Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Борьба за новое мировоззрение

Унаследовав лучшие традиции китайской философии и испытав влияние материалистической философской литературы зарубежных стран, Ли Да-чжао в 1917 г. писал: «Издревле распространенные в Китае, Индии и Европе различные философские школы допускают существование непостижимого, таинственного высшего творца, наделенного абсолютным разумом, абсолютным смыслом. В качестве такового называют «небо», «святого духа», «бога», «абсолют», «существо», «начало мира», «сущность вселенной», «великий предел», «вечную истину». Термины различны, но под каждым из них подразумевается высший творец... Все они строятся на том, что мораль берет свое начало в сверхъестественном». Ли Да-чжао хорошо понимал, что такие представления не могут быть приняты поколением, живущим в современную эпоху.

Идеалистическим философским взглядам будущий марксист Ли Да-чжао противопоставлял материалистическое миропонимание. «Мы считаем,— писал он, — что мир — это реальное бытие, не имеющее ни начала, ни конца. Все явления, порождаемые объективно существующим реальным миром, постепенно возникают и развиваются естественным путем в соответствии с законами природы, имеют причинно-следственные и функциональные связи». Мораль для Ли Да-чжао также одно из естественных явлений. Поэтому ее развитие должно соответствовать естественной эволюции общества. «Естественные изменения, которые претерпевает мораль, происходят не по милости таинственного творца и тем более не по воле древних мудрецов».

Элементы диалектико-материалистических идей высказаны и в более ранних работах Ли Да-чжао. В статье «Молодость»

(сентябрь 1916 г.) он писал: «Юность или молодая сила — это сила весны, она бесконечна, у нее нет начала и нет конца, нет ограничения, нет предела, нет определенных форм и видов... Жизнь или смерть, расцвет или увядание, положительное или отрицательное, разрушение или восстановление, лукавство или честность, пустота или насыщенность, несчастье или благополучие, беда или удача, молодость или старость, здоровье или дряхлость — все это в жизни и природе чередуется, изменяется, движется и течет».

Говоря о материальности объективного мира, вечности движения, неодолимости развития, присущих самой материи, Ли Да-чжао подчеркивал: «Закон эволюции порождает беспрерывное и бесконечное возникновение и развитие сил молодости и весны». От того, говорил он, как скоро возродятся молодые силы Китая и как долго будут давить на китайское общество пережитки старой жизни, зависит судьба страны. Он призывал молодежь познавать объективные закономерности развития и стремиться к прогрессу, «чтобы настоящий день опережал вчерашний, завтра опережало сегодня, чтобы семья, нация, государство, человечество, мир изо дня в день молодели и свежели».

Поучительно проследить, как в мировоззрении Ли Да-чжао постепенно крепли элементы материалистической диалектики. В статье «Сегодня» (апрель 1918 г.) он писал: «Вселенная движется и течет ежеминутно и ежесекундно, ее движение никогда не прекращается, не останавливается. Великая реальность, как бурный поток, движется, течет, она существует вечно, ей нет ни начала, ни конца, наше «я», наша жизнь также находятся все время в движении. Они развиваются, расширяются и продолжаются в соответствии с законом движения и течением реальности». Ли Да-чжао многократно подчеркивал, что реальная действительность сегодня есть продукт вчерашнего и основа завтрашнего дня. Он решительно выступал как против ретроградов, которые, вместо того чтобы трудиться и вносить вклад в строительство реальной жизни, тянут назад, к отжившему вчерашнему, так и против тех, кто, игнорируя условия текущего дня, строит несбыточные фантазии. Человек, писал Ли Да-чжао, не должен игнорировать и презирать настоящее, не должен цепляться за старое и не должен фантазировать о будущем. В то же время нельзя довольствоваться только сегодняшним днем и не думать о завтрашнем — нужно опираться на настоящее для будущего, использовать силы сегодняшнего дня для обеспечения творчества завтра. Задача заключается в том, чтобы в соответствии с законами развития мира создавать блага и для будущих поколений».

В статье «Новое! Старое!» (май 1918 г.) Ли Да-чжао, вскрывая противоречия в общественной жизни Китая, разъяснял читателям, что смена старого новым, дряхлого юным, реакционного прогрессивным есть незыблемый закон природы и общества. Задача новой молодежи в том, чтобы направить все силы на разрешение этих противоречий.

В статьях Ли Да-чжао в рассматриваемый период уже выявились черты его материалистического мировоззрения, элементы научного метода мышления, его революционный темперамент, хотя, конечно, с марксистской философской литературой, с учением диалектического материализма автор тогда еще не был знаком. Такой путь развития философских взглядов Ли Да-чжао имел исключительное значение, учитывая, что на умы почти всех китайских мыслителей конца XIX —начала XX в. (и буржуазных реформаторов, и революционных демократов) оказывали тогда сильнейшее влияние позитивистская социология и философия. Культ силы, тезис «Чтобы существовать и победить, необходимо быть сильным» в свое время стимулировали борьбу за национальное возрождение и играли известную положительную роль в борьбе с богословием, мистицизмом, схоластикой и упадничеством. В новых же исторических условиях попытка объяснить общественную жизнь при помощи законов, присущих животному и растительному миру, явственно обнаружила свою реакционную сущность. Первые работы Ли Да-чжао явились важным шагом по пути познания передовыми китайскими учеными закономерностей общественного развития. В статье «Война и народонаселение» Ли Да-чжао выступил против социального дарвинизма и мальтузианства, хотя и с позиций, близких к теории взаимопомощи Кропоткина. Он подверг решительной критике теорию Мальтуса, используемую для оправдания захватнических войн. Он назвал ее теорией «алчных тунеядцев», которые пытаются оправдать и узаконить безнравственное присвоение плодов чужого труда. Напоминая, что материальные ресурсы человечества неисчерпаемы, Ли Да-чжао утверждал, что удовлетворение потребностей людей зависит от них самих, что единственным источником существования всегда будет труд. Опровергая подхваченную мальтузианцами теорию убывающего плодородия почвы, Ли Да-чжао высказывал убеждение, что люди в силах победить природу. Об этом, писал он, свидетельствуют такие изобретения, как электричество, теплотехника и т. д.