Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

История ушу

Эпоха пяти династий и десяти царств

Распад империи

Почти три десятилетия над Китаем бушевала гроза крестьянских восстаний и народной войны. В итоге, в 907 году рухнула полностью изжившая себя, при­ведшая страну на край пропасти танская династия. На просторах некогда мо­гучей империи возникли мелкие государства и княжества, а их властители, беспрестанно соперничая друг с другом, претендовали на трон сына Неба. Пе­риод между 906-960 гг. китайские летописцы-историографы, соблюдая дина-иийную традицию, назвали «Эпохой пяти династий и десяти царств». В меж­доусобной полувековой борьбе был сравнен с землей один из красивейших юродов Чаньань, разрушена значительная часть Лояна с его великолепными дворцами, пагодами, памятниками архитектуры и искусства. Подверглись раз­делению и многие другие, некогда цветущие города. Запустение деревень, упадок ремесел, износ и обветшание ирригационной системы. Население рез­ко сократилось, многие уходили на юг. Опустели и пограничные военные по­селения. Все воинские формирования были обескровлены и втянуты во внут­ренние конфликты и передел власти.

Тяжелым внутренним положением Поднебесной не замедлили воспользо­ваться внешние враги. В 916-937 гг. на севере набирает силу государство ки-даней - империя Ляо. Китайские феодалы, борясь за власть, искали союза и помощи киданьских вождей, платили дань шелком и серебром и уступали се­верные территории. Таким образом, под властью Ляо оказалось примерно 16 аемельных округов современных провинций Шаньси и Хэбэй.

Подробнее...

Эпоха династии Тан

Военное строительство и внешняя политика танского двора

Этим умело воспользовался знатный феодал Ли Юань, объявивший себя мператором Гао-цзу (618-627) основавший династию Тан, правившую Кита­ем почти три столетия (618-907). В рамках продолжающейся централизации власти при помощи развитого и организованного государственного аппарата, танской империи удалось создать значительную и хорошо подготовленную, по тем временам, армию, состоящую из свободных земледельцев - «доброго люда», выделяемых сельскими общинами, призывавшихся на службу и прохо­дивших серьезное военное обучение.

Войско состояло из соединений, которые были размещены на границе и в провинциях. Императорский дворец и столицу Лоян охраняли отборные части. Столица и такие города, как Чаньань, Тайюань, Кайфын славились сказочной роскошью дворцов, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при до­мах знати. Военное ведомство занималось военным строительством, чинами, охраной границ, поселениями на окраинах империи, где воины несли службу занимались земледелием. Постоянной «головной болью» для правителей Поднебесной продолжала аваться слабая защищенность границ и периодически повторяющиеся на­беги кочевников. Средством достижения внешнеполитических целей являлись боевые действия и сложная дипломатия. Наиболее характерными приемами дипломатии были: разжигание внутриплеменной розни, натравливание одних племен на другие, задабривание подарками правящей племенной верхушки, присваивание им титулов, династийные браки и привлечение в союзники в войнах против третьих. Широко использовались также приглашения в качест­ве почетных учеников ко двору императора, где им в процессе обучения при­вивались «нужные» понятия.

Во внешней политике Срединной империи большое внимание уделялось контролю за Великим шелковым путем. Основными соперниками здесь были тюркские государства. Танская империя в VII веке в этом направлении одержа­на ряд побед. В результате современный Западный Китай вошел в состав им­перии. Китайские военные гарнизоны были размещены в населенных пунктах по Великому шелковому пути, вплоть до Урумчи.

В период правления танского императора Тай-цзун (627-650) попыт­ки завоевания Кореи продолжались. Император лично принимал участие в походах. В 645 году китайские войска подошли к Пхеньяну, но, потер­пев поражение, вновь отступили. В 660 году 130-тысячная китайская ар­мия высадилась с кораблей на юге Корейского полуострова и нанесла по­ражение войскам государства Пэкче. Его окончательный разгром произошел в 663 году, когда в союзе с государством Силла был разбит японский флот, спешивший на помощь Пэкче. Одновременно китайские войска двинулись по суше с севера. Однако Пхеньян удалось захватить только в 668 году. Силла признала себя вассалом Поднебесной. Территория Когуре и Пэкче били разделены на 9 военных губернаторств и присоединены к метропо­лии. Пхеньян стал центром провинции Аньдун (Умиротворенный Восток). Но вскоре корейский народ поднялся на борьбу за изгнание завоевате­лей, что привело к объединению Кореи во главе с государством Силла. В результате вся территория Корейского полуострова к югу от реки Тэдон-ган вошла в состав государства Силла. Танским войскам пришлось отой­ти, перенеся административный центр оставшихся под их властью завое­ванных колоний в Ляопин.

Подробнее...

Эпоха империи Суй

К середине VI века границам средневекового Китая вновь угрожала серь­езная опасность - союз тюркских племен - тюркский каганат, сформировав­шийся в Центральной Азии. В условиях надвигающейся экспансии, после бо­лее чем трехвековой разобщенности, достаточно быстро, военным путем бы­ло восстановлено государственное единство страны. Полководец Севера Ян Цзюнь был провозглашен императором Вэнь-ди (581-605), а основанная им династия получила наименование Суй (581-618). Образование новой динас­тии круто изменило течение истории Поднебесной. На смену столетий раско­ла и противоборства пришло время единения и централизации. Империя су­мела покончить с сепаратизмом влиятельных феодалов. При Суях сложилась система государственного управления, которая в основных чертах сохранялась на протяжении всего Средневековья. Император располагал неограниченной властью, считался «сыном Неба» и являлся олицетворением высших божест­венных сил. При нем заседал совет из виднейших и наиболее влиятельных са­новников (цзайсянов), шесть ведомств: финансов, чинов, ритуалов, судебных и военных дел, общественных работ. Суйский двор воссоздал чиновничью-бю­рократическую систему ханьского образца, с помощью которой управлял стра­ной. В области религии, культуры и военного дела был взят курс на синтез всего лучшего из опыта Южных и Северных царств и традиций эпохи Хань.

В начале VII века Срединная империя установила официальные отношения с Японией и в 607 году из Страны восходящего солнца прибыла посольская делегация. Китайский флот неоднократно совершал экспедиции на острова Тайвань и Рюкю. В последующие годы с ними поддерживались отношения на уровне посольств и миссий.

Подробнее...

Прибытие в Китай Бодхидхармы

Согласно монастырскому преданию, многочисленным легендам и исто­рическим документам, начало развития Чань-буддизма и Шаолиньского у-шу положил пришедший примерно в 527 году с небольшой группой привержен­цев и последователей в Китай из Южной Индии, предположительно из Мад­раса, ученик монаха Праджнатары, 28-й буддийский патриарх (согласно официальному исчислению), индийский проповедник и миссионер - Бодхидхарма, жрец из секты йогачар, отличительной особенностью которой, на­чиная с III века, была сидячая медитация. Из двух наиболее ранних (645 г. и 1004 г.) и наиболее достоверных биографических источников можно узнать, чго Первый китайский патриарх одной из самых многочисленных буддийских сект, которые выросли в Китае и пустили глубокие корни в Японии, Корее и многих других странах, превратившийся в уникальный религиозный орден Чань-буддизма (на санскрите - «Дхьяна», по японски - «Дзэн») - молчали­вое созерцание или молчаливое самоуглубление, был третьим сыном влас-гигельного южноиндийского раджи Сугандхи из касты брахманов*. Сразу в Китае он получил шутливое прозвище «Бородатый варвар». Настоящее его имя история не сохранила. Принимать «священные» имена при достижении определенного уровня самосовершенствования - давняя традиция многих слитий. Бодхи означает мудрость, просветление; дхарма - закон, учение. Памятуя, что все древнекитайские символы многозначны, это переводится -Закон мудрости, Просветленный учением и т.д. Китайцы Бодхидхарму име­новали Пути-Дамо или сокращенно Дамо (по китайской транскрипции слова "дхарма"), у японцев он известен как Бодай-Дарума, Дарума-Тайси или про­сто Дарума.

Узнав от двух своих учеников послушников-китайцев о трудностях, которые Переживает «истинная вера» в сопредельной стране, подвергаясь искажениям, ммуфеннее понимание сути идеи подменяется пустой суетой и бессмыслен­ными ритуалами (буддизм в этот период в Поднебесной был очень формали-ЮВан). Бодхидхарма решает нести свет доктрины Махаяны, учения Будды в собственной, истинноправильной, святой интерпретации.

После прибытия в Китай, в процессе аудиенции и приватной беседы в сто-Щце - городе Цзянлинь (современный Нанкин), с императором У-ди (502-549) династии Южный Лян (502-557), знаменитым покровителем буд­ни |ма, в результате которой выяснилось (явствует из сохранившихся, зафик-I припайных в буддийских текстах, описания их беседы), что планам скорого глобального устройства религиозной жизни Поднебесной в святую истинную веру не суждено быстро воплотиться в реальность.

Непонятый столпами церкви и власть придержащими он отправился про­поведовать новое учение на север, в Шаолинь-сы, расположенный примерно й 80 рын-ли (около 40 км) южнее древнего города Лоян - столицы княжества Северная Вэй. Придя в святую обитель, Дамо опустился на колени перед сте­ной в скале каменного грота, близ монастыря, скрестил ноги в позе «лотоса» и погрузился в медитацию. Воспитанный на примерах ревностного подвижни­чества Бодхидхарма полагал, что постигнуть несравненное учение Будды мож­но лишь после длительных и суровых испытаний для тела и духа. По этой при­чине Бодхидхарму часто называют «Брахманом би-гуань», т.е. брахманом, со­зерцающим стену («би» в - значении стена или пропасть, «гуань» - восприни­мать, созерцать) (371,122). Он просидел неподвижно в сидячей медитации (цзо-чань - по-кит., дза-дзэн - по-яп.), согласно одной из легенд, в течение 9 лет и, достигнув «просветления» (самадхи - инд., у - кит., сатори - яп.), на­писал и перевел на китайский язык ряд трактатов и сутр: «О светильнике и свете» (Дэн дянь цзи), «Умиротворение души», «Размышления о четырех дея­ниях» и другие, положивших начало учению, которому было суждено большое бу­дущее. Уверовавшись в святости, чистоте помыслов первоучителя в процессе 9-илетней аскезы и проникнувшись неподдельным уважением к силе духа Да-мо, принимая сердцем идеи, которые он проповедовал, монахи, согласно ша-олиньскому преданию, в знак постижения им высших истин, возложили на не­го права настоятеля монастыря.

Подробнее...

Период Троецарствия

Раздел империи и продолжение процесса совершенствования военной подготовки

После подавления крестьянской войны, в результате которой Ханьская дина­стия была свергнута, внутренние войны завершились разделом бывшей импе­рии между тремя полководцами. На севере страны в столичных районах власти­телем стал Вэнь-ди (220-227), один из руководителей подавления восстания «Желтых повязок». Он создал царство Вэй (220-265) и вел успешные войны с кочевниками. На юго-востоке сложилось государство У (221-280) во главе с правителем Да-ди и столицей в районе современного Нанкина, а на западе -царство Шу (221-263) - трон занял Чжао-ле-ди. Начался период Троецарствия.

Бурные события военной истории Китая, обилие канонов военной науки, ре­гулярные состязания по борьбе и бою с оружием и без него явились мощным ка­тализатором, позволившим к концу П-началу III вв. создать разнообразные мето­ды индивидуальной подготовки воинов. Бин-фа, цзюньши, сюньлянь и др. (воин­ские ремесла) соединились в боевое искусство (уи) и означали разностороннюю подготовку воинов, технику работы с оружием и приемы рукопашного боя.

Это потребовало нового подхода, совершенствования и некоторой диффе­ренциации процесса обучения, подготовки «инструкторов» по боевым искусст­вам, создания специальных «школ» и «курсов» для воинов различных уровней: от простого пехотинца до командиров-полководцев, с учетом профилей воен­ного амплуа (лучники, копейщики и т.д.) и сословных различий. Обучение в основном базировалось на комплексах формальных упражнений - тао, сохра­нивших многие компоненты боевого танца «у», абстрагирующихся от кодифи­цированных наборов приемов боя, имитирующих структуру боевых действий как в варианте с партнером-противником, так и в персональном исполнении.

Таким образом, к этому времени в Поднебесной сложился комплекс воен­ной подготовки, включавший практические занятия-тренировки по ведению индивидуального боя и в условиях широкомасштабного сражения опирающий­ся на хорошо разработанную теорию военной науки, нравственно-этические постулаты конфуцианства, а также на религиозно-философскую теорию дао­сизма о подобии земных изменений небесными трансформациями Пути-дао.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе