Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Борьба за новое мировоззрение

В начале 1917 г. на страницах «Синь циннянь» с философской статьей «Теория реальности материального мира» выступил Юнь Дай-ин, обнаруживший хорошее знание истории западноевропейской философии и понимание основных проблем, разделяющих философов. Решительно став на сторону материалистического направления, он писал: «Если слепые не видят формы и цвета, глухие не слышат звуков, то от этого не перестают существовать сами форма, цвет и звук. Чтобы объективная материя отразилась в сознании человека, безусловно, нужны здоровые органы чувств. Но материя не перестает существовать, если какой-либо человек из-за болезни органов чувств не может видеть, слышать или осязать».

 

Элементы материализма, безусловно, проявлялись и в миропонимании Лу Синя. В 1907 г. Лу Синь написал ряд работ («История человека», «Учебные записки по истории науки», -»О достижениях культуры»), в которых на основе теории эволюции рассматривал непрерывное развитие мира от неорганического к органическому, от животного к человеку, поясняя, что «история человечества, так же как и история природы, непрерывно развивается и прогрессирует». Изложение Лу Синем в этих работах теории эволюции и аргументация в ее пользу, несомненно, способствовали борьбе с теологией, с идеалистическими теориями неизменности общественного строя.

Однако Лу Синь в то время не был последователен в своих взглядах, он не сознавал неприменимости теории эволюции к области социальных явлений. Лишь впоследствии вред и реакционность социального дарвинизма стали для него очевидны. Как уже отмечалось, Лу Синь увлекался философией Ницше, его «сверхчеловеком», культом силы и индивидуализма. Но ницшеанскую «волю к власти» и «борьбу за существование» Лу Синь воспринимал как призыв к борьбе с консерватизмом и косностью, с духом примирения и покорности. Ницшеанский крайний индивидуализм в трактовке Лу Синя воспринимался как принцип свободы личности, свободы мысли, направленный против феодального деспотизма. Однако Лу Синь еще не оценивал в полной мере реакционной сущности идеалистического учения Ницше.

В годы первой мировой войны Лу Синь почти не писал специально философских работ, но из его заметок, статей и художественных произведений явствует, что он прозорливо нащупывал социальные корни реакционной феодальной идеологии и морали. Формирование зрелых материалистических взглядов Лу Синя, особенно в области общественных наук, относится к более позднему периоду.

В статьях 1916—1918 гг. отразились и противоречивые воззрения Чэнь Ду-сю. В анализе социальных корней конфуцианской идеологии, в определении путей возрождения страны «через моральное совершенствование, научные знания, демократическое просвещение» Чэнь Ду-сю выступал как явный идеалист. В разоблачении же религии и суеверий он поднимался до понимания материалистических идей. Острейшие противоречия легко обнаружить в каждой его философской работе. Так, в 1915 г. в статье «Современное направление педагогики» Чэнь Ду-сю писал: «Человек для мира что клетки для тела. Старые заменяются новыми, живые заменяют мертвых— таков неопровержимый закон. Материал передается из поколения в поколение (атом не исчезает), дух передается истории (расовый характер не исчезает). Жизнь отдельного человека ограниченна, но жизнь человечества не имеет границ». Как видим, автор сознавал реальность материи, бесконечность жизни, правильно понимал характер взаимоотношений между человеком и природой, но в то же время признавал возможность самостоятельного развития духа (в форме «расового характера»), вне зависимости от материи. В этом отрывке и в ряде других параграфов той же статьи Чэнь Ду-сю противополагал материю духу как равноправному началу, т. е. подходил к этому вопросу с дуалистических позиций.

Противопоставляя явления их сущности («явления могут быть изменчивы... но сущность постоянна»), считая, что жизненные явления, как и дух, не вытекают из сущности материи, не связаны с ней, что они существуют произвольно, неопределенно, изменчиво, вне зависимости от изменений материи, Чэнь Ду-сю давал понять, что материя неуловима и непознаваема. Рассуждая таким образом, он впадал в явный агностицизм.

Противоречивость и зыбкость философских взглядов Чэнь Ду-сю проявлялись в последующих работах. В 1918 г. он писал: «Вещи, которые мы чувствуем и ощущаем, в общем, объяснимы современной наукой», но тут же опровергал сам себя: «Что касается того, существует ли бес в действительности или только в воображении, это можно определить лишь внутренним чувством. Тут наука бессильна». Непоследовательность, противоречивость мировоззрения Чэнь Ду-сю сказались и в дальнейшем, и не только в области философии, но и в области политической и социальной.