных демократий, стал вынашивать идею о пятипалатной системе в конституции будущей республики.

Сунь Ят-сен был знаком с социалистическими учениями, читал Маркса, но не мог в то время с достаточной четкостью отличить утопический социализм от научного. Под влиянием социалистической литературы различного толка и основываясь на своих впечатлениях о жизни трудящихся на Западе, он дополнил свое учение третьим принципом — «народного благоденствия». «То, что я увидел и услышал за эти два года, значительно обогатило мои знания, расширило мой кругозор. На примере великих европейских государств я впервые понял, что одного лишь превращения страны в богатую и могучую державу и одного лишь развития народовластия еще недостаточно, чтобы дать народу полное счастье. Вот почему среди мыслящих людей Европы растет движение за социальную революцию. Намереваясь разом покончить со всеми задачами, я включил в свое учение и принцип народного благосостояния, чтобы разрешить эту проблему одновременно с национальным вопросом и вопросом народовластия. Так сложилось учение о трех народных принципах».

Оставляя пока в стороне достаточно наивную идею Сунь Ят-сена о возможности одним махом покончить со всеми задачами национальной и социальной революции и прийти таким образом к социализму, который Сунь Ят-сен называет «народным благоденствием», отметим только заслугу автора в постановке коренных проблем социальной революции. Об идейно-политическом росте Сунь Ят-сена свидетельствует его статья «Настоящее и будущее Китая», опубликованная в английском журнале «Фортнайтли ревью» в марте 1897 г. Впей Сунь Ят-сен привел яркие факты, изобличающие продажность, ненасытную алчность, безудержный произвол и гнусные бесчинства правящей клики Китая.

Сунь Ят-сен не соглашался с теми, кто причиной всех бедствий Китая считал его избыточное население. «Бедствия страны,— писал он,— не являются результатом природных или климатических условий или тем более лени и невежества народа». Он считал, что «улучшение положения Китая может дать лишь полная замена существующего в нем совершенно гнилого режима, введение хорошего управления и честной администрации из природных китайцев». Среди китайцев немало «здоровых, храбрых и преданных патриотов», которые «готовы к переменам». «Большинство честных людей,— писал Сунь Ят-сен, — проявляет готовность и решимость приступить к созданию всеобщей демократической жизни».

В этой работе Сунь Ят-сен стремился убедить англичан, что победа революции в Китае не только не причинит ущерба интересам Англии и других держав, но, напротив, будет им выгодна. «Если китайцы будут предоставлены сами себе, если им дадут возможность залечить язвы родной страны,— писал он, — то они будут жить в мире с иностранцами и установят дружественные отношения с народами всего мира».

 СУНЬ ЯТ-СЕН

В статье Сунь Ят-сена, написанной накануне реформ 1898 г., высказаны взгляды, несомненно более прогрессивные и передовые, чем теории его современников-реформаторов, ставивших лишь задачу обновления страны при сохранении и укреплении маньчжурской династии.

В 1898—1900 гг. Сунь Ят-сен был занят воссозданием революционной партии и подготовкой нового восстания. Авторитет Сунь Ят-сена в то время значительно укрепился. Он стал признанным лидером революционного лагеря. Выросла и руководимая им революционная организация Союз возрождения Китая — как по численности (279 человек), так и по влиянию в народе.

Политическая платформа Сунь Ят-сена того периода сформулирована в его записке генерал-губернатору Сянгана Блэйку 24 июля 1900 г., где он «от имени граждан Южного Китая» излагал программу будущего республиканского правительства, предусматривающую ликвидацию монархического-деспотического строя, установление выборной власти, сформирование избранного народом правительства и парламента, значительное увеличение прав местных властей. Программа предусматривала также упорядочение уголовного законодательства, равенство граждан перед законом, развитие промышленности, транспорта, торговли, разработку недр, предоставление китайским предпринимателям равных с иностранцами возможностей, увеличение жалованья гражданским и военным служащим, развитие просвещения и образования с отменой архаичной системы государственных экзаменов и т.д.

Однако тот же меморандум обнаружил существенный недостаток идейно-политической позиции Сунь Ят-сена. Питая еще надежду на поддержку империалистами национальных устремлений китайцев, он обещал предоставить державам на определенный период право контроля над деятельностью центрального и провинциальных правительств. Один из пунктов меморандума гласил: «До проведения всенародных выборов при парламентах провинций должно существовать временное совещательное бюро в составе генеральных консулов держав».

При этом нельзя забывать, что Сунь Ят-сен питал жгучую ненависть к иностранным агрессорам, о чем свидетельствует, например, его письмо к Лю Сю-шэну, личному другу Ли Хун-чжана, в 1898 г. «Разве терпимо,—писал Сунь,— что страна с 400 округами и четырехсотмиллионным населением сложа руки ждет раздела? Совершенно необходимо поднять массы для оказания сопротивления... Каково мнение наместников Цзянсу и Хубэя? Если они считают, что мог мнение правильно, то должны твердо стать на позицию защиты родины против агрессора. Если же они считают, что я неправ, то мне придется самому прибыть в их владения, чтобы помериться с ними силами».

Па что же рассчитывал Сунь Ят-сен, вводя упомянутые пункты в свой меморандум? Он видел противоречия между империалистами и правомерно пытался использовать их в интересах революционной борьбы. Однако оп преувеличивал значение этих распрей и не учитывал того обстоятельства, что империалисты готовы объединиться в борьбе против китайского народа.

Сунь Ят-сен долго не понимал экспансионистской сущности «паназиатизма», проповедуемого японским империализмом. Под влиянием этой реакционной идеи он находился вплоть до окончания первой мировой войны, явно смешивая «паназиатизм» с прогрессивной идеей союза всех угнетенных народов Азии против империалистического гнета.

В 1901 г. цинское правительство, осуществляя так называемую новую политику, послало большую группу молодежи учиться в Японию. Туда же по собственной воле эмигрировали из Китая многие оппозиционно настроенные молодые люди. В 1902 г. общее число китайских студентов, обучавшихся в Японии, достигло шести тысяч. В основном это были выходцы из мелкобуржуазных семей и лишь незначительная часть — отпрыски феодальных родов и высшего чиновничества. Сунь Ят-сен и его друзья, члены Союза возрождения Китая, вели среди студенчества большую пропагандистскую и организационную работу, подвергались преследованиям японских властей и агентов цинского правительства. В 1902 г. в Токио по инициативе Чжан Бин-линя и Цинь Ли-шаня готовился митинг, посвященный 242-летию со дня свержения китайской минской династии, но он был запрещен японскими властями по требованию цинской миссии. Узнав об этом, Сунь Ят-сен организовал поездку китайской молодежи в Иокогаму, где и был созван массовый митинг.

 

 




Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе