Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Руководство КПК


Руководство КПК, выдвинув тезис о «непрерывной революции», настаивало на том, что «мы не должны топтаться на этапе социализма». При этом Мао Цзэдун понимал, что его установки и предпринимаемые в их осуществление действия противоречат принципам социализма и разрушают его основы. В этой связи знаменательно следующее высказывание Мао: «. . . в России утвердился социалистический порядок, но этот порядок не нужно было закреплять. Мы же, наоборот, разрушаем часть социалистического порядка, поскольку система бесплатного снабжения как раз и разрушает этот порядок». Правда, в решении VI пленума ЦК КПК о «народных коммунах» есть, хотя и довольно путаное, предупреждение против того, чтобы «впадать в пустое фразерство о возможности прыгнуть в коммунизм, минуя этап социализма».

Китай

Но оно выглядит всего лишь очередной уловкой Мао Цзэдуна и его сторонников, старавшихся, не считаясь с логикой, приспособить свои формулировки к любому повороту событий. В том же самом документе, буквально несколькими строками ниже, цитируется решение Политбюро ЦК КПК от 29 августа 1958 г., в котором говорится, что «переход от коллективной собственности к всенародной собственности. . . в одних районах может пройти сравнительно быстро, за три-четыре года, а в других, возможно, медленнее, для него потребуется пять-шесть лет или еще больший срок». И это с полной серьезностью предлагалось осуществить в условиях такой отсталой страны, как Китай!
На практике дело обстояло еще хуже. Вот как сам Мао Цзэдун характеризовал «поветрие обобществления имущества»: «. . . во-первых, нивелирование бедных и богатых. . . во-вторых, чрезмерно увеличенный фонд накоплений; в-третьих, безвозмездная передача коммунам свиней, кур, уток , а также безвозмездная передача общественным столовым столов, стульев, скамеек, ножей, котлов, чашек, палочек для еды и прочей утвари; наконец, передача коммунам большой части земельных участков, находившихся в личном пользовании. . . »

Крестьянство ответило на это массовыми проявлениями недовольства маоистской политикой. С ноября 1958 г., «когда «поветрие обобществления имущества» обернулось тем, что люди стали питаться лишь редькой да зерном, — признавал Мао Цзэдун, — сотни миллионов крестьян вместе со своими звеньевыми стали бойкотировать партийные комитеты; на одной стороне оказались ЦК, партийные комитеты провинций, округов, уездов, а на другой — сотни миллионов крестьян со своими руководителями производственных бригад.
 Из-за того, что мы слишком глубоко запустили руки и брали слишком много , им ничего не оставалось, как тайком производить личный продукт. Они не сдавали зерно, а мы их не наказывали, признавая фактически их право на это» .
Такая обстановка не только не способствовала ослаблению мелкособственнических настроении в деревне, а, напротив, усиливала их. Крестьяне всячески противодействовали левацким перегибам, и когда левацкие ошибки стали исправляться, они восприняли это как доказательство собственной правоты, подтверждение незыблемости своих представлений.

Анализ курса китайского руководства Мао
Анализируя курс китайского руководства, необходимо постоянно помнить, что все разговоры маоистов о социализме и коммунизме имели главным образом «прикладное» назначение, ибо Мао Цзэдун и его окружение ставили своей генеральной целью не претворение в жизнь идей марксизма-ленинизма, а создание мощного китайского государства, способного осуществлять мировую гегемонию, или, как формулировал Мао Цзэдун, «на базе социализма построить великое государство». Поэтому, на наш взгляд, было бы совершенно неправильным считать «политику трех красных знамен» выражением в общем-то благого намерения поскорее построить коммунизм, хотя и левацкими методами. Цель маоистов имела не социальный и тем более не социалистический, а сугубо националистический, великодержавный характер.

Практические меры по ее достижению срывали перерастание народно-демократической революции в социалистическую и поэтому по существу приобретали контрреволюционное значение.
Так как Мао Цзэдун и его сторонники рассчитывали исключительно на огромную численность населения Китая, то они и начали раскручивать спираль «большого скачка» с деревни, где проживала подавляющая часть трудяшихся КНР. Мао надеялся на то, что «как только произойдет скачок в сельском хозяйстве, его развитие подтолкнет развитие промышленности, будет способствовать быстрому движению вперед во всех областях». С осени 1957 г. в китайской деревне было форсировано так называемое «капитальное строительство полей», в первую очередь создание ирригационных сооружений, в котором приняло участие свыше 100 млн. человек.

 

 

Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе