Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

История китайского фарфора

Мы знаем и чтим изобретателей западноевропейского фарфора. В нашем городе жил и творил создатель русского фарфора Дмитрий Виноградов. Назвать же изобретателя китайского фарфора — невозможно. Фарфор этот создавался медленно, веками, поколениями. В одном из музеев народного Китая хранится синий сосуд, имеющий форму цветка лотоса. Он извлечен из погребения, которое относится ко времени между III и V вв. н. э. Сосуд этот поражает блеском красок и изяществом форм. Уже в то время китайцы знали употребление глазури.

 

В Европе фарфором считают только такие изделия из глины, которые обладают твердостью, совершенной белизной и способностью просвечивать. Такой фарфор появился в Китае между VII и IX вв. и. э. Сначала на фарфоровых заводах применялись свинцовые глазури разных цветов, потом их место заняли шпатовые, которые требуют при обжиге более высокой температуры.

История китайского фарфораИстория китайского фарфора

Чтобы наладить производство фарфора, нужно было обладать большими знаниями во многих областях науки и техники. Древние мастера хорошо знали, как именно расширяются при обжиге изделия из фарфоровой массы и глазурь. И не только знали, а и учитывали ту способность к расширению, которой обладают оба материала. Без этого не было бы китайского фарфора.

Но, кроме научных и технических знаний, требовался и большой вкус, чувство изящного. В X—XIII вв. китайские мастера достигли огромных успехов в раскрытии художественных возможностей фарфора. Китайский фарфор того времени отличается необыкновенным богатством нежнейших оттенков красного, голубого, зеленого цветов. Даже трещинки, появляющиеся при обжиге, были использованы для украшения фарфоровых изделий.

В XIV в. в Китае и за его пределами были больше всего распространены фарфоровые изделия с синей подглазурной росписью. Белая поверхность этого фарфора открывала самые широкие возможности для художников. Для синей подглазурной росписи требовался металл кобальт. А своего кобальта в Китае не хватало. Его стали ввозить с Аравийского полуострова. Расцвет производства фарфора с такой росписью приходится на время с 1425 по 1463 гг. Как видно, тут помогло плавание Чжэн Хэ к берегам Аравии, о котором рассказано в главе «Землепроходцы и мореплаватели».

К концу XV в. на императорском фарфоровом заводе в Цзиндэчжене работало 58 печей. Завод выпускал изделия с тончайшими, полупрозрачными стенками. В это же время китайцы научились применять для росписи своих фарфоровых изделий глазурь нескольких цветов. Художники, привыкшие к китайскому иероглифическому письму, соревновались в нанесении необычайно тонких линий.

В XVII—XVIII вв. в Китае появились изделия с многокрасочной надглазурной росписью. Китайские мастера расписывали фарфор при помощи красок и легко плавящихся   цветных   глазурей.

Хозяевами и заказчиками фарфоровых заводов были люди алчные и жестокие. Они делали, что хотели с гончарами и живописцами. Но при всем своем могуществе они не смогли навязать народным мастерам собственные вкусы. В фарфоре и его росписи воплотился художественный гений китайского народа. Живописцы изображали на фарфоровых изделиях сказочных зверей и обыкновенных людей, птиц и рыб, создавали чудесные картины родной природы.

Китайские художники умели удивительно верно изображать на фарфоре движение, без которого нет жизни. У нас в Эрмитаже среди прочих китайских изделий хранится большое фарфоровое блюдо. На этом блюде изображена рыба, плывущая среди водорослей. На круглом зеркале блюда каждое пятно, каждая линия служат одной цели: как можно выразительнее и правдивее передать движение плывущей в воде рыбы.

Нередко на фарфоре изображались сцены из жизни героев, заслуживших любовь и признательность народа. Таким был поэт Ли Тай-бо. Китайские художники часто рисовали его на фарфоре, плывущим в лодке с книгой в руке или задумчиво глядящим на водопад. На китайском фарфоре можно видеть и знаменитого землепроходца Чжан Цяня, о котором мы уже рассказывали. Приключения Чжан Цяня произвели огромное впечатление на народных сказителей. О его подвигах они рассказывали на свой лад. В росписи на фарфоре Чжан Цянь показан таким, каким жил он в памяти народной. Путешественник ищет не дорогу в Среднюю Азию, а след Желтой реки на Млечном пути.

Чтобы выразить свои чувства, китайские мастера фарфора выработали условный язык. Эти чувства были очень далеки от чувств хозяев феодального Китая,  которые любой ценой стремились к умножению своих богатств и укреплению своей власти. Когда китайский живописец изображал на фарфоре виноград или бамбук, он выражал этим почтение к старости. Две рыбы, плывущие навстречу друг другу, означали супружескую любовь и верность.

Шелк и фарфор были первыми посланцами китайской культуры на Западе. Они знакомили другие народы с достижениями техники и искусства китайцев. Благодаря шелку и фарфору художники средневековой Европы имели возможность изучать у себя на родине творчество своих китайских собратьев. И это, конечно, оказывало определенное влияние на развитие искусства Запада.

Позднее, особенно с XVII в., европейское искусство, в свою очередь, стало влиять на форму и роспись китайского фарфора. Венецианское стекло, голландский фаянс вдохновляли китайских мастеров на создание новых образцов фарфоровых изделии.

Китайские фарфоровые заводы принимали заказы на посуду от европейских князей и государей. Сохранились тарелки и блюда, на которых гербы заказчиков с доспехами и оружием сочетаются с чисто китайской росписью, со сценками из китайской народной жизни.

Китайский фарфор вывозился в Европу также и без росписи. Такой фарфор расписывался европейскими мастерами.

Подобное творческое содружество могло, однако, продолжаться только до тех пор, пока Китай сохранял полную независимость. Но, когда в эту великую страну проникли европейские и американские колонизаторы, положенно совершенно изменилось. Изделия керамической промышленности Западной Европы и США стали вытеснять местный фарфор с китайского рынка. Высшие сорта китайского фарфора продолжали вывозиться на Запад, но мастерам пришлось приспосабливаться к вкусам богатых покупателей за границей. Из-за этого формы и роспись китайского фарфора стали терять национальные черты. Производство фарфора на его родине стало приходить в упадок.

Оно возродилось после победы народной революции. Древний Цзиндэчжэнь (нынешний Цзиндэ), как и другие центры фарфорового производства, стал городом счастливых людей. Коммунистическая партия и народное правительство Китая повседневно помогают мастерам фарфора. В  Цзиндэ  создан  научно-исследовательский  институт, который, опираясь на опыт фарфоровых заводов, совершенствует технику производства. Крупнейшие художники помогают местным живописцам. В росписи фарфоровых изделий появилось много нового. Она отражает и современную жизнь Китая, его борьбу за социализм и мир.

В свое время европейцы и американцы применили фарфор в такой отрасли промышленности, какой, понятно, не могло быть в средневековом Китае. Это — электротехническая промышленность. Всюду, где прошли липни электропередачи, повисли фарфоровые изоляторы. Теперь фарфор для технических целей изготовляется и в Китае.

Древние люди наивно верили, что бог создал человека из глины, вдохнув в нее «душу». На самом же деле человек вдохнул душу в бесформенную глину, научившись превращать ее в прекрасный фарфор. Человек укротил молнию, которую древние считали знамением «божьего гнева», заставил ее служить себе, подчинив своей воле электричество. А чтобы строптивая молния не могла вырваться из плена и поразить его насмерть, человек создал фарфоровый изолятор. Древнее китайское изобретение — фарфор — неотъемлемая часть жизни современного человечества.

На правах рекламы

Хотели бы Вы обучиться технике восточного энергетического массажа? Если да, то Вам обязательно стоит посетить сайт Центра традиционной восточной медицины Багу. Специалисты центра обучают всех желающих методикам древних китайских целителей. Прикоснитесь и Вы к знаниям древней цивилизации.