Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Развитие общественно-политических и философских идей Сунь Ят - Сена на пороге новейшего времени

Заслуга Сунь Ят-сена заключается в том, что он опроверг не только издревле существовавшие традиционные китайские догмы о том, что «небо не меняется и дао не меняется», но и реформаторскую формулу: «Небо не меняется, но дао меняется». Он говорил, что и дао меняется, и небо меняется.

 

Таким образом, философские воззрения, сформулированные в ранних работах Сунь Ят-сена, несмотря на ограниченность, серьезные противоречия, а также эклектизм, в целом были, несомненно, прогрессивными и способствовали борьбе революционной демократии с феодальной и реакционной буржуазной идеологией.

Экономические взгляды Сунь Ят-сена этого периода изложены им в известной книге «Материальное строительство». С помощью иностранных и китайских инженеров и ученых Сунь Ят-сен собрал обширный технико-экономический материал о богатейших природных ресурсах Китая и, оценив колоссальные масштабы потенциальных производительных сил страны, разработал грандиозный план ее экономического развития.

План Сунь Ят-сена предусматривал строительство широкой системы коммуникаций (100 тыс. миль железнодорожных путей, 1 млн. миль мощеных дорог, сооружение и ремонт каналов, упорядочение водных путей и гидротехнические работы на важнейших реках — Хуанхэ, Сицзян, Хайхэ и др.), реконструкцию и развитие торговых портов в Центральном, Южном и Северном Китае, строительство современных крупных городов с присоединением к ним железнодорожных и водных магистралей, проведение ирригационных и мелиоративных работ, содействие развитию горнорудной и металлургической промышленности, промышленности строительных материалов и производству предметов широкого потребления, содействие земледелию и лесному хозяйству, колонизацию и освоение национальных окраин (северо-востока, Синьцзяна, Цинхая, Тибета).

Этот грандиозный «план индустриализации страны» Сунь Ят-сен рассчитывал осуществить двумя путями: посредством привлечения частного капитала и расширения национализированной промышленности.   Он  предлагал устранить все препятствия, мешающие росту китайской национальной буржуазии, но, не надеясь на нее как на серьезную силу в индустриальном развитии страны, ориентироваться главным образом на создание государственных предприятий, которые имели бы монопольный характер. В национализированную  промышленность он считал необходимым привлечь иностранные капиталы, пригласить иностранных экспертов и организаторов. По мысли Сунь Ят-сена, иностранный капитал, вложенный в предприятия типа концессий, государство смогло бы постепенно выкупить (с процентами). «Каждое из этих национальных предприятий, —писал он,— в период его организации и функционирования до окончательной выплаты затраченного на него капитала и процентов будет находиться под управлением и наблюдением иностранных экспертов, состоящих на китайской службе, которые обязаны подготовить китайских специалистов, способных заменить их в будущем. Когда же капитал и проценты за каждое предприятие будут выплачены, китайскому правительству должно быть предоставлено право решать —оставить ли управление этими отраслями промышленности за иностранцами или за китайцами».

Сунь Ят-сен пытался доказать капиталистам всего мира, что если в годы мировой войны воюющие страны затрачивали около 240 млн. долл. в день, то после окончания войны, когда военные расходы резко сократились, а миллионы солдат вновь превращаются из потребителей в производителей, капиталистический мир неизбежно очутится в тяжелом положении, настанет кризис перепроизводства. Он призывал капиталистов предоставить «высвободившиеся капиталы» Китаю для совершения в этой стране промышленной революции. Сунь Ят-сен писал: «Китай станет не только районом разгрузки иностранных товаров, но превратится в экономический океан, способный поглотить весь излишний капитал так быстро, как только промышленные страны смогут производить продукцию в условиях национализированной индустрии. Тогда не станет конкуренции и экономической борьбы не только в Китае, но и во всем мире». Сунь Ят-сен предлагал правительствам иностранных государств войти между собой в соглашение и создать международную организацию с квалифицированным административным и техническим персоналом для планирования и максимального использования природных богатств Китая.

Главное условие успеха этого плана Сунь Ят-сен видел в «доверии китайского народа, без сотрудничества и решительной поддержки которого осуществление проекта будет почти невозможно». Этого доверия как раз и не было. Национальная буржуазия считала план Сунь Ят-сена опасной фантазией, осуществление которой могло бы привести лишь к дальнейшему укреплению иностранного капитала в Китае, а китайский народ не мог доверять «благородству» иностранных капиталистов, зная, что «заморские дьяволы» способны только любыми способами грабить его родину.

Экономический план Сунь Ят-сена, несомненно, страдал рядом серьезных недостатков.

План предусматривал преимущественное развитие добывающей промышленности и производства предметов потребления, т. е. таких отраслей, из которых можно быстро и в больших размерах извлечь прибыль с наименьшим вложением капитала, но не предполагал ускоренного развития промышленности, производящей средства производства, без которой невозможно действительное освобождение страны от колониальной зависимости.

Лишь в общих словах говорил Сунь Ят-сен о содействии развитию земледелия (главным образом в агротехническом отношении), но не предусматривал никаких конкретных мероприятий для изменения производственных отношений в деревне. Более того, в плане Сунь Ят-сена не упоминалось об экономических. стимулах повышения производительности труда и поднятия благосостояния масс Китая, а без повышения покупательной способности народных масс и образования обширного национального рынка невозможно осуществить индустриализацию страны.

Но самое главное —Сунь Ят-сен не учитывал, что для использования иностранного капитала «на службе» китайской промышленности и создания национализированной экономики нужно иметь стабильную народную власть или хотя бы сильное буржуазное национальное правительство, способное вести борьбу с экспансией иностранных монополий и с феодальной реакцией внутри страны. Сунь Ят-сен же наивно рассчитывал на действие «закона взаимопомощи» между государствами, нациями и классами.

Таким образом, грандиозный перспективный план экономического строительства Китая, разработанный Сунь Ят-сеном, оставался благородной, но утопической мечтой.

Не случайно этот план не был осуществлен хотя бы частично, его не поддержали иностранные финансовые магнаты и правительства стран Европы и Японии. Единственной страной, способной вложить в китайскую промышленность «излишние капиталы», были разбогатевшие после войны Соединенные Штаты Америки. План Сунь Ят-сена, собственно, и был навеян высказываниями президента Вильсона. Но когда речь зашла о конкретных шагах для предоставления промышленного займа, то хозяева финансовых ресурсов заговорили иначе. Департамент промышленности США за подписью Вильяма С. Редфилда сообщал Сунь Ят-сену:

«Но планы, предлагаемые Вами, так сложны и обширны, что потребуется много лет на детальную их разработку. Вы, без сомнения, вполне согласитесь с тем, что потребуются миллиарды долларов на выполнение хотя бы малой части Ваших предложений и что большая часть из них не будет в состоянии оплатить процентов произведенных издержек и затрат в течение нескольких лет. Поэтому первый вопрос, который требуется решить, следующий: каким образом можно будет устроиться с уплатой процентов по займу? Китайская республика уже слишком перегружена уплатой процентов по имеющимся государственным займам, чтобы взять на себя еще лишние обязательства».

Надежда на доброжелательность иностранных монополистов не оправдалась. Никто, в том числе и американцы, на которых больше всего рассчитывал Сунь Ят-сен, не откликнулся. Отклики же внутри страны на план Сунь Ят-сена весьма поучительны. Спустя два месяца после опубликования его плана в 1919 г., парламент провинции Чжили вынес решение о постройке Северного порта на основе планаСуня, но гораздо меньшего масштаба, с капиталовложениями в 30—40 миллионов юаней. Решение привело к бурному росту цен на землю в районе предполагаемого строительства порта, на площади около 400 тыс. му; что в свою очередь вызвало резкое вздорожание строительства. Острая борьба между землевладельцами и предпринимателями привела к провалу плана   строительства порта.   Это еще раз показало слабость аграрной программы Сунь Ят-сена, от которой непосредственно зависел план промышленного развития Китая. Сама история разрешила спор о реальности промышленного плана Сунь Ят-сена в тех исторических условиях.

Однако при всех недостатках и наивности расчетов автора и его сторонников этот план имел огромное историческое значение как первый в Китае эскиз буржуазно-демократической экономической программы. Это был несомненный шаг вперед в развитии экономической концепции Сунь Ят-сена. В отличие от прежней убежденности в легкости осуществления «социальной революции в Китае вследствие его отсталости» Сунь Ят-сен в новых экономических работах признал развитие производительных сил, особенно в промышленности и на транспорте, единственным путем преодоления отсталости и обеспечения процветания страны. Более того, Сунь Ят-сен вскрыл огромные потенциальные возможности экономического развития Китая. Выдвинутая в «Плане экономического строительства» идея о необходимости индустриализации и развития народного хозяйства отвечала исторической необходимости. Отражая огромные изменения во внутренней и международной обстановке за годы первой мировой войны, эта идея соответствовала реальным закономерностям социально-экономического развития.

Третьей частью обобщающего труда Сунь Ят-сена явилась книга «Социальное строительство» (или «Первый шаг к осуществлению демократических прав»), написанная с целью «обучить народные массы элементарным демократическим правам».

Сунь Ят-сен считал положительным явлением, что в Китае существует обширная литература по философии и религии, по астрономии, физике, химии, математике, по экономическим, политическим и военным наукам. В то же время он выражал глубокое сожаление, что в стране нет популярных работ о формах и методах организации общественных и представительных учреждений — всякого рода ассоциаций, учебных заведений, крестьянских союзов, торговых палат, акционерных обществ, политических партий, парламента, муниципалитетов, военных советов и т. д.. Отсутствие таких книг Сунь Ят-сен объяснял тем, что народ Китая еще никогда не пользовался демократическими правами. Однако, подчеркивал он, новые исторические условия требуют объединения и сплочения народных масс: народ должен знать не только, как бороться за демократические права, но и как ими пользоваться. Решив восполнить пробел, Сунь Ят-сен отвел значитель-нуючастькниги популярному изложению форм и структуры государственных и общественных правовых институтов. В этом смысле его книга, несомненно, имела практическое значение, воспитывая в народе солидарность и организованность, сознание того, что воля масс может определить судьбу общества и государства. Однако, говоря о перспективах политического преобразования страны, Сунь Ят-сен ограничивался призывом к борьбе за восстановление законного парламента и конституции Китайской республики.

Философские, экономические и правовые теории Сунь Ят-сена, развитые в трех названных книгах, как и его учения в целом, были идеологией буржуазной демократии периода буржазно-демократической революции. Идейные позиции Сунь Ят-сена при всей их прогрессивности отражали слабость китайской национальной буржуазии. Подвергая в своих теоретических трудах критике консервативные и реакционные концепции, Сунь Ят-сен, однако, не вел в достаточной степени решительной борьбы против конкретных носителей реакционных идей, а также против проимпериалистических теорий. Отсутствие у Сунь Ят-сена в 1917—1919 гг. тесных связей с широким фронтом борьбы за демократическую идеологию и культуру отразилось на его работах тех лет, придавая им подчас форму отвлеченных рассуждений, чем, конечно, и объясняется недостаточная на этом этапе популярность его книг в Китае.

Существенный недостаток суньятсенизма первых десятилетий XX в. состоял в отсутствии у его создателя четкой программы антиимпериалистической, национально-освободительной борьбы и конкретной и последовательной антифеодальной аграрной программы, отвечающей чаяниям крестьянских масс. Несмотря на теоретическое признание решающей роли народных масс, Сунь Ят-сен на практике не призывал к организации и развертыванию массового революционного движения. Он переоценивал значение наемной армии и напрасно рассчитывал на помощь мелких милитаристов Южного Китая в борьбе против милитаристов Севера.

Дальнейшее развитие взглядов Сунь Ят-сена, связанное с преодолением многих прежних ошибок, относится уже к последующему этапу развития революции в новых исторических условиях и при новом соотношении классовых сил.




Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе