Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Особое место маоисты отвели молодежи

культурной революции былакультурной революции былаОсобое место маоисты отвели молодежи, которую Мао назвал «великой армией великой культурной революции» . Собственно, она и сыграла ту роль, на которую Мао намеревался привлечь «смельчаков», то есть босяцкие элементы. Отряды хунвэйбннов и цзаофаней штурмовали парткомы и органы власти, громили общественные организации, расправлялись с их руководителями, партийно-государственным активом, административными работниками, представителями интеллигенции, уничтожали культурные ценности. Их уличные шествия, манифестации и парады служили «массовым» прикрытием, создававшим иллюзию, будто «культурная революция» начата низами и поддерживается ими.
Попутно отметим, что социальный состав учащейся молодежи в то время был весьма разнороден, включал значительную долю непролетарских элементов. В 1963 г., по официальным китайским данным, выходцы из рабочих и крестьянских семей занимали среди студентов КНР примерно 50 с лишним процентов. В одном из крупнейших в стране высших учебных заведений — столичном университете «Цинхуа», вместе с Пекинским университетом выступавшим в авангарде «культурной революции», в 1965 г. представители буржуазных семей насчитывали 40%; в шанхайском университете «Фудань» выходцы из буржуазии и буржуазной интеллигенции составляли около 55%.

При рассмотрении этих данных следует иметь в виду, что среди представителей неэксплуататорских слоев населения лишь меньшая доля принадлежала выходцам из рабочего класса.
Мао Цзэдун лично подстрекал «бунтовщиков» громить партийные и государственные органы, всячески препятствовал организации отпора распоясавшимся погромщикам. Вот подтверждающие эту мысль его заявления.
Июль 1965 г. : «Если в Центральном Комитете обнаружатся милитаризм и ревизионизм, то вы можете бунтовать» .
марта 1966 г. : «Не делается различия между правдой и неправдой, подавляются массы, массам связывают руки, плохих людей берут под защиту. . . Отдел пропаганды ЦК —это дворец сатаны, нужно свергнуть сатану, освободить чертенят! . . Я призываю места поднять бунт, начать наступление на центр». июля 1966 г. : «В некоторых местах запрещают окружать редакции газет, запрещают приходить в провинциальные комитеты КПК, запрещают посещать Госсовет?   Откуда такая боязнь? . . Почему же так получается? Если вы не займетесь этим, я сам займусь» .
5 августа 1966 г. : «. . . кое-кто из руководящих товарищей, начиная с членов ЦК и кончая местными партийными руководителями. . . пытаются погасить развернувшееся во всю ширь движение великой пролетарской культурном революции. . . расправляются с революционерами, подавляют инакомыслящих, проводят белый террор. . . Как они отвратительны! »423 августа 1966 г. : «. . . рабочие, крестьяне и военные не должны вмешиваться в культурную революцию, которую ведут учащиеся». 7сентября 1966 г. : «Положение, создавшееся в Циндао, Чанша и Сианн. одинаковое. Везде организовывали рабочих и крестьян против учащихся. Это неправильно, и нельзя, чтобы так продолжалось.

Было бы целесообразно, чтобы ЦК дал указание, запрещающее местным властям поступать подобным образом» . Через 4 дня от имени ЦК КПК было объявлено постановление, согласно которому не разрешалось «ни под каким предлогом в какой бы то ни было форме организовывать рабочих, крестьян, городское население на борьбу с учащимися». Там, где такие случаи возникали, партийно-государственным работникам предлагалось «публично признать ошибки, взять на себя ответственность» и ни в коем случае не перелагать ее «на массы».

Центральный Комитет комсомола
3 ноября 1966 г. : «Центральный Комитет комсомола должен стоять на стороне движения учащихся. Однако он встал на позицию подавления студенческого движения. . . Надо быстрее исправить это положение. . . »Так Мао Цзэдун дезорганизовывал любые попытки утихомирить «красных охранников», создавал для них обстановку безнаказанности за бесчинства :: погромы, выступал в роли их наставника и защитника.
8то же время по отношению к детям коммунистов, видных руководящих работников, репрессированных в ходе «культурной революции», применялись жестокие меры преследования. Как стало известно из китайских публикаций, органы общественной безопасности Пекина с 1968 г. по 1972 г. репрессировали группу молодежи, в которую входили сын члена Политбюро ЦК КПК. заместителя премьера Госсовета КНР маршала Хэ Луна , дети министров и других ответственных работников. Младшему из них было 13 лет.
Их арестовали и поместили в концентрационный лагерь, который носил условное название «учебных курсов для детей кадровых работников». Здесь детей подвергали побоям и другим издевательствам, держали на голодном пайке, заставляли выполнять тяжелые работы, в том числе транспортировку на себе тяжелых грузов, им отказывали в элементарном медицинском обслуживании, среди них провоцировали драки. На допросах их вынуждали сообщать компрометирующие сведения о политическом лице и поведенин в быту родителей, возводить на них обвинения.
Решающей силой «культурной революции» была арная. И это не случайно. Мы уже упоминали о слабом влиянии рабочего класса на НОАК. Если в СССР и других социалистических странах военнослужащие тесно связаны со всем народом, то НОАК — замкнутая корпорация, изолированная от рабочего класса. Она формировалась главным образом из крестьянских парней и не на основе всеобщей воинской повинности, а путем тщательного индивидуального отбора . Военнослужащие в КНР пользовались значительными преимуществами в материальном и культурном отношениях по сравнению с рабочими и крестьянами, служили основным резервом -для пополнения кадров партийного и государственного аппарата.

По этим причинам армия была послушным инструментом в руках Мао Цзэдуна, который принимал все меры, чтобы не упустить ее из-под своего влияния. В частности, накануне «культурной революции» была проведена широкая чистка НОАК от «ненадежных» элементов.
С другой стороны, вследствие огромного значения вооруженной борьбы в ходе китайской революции армия традиционно пользовалась большим авторитетом в стране. За десятилетия в китайском населении укрепилось убеждение в необходимости беспрекословного подчинения армии, которое приобрело характер привычки. Это объясняет тот факт, что при своей небольшой численности относительно громадного общего населения страны НОАК могла контролировать обстановку в КНР.


Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе