Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Свобода личности

Первыми требованиями буржуазной революции всегда были «свобода», «ликвидация сословий и сословных привилегий», «всеобщее равенство перед законом». Буржуазно-просветительское движение в Китае периода первой мировой войны, естественно, выдвинуло на первый план те же требования. Лозунг свободного развития личности провозглашали Лу Синь, Чэнь Ду-сю, Цай Юань-пэй, Ху Ши и др.

В статьях Чэнь Ду-сю «Французы и современная цивилизация», «Обращение к молодежи» и других систематически выдвигалось требование обеспечения прав человека. Чэнь Ду-сю призывал патриотическую и демократическую молодежь, «новую молодежь», как называли ее деятели «Синь циннянь», «воспитывать в себе прилежание, бережливость, честность, чистую совесть, правдивость и верность. Эти качества способствуют как развитию личности, так и развитию всего общества».

Противопоставляя буржуазный Запад феодальному Востоку, Чэнь Ду-сю утверждал, что на Западе вся деятельность общества и политика государства направлены на «защиту личной свободы, прав и счастье человека». Он убеждал китайскую молодежь проникнуться тем же духом, поверить в свои силы и в науку, отвергнуть предрассудки, косность, консерватизм. Оп призывал молодежь разрушить унаследованные от предков «идолы религии, политики и морали». Без разрушения идолов взгляды людей «не будут соответствовать действительной истине мира».

О свободе и о праве каждого на развитие своих способностей писал и Цай Юань-пэй. Осуждая старую педагогическую систему, готовившую чиновников и воспитывавшую в молодежи преданность феодально-бюрократической власти, он ратовал за введение демократической системы народного образования, способствующей формированию индивидуального характера и развитию индивидуальных способностей. Следует заметить, что Цай Юань-пэй гипертрофировал роль образования в общественном процессе, особенно роль «эстетического воспитания».

Духом свободы и раскрепощенности человека проникнуты произведения Лу Синя. Он понимал и разъяснял, что общественный прогресс невозможен без освобождения индивидуальной творческой энергии. Однако идея борьбы за личную свободу появилась в мировоззрении Лу Синя тех лет под влиянием весьма своеобразно толкуемой ницшеанской проповеди индивидуализма.

Из всех авторов «Синь циннянь» особенно много писал о свободе человеческой личности Ху Ши. Он подвергал критике неравенство людей в Китае, бессердечность феодальной

морали, не считавшей преступлением измену мужа и клеймившей позором измену жены. Беря и в этом случае за образец Соединенные Штаты Америки, Ху Ши призывал китайских женщин учиться у американок «духу личной независимости и свободы, воспитываемому американской системой образования». Ху Ши, будучи субъективным идеалистом, не связывал вопрос о личной свободе с характером общественного строя, а сводил все к «собственной воле и совести человека».

Ху Ши не раз заявлял, что его взгляды на свободу личности целиком совпадают со взглядами великого норвежского писателя Г. Ибсена. Он разделял мнение Ибсена, что «человек должен полностью развивать свой талант и свой индивидуальный характер» и что «самым большим злом для общества является подавление индивидуальности человека и задержка его свободного развития».

«Большинство всегда ошибается,— писал Ху Ши,— истина принадлежит меньшинству». По его мнению, история общества представляет собой бесконечную борьбу талантливого, мужественного и дальновидного меньшинства, талантливых личностей против бездарной толпы, консервативного большинства, все время угнетающего меньшинство и подавляющего таланты. «Самым могущественным человеком в мире,— писал он,—является изолированный одиночка».

Ху Ши с восторгом цитировал письмо Г. Ибсена Георгу Брандесу: «И я прежде всего желаю Вам побольше чистокровного эгоизма, который заставил бы Вас на время придавать своему собственному делу исключительное значение и забыть обо всем остальном... Вообще, по временам вся всемирная история представляется мне грандиозным кораблекрушением— спасайся кто может». Ху Ши уверял, что эти слова норвежского драматурга проникнуты «самым здоровым индивидуализмом». Он утверждал, что спасение родины нужно начинать со спасения самого себя, что «борьба за свободу и честь личности есть борьба за свободу и честь отечества; государство свободы и равенства не создается ничтожной чернью». Таким образом, в напряженнейший момент истории Ху Ши призывал молодежь (и Г. Ибсен, конечно, тут совершенно ни при чем) заниматься «самоспасением», вместо того чтобы отдать все силы спасению родины.