Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Омывающие Китай моря: физико-географический очерк, хозяйственное значение

В конце 1977 —начале 1978 года Китай осуществил две океанографические экспедиции, позволившие ему получить собственные данные, необходимые для подготовки более детальных, целенаправленных исследований и разведочно-буровых работ на шельфе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

Первой в конце 1977 года была завершена экспедиция в Южно-Китайском море. Во время этой экспедиции, как сообщало агентство Синьхуа, китайские ученые провели исследования по океанской гравитации, магнетизму, гидрологии, метеорологии, биологии, химии и геологии. Исследования велись в районе, лежащем к югу от Парасельских островов и отмели Макклесфилд-бэнк и к северу от о-вов Спратли. В сообщен пи об этой экспедиции китайская сторона впервые выдвинула притязания на риф Скарборо, или Саут Рок.

В январе 1978 года завершилась аналогичная работа китайских ученых в Восточно-Китайском море. Китайские океанологи провели комплексные исследования, подобные тем, которые проводились в Южно-Китайском море, в районе к востоку от 124° в. д. «Полученные экспедицией материалы, — отмечалось в информации агентства Синьхуа, — представляют огромную научную ценность и имеют чрезвычайно важное значение для экономического и оборонного строительства нашей страны...». В этой информации особо подчеркивалось, что экспедиция получила ценные материалы для изучения экологической структуры континентального шельфа Восточно-Китайского моря, процесса его образования и развития, а также для эксплуатации запасов нефти и газа.

Любопытно, что экспедиция в Восточно-Китайском море вела работы, как подчеркивалось в информации Синьхуа, восточнее 124° в. д., что в принципе соответствует прохождению «линии эквидистанции», против которой официально выступает китайская сторона. Наконец, как уже говорилось выше, через Восточно-Китайское море, Тайваньский пролив и Южно-Китайское море проходят морские пути из Тихого океана в Индийский.

СТАНОВЛЕНИЕ МОРСКОЙ ГРАНИЦЫ КИТАЯ

Первые государственные образования на территории современного Китая располагались в нижнем течении р. Хуанхэ и в бассейне р. Вэй и не имели выхода к морскому побережью. Только после возникновения государства Чжоу (1122—247 гг. до н.э.), которое постоянно стремилось к расширению своей территории, подчинению соседних стран, китайское государство постепенно достигает морского побережья от залива Бохай до устья р. Янцзы.

Именно к этому времени относится создание в Китае той своеобразной политической концепции о строении мира, которая позднее получила название «китаецентризма». В соответствии с представлениями древних китайцев, положенными в основу этой концепции, Китай располагался в центре земного пространства — Поднебесной. Поскольку, согласно тем же представлениям, земная твердь омывается водами четырех морей — Южного, Северного, Восточного и Западного, морское побережье и являлось границей, естественными рубежами Поднебесной, которая называлась поэтому еще «Пределом четырех морей» — «Сы хай».

Накопление и расширение с течением времени географических знаний заставило китайцев так или иначе признать существование каких-то стран и народов, расположенных вне «естественных границ» Поднебесной, за морями. Тем не менее эти страны тоже включались в понятие Поднебесной, где центральное место — под этим подразумевалось главенствующее положение, место гегемона — занимал Китай. Будучи включенными в состав Поднебесной, заморские страны получали общее наименование того «моря», за которым они лежали.

Впрочем, эта «уступка» реальному положению вещей на протяжении многих веков уживалась в сознании китайцев с представлениями о том, что морское побережье — это самая последняя граница, предел Поднебесной.

После возникновения централизованной китайской империи в эпоху Цзинь (III в. до н. э.) вместе с дальнейшим расширением территории государства удлиняются и его морские рубежи. Для их охраны уже в раннее средневековье создаются специальные отряды береговой обороны и строятся военные корабли для патрулирования прибрежных вод.

Позднее возникает целая система надзора за морскими рубежами, в которую входили охранные отряды, в зависимости от своей численности именовавшиеся «гарнизонами» или «караулами», а также прибрежные крепости и военный флот.

Необходимо отмстить, что поначалу вся эта мощная система надзора за морскими рубежами преследовала единственную цель — пресекать бесконтрольный выход его подданных в море, то есть за пределы китайского государства, что считалось властями чрезвычайно опасным для государственных устоев. Позднее, по мере развития морской торговли, система надзора осуществляла контроль за прибытием в Китай морским путем иноземцев. Однако основным содержанием всей системы надзора, дополненной мерами строжайших наказаний за нарушение китайцами морской границы и получившей название «морского запрета», всегда был отказ китайцам в праве самовольно, без должным образом оформленного разрешения властей выходить в открытое море. Иными словами, система надзора и охраны имела главной задачей охрану морских рубежей Китая от нарушения их изнутри.

Наряду с этим в политике «морского запрета» можно видеть стремление императорских властей Китая ограничить приток иноземцев в страну, с тем чтобы, по возможности, оградить ее от иностранного влияния и установить государственную монополию на заморскую торговлю.

В XIV—XVI веках система надзора за морскими рубежами получает функцию охраны морских рубежей и от угрозы нарушения их извне. Речь идет прежде всего о борьбе с так называемыми «японскими пиратами», которые развернули активную контрабандную торговлю и совершали грабительские набеги на населенные пункты почти по всему морскому побережью Китая.

Строгий запрет на морскую торговлю с иностранцами, введенный в середине XVI века, способствовал бурному росту контрабандной торговли. Так, группа китайских купцов и феодалов вступила в контакт с японскими купцами и, используя в качестве базы о. Шуансюй близ Нинбо, организовала ввоз в Китай в широких по тем временам масштабах японских товаров, естественно, в обход властей, контролировавших морскую торговлю.

Более того, китайские купцы-контрабандисты вступали в тесные отношения с японцами, помогавшими им в транспортировке контрабандных товаров, и сами принимали участие в их набегах на прибрежные районы Китая. По утверждению китайского историка Шан Юэ, большая часть «японских пиратов» на самом деле являлись китайцами, действовавшими под прикрытием японского флага.

В середине XVI века «японские пираты» терроризируют все побережье Китая, проникая иногда в глубинные районы страны. Английский историк Б. Кэтчпол отмечал, что «между 1550 и 1570 годами они терроризировали побережье от полуострова Шаньдун до о. Хайнань, сожгли Ханьчжоу и Нинбо и время от времени угрожали Нанкину». Система надзора и контроля за морскими рубежами оказалась не в силах противостоять вооруженным нарушениям морских границ страны и обеспечить безопасность населения.

Только в конце (50-х годов XVI в., коренным образом реорганизовав отряды охраны побережья, китайские власти смогли восстановить в полном объеме свой контроль над побережьем и постепенно пресечь деятельность «японских пиратов». В конце XVI века усиливается военный флот Китая, что окончательно восстанавливает действенность системы надзора и охраны морских рубежей.

К этому времени относятся некоторые послабления «морского запрета». Впрочем, эти послабления затрагивали лишь морскую торговлю и заход в китайские порты иноземных кораблей. Строжайший запрет китайцам без специального на то разрешения выходить в море продолжал оставаться в силе.

Нельзя вместе с тем не отметить, что наряду с существованием «морского запрета» развивается китайское мореплавание под эгидой императорского двора. Совершенствуется кораблестроение, накапливаются навигационные знания, расширяются знания об окружающем Китай мире. Китайские купцы, получившие специальное разрешение властей, совершают плавания в порты Японии, стран Южных морей. А в 1405—1433 годах состоялось семь дальних морских экспедиций, руководимых Чжэн Хэ, видным китайским путешественником, флотоводцем и дипломатом того времени. Военно-торговые экспедиции побывали в государствах, расположенных на территории современных Вьетнама, Малайзии, Таиланда, достигали Цейлона, берегов Персии, Аравии и Восточной Африки.

Однако надо еще раз подчеркнуть, что все морские операции— будь то дальняя морская экспедиция или обычный рейс купеческого судна — проводились исключительно с санкции и под неослабным контролем властей.

В начале XVI века у берегов Китая появляются европейские корабли. Первыми среди них были португальские, затем сюда стали приходить испанские, голландские и английские корабли.