Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Боги четырех стран света

С течением времени изменялись представления людей о небесных правителях и владыках стран света. Хотя Хуан-ди оставался в их памяти самым знаменитым и могущественным из правителей мира, его владычество, как видно из мифов, в какой-то момент кончилось.

Представления о божествах претерпевали изменения, но постоянным и неизменным почитанием пользовался небесный государь, который в ряде сказаний уже не имел имени, однако всем всегда было ясно, что на небе пребывает верховный властитель всего сущего. Столь же неизменным оставалось представление о существовании владык сторон света: севера, юга, востока и запада. Эти роли могли исполнять разные мифологические герои, но остаться вовсе без богов или духов страны света не должны были.

Одно из наиболее известных и почитаемых божеств в китайском пантеоне — Си-ванму, владычица Запада, обладательница снадобья бессмертия. В древнейших мифах Си-ванму была богиней страны Мертвых, которая располагалась на западе. Она была похожа на человека, но имела хвост барса и клыки тигра; она любила свистеть, в ее растрепанных волосах торчала заколка. Си-ванму ведала небесными карами и наказаниями, насылала эпидемии, болезни и стихийные бедствия. Богиня жила в пещере, пищу ей приносили три синие птицы. Однако со временем представление о внешности Си-ванму сильно изменилось, ее стали изображать красавицей, царицей западной страны.
На каменном рельефе, датируемом II веком н. э., Си-ванму имеет вполне человеческий облик.

В волосах у нее большая заколка. Она сидит на центральном пике горы. Рядом с богиней изображен тигр, а также зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия.

Служанки Си-ванму, называемые ванму шич- жэ («посланницы матушки-владычицы»), согласно древнейшим преданиям, выглядели как три синие или зеленые птицы с красными головами и черными глазами. В более поздних рассказах это существа с телом птицы, но с человеческими лицами. Еще позднее они становятся прекрасными девами, имеющими свои имена.

В средние века появляются упоминания о муже Си-ванму — Дун-вангуне. Согласно одному преданию, богиня встречается с ним один раз в году на крыле гигантской птицы.
Дун-вангун — владыка Востока, обитает в большом каменном жилище, ростом он в один чжан (около трех метров), волосы на голове белые, облик человеческий, лицо птичье, а хвост тигра.

Владычица Си-ванму была особенно почитаема как покровительница бессмертных* (так принято называть даосских святых — людей, познавших «истинный путь» и обретших полную власть над своим телом). Резиденцией богини считались горы Куньлунь на западе Китая.
В тех же горах, согласно преданию, находился земной дворец Верховного Небесного владыки Ху- ан-ди. Внизу, у подножия хребта, протекала глубокая река Жошуй («слабая вода»); вода в этой реке не держала на поверхности даже легкого лебединого перышка. Хребет кольцом опоясывали огненные горы, на которых росли деревья, никогда не сгоравшие дотла.

Во многих мифах, преданиях и легендах верховное божество не имеет такого конкретного облика, каким обладали описанные в этой главе боги. Повелитель Вселенной выступает просто как Верховный Небесный владыка, занимающий во всем мире такое же положение, которое в китайском государстве занимал император. Единовластного Небесного правителя называли по-разному: Шан-ди (Верховный владыка), Юй-хуан (Нефритовый государь), Юй-ди, Юйхуан-шанди.