Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Багуачжан Фу Чженьсуна - сплав Багуачжан и Тайцзицюань.

Фу ЧженьсунРодившийся в деревне Мапо, уезда Циньян, что находится в провинции Хэнань Фу Чженьсун, в детстве был болезненным и слабым, что служило поводом для насмешек со стороны односельчан. Чтобы избежать насмешек и для укрепления здоровья Фу начал заниматься боевыми искусствами. Поначалу обучение шло вяло, так как в деревне не было достаточно квалифицированного учителя. После посещения их деревни известными мастерами Цзя Феншань и Чэнь Янси, намеревавшимися открыть школу боевых искусств, ситуация значительно улучшилась.

Мастер Цзя Феншань был одним из учеников Дун Хайчуаня, основателя стиля Багуачжан, а Чэнь Янси мастером традиционного Тайцзицюань семьи Чэнь. Фу Чженьсун не смог поначалу посещать занятия в школе из-за отсутствия денег на оплату учебы. Как свидетельствуют легенды, шестнадцатилетний Фу, после тяжелой и изнурительной работы в поле подглядывал за тренировками, и по вечерам самостоятельно пытался отрабатывать технику кулачного искусства, увиденную в школе.

Когда об этом стало известно молодым учителям, они пригласили Фу Чженьсуна к себе, и потрясенные его искренностью и решительностью зачислили в свою школу, освободив от оплаты. Кроме того, Фу начал заниматься по отдельной программе, лично получая персональные инструкции от обоих знаменитых мастеров боевых искусств своего времени.

Самым любимым упражнением успешного ученика было занятие с девятикилограммовым шаром тайцзи, изготовленным из камня. Фу свободно подбрасывал это шар на высоту до двух метров, а при отработке перемещений Багуачжан по кругу, в каждой руке он держал по одному такому шару.

Талант учителей и настойчивость Фу Чженьсуна после девяти лет изнурительных тренировок принесли свои плоды. После сдачи экзаменационных тестов Фу стал признанным мастером кулачного искусства. На основе полученных знаний Фу Чженьсуну удалось создать собственный стиль, представляющий собой сплав Тайцзицюань и Багуачжан.

Будучи призванным на военную службу в 1920 году Фу Чженьсун начал обучать кулачному искусству всех желающих, а после увольнения из армии остался в Пекине. Познакомившись в столице с такими знаменитыми мастерами боевых искусств, как Сунь Лутан, Ян Ченфу, Ли Шуен, Го Даньфе и узнавая от них много нового, он продолжал совершенствовать свой стиль, обогащая его новыми технологиями и упражнениями.

 

В 1928 году Фу Чженьсун занял пост старшего инструктора в Центральном институте Гоушу, открывшегося в Нанкине. Затем переехав в подобное Фу Чженьсун (Fu Zhen Song)учреждение в Гуанчжоу, начал преподавание вместе «Пятью тиграми, приехавшими на юг» - Ван Лайшеном, Гу Ручжаном, Ган Дехайем, Ван Шаочжоу, обучавшим Северным стилям.

 

Арсенал Багуачжан Фу Чженьсуна включал ряд упражнений, которые должны были подготовить тело ученика к специфическим нагрузкам, являющихся характерными для данного направления ладоням восьми триграмм. В результате регулярного выполнения базовых упражнений ученик развивал координацию движений верхних и нижних конечностей, подвижность суставов рук и ног, подвижность поясницы и гибкость спины, силы рук и ног.

Словом, все качества необходимые для овладения техникой стиля. Постепенно, шаг за шагом, ученик приводил свой организм в «рабочее» состояние, что позволяло ему адекватно действовать в боевой обстановке и поддерживать свое здоровье.

Центральным в арсенале приемов Фу стиля Багуачжан есть раздел, который называется «Инь – Ян багуачжан», состоящий из двух частей: Инь-багуачжан и Ян-багуачжан. В Китае Великий предел – Тай цзы – изображается в виде круга, который волнистая линия разделяет на две части: светлую Ян и темную Инь. Принято считать, что сила Ян соответствует Небу, а сила Инь – Земле. Вместе они выступают как Два Начала (Лян и) мироздания. Данное понятие занимает важнейшее место в теоретических и технических построениях школы.

Инь-багуачжан представляет собой тренировки с неподвижными ладонями (динь ши ба чжан), а Ян-багуачжан - с подвижными ладонями (цзибень ба чжан), или восемь базовых ладоней. В других стилях эти упражнения называются «лао ба чжан» - восемь старых ладоней.

Инь-багуачжан является основой базовой техники Багуачжан, и был передан по линии: Дун Хайчуань – Цзя Феньшан – Фу Чженьсун. Считается, что длительное хождение по кругу при определенном положении рук позволит раскрыть энергетические каналы и распределить энергию по всему телу. Ян-багуачжан представляет собой восемь основных форм изменений ладоней. Каждая из форм представляет способ приложения силы в рукопашном бою.

Fu Zhen SongКомплексом наивысшего уровня в школе «ладонь восьми триграмм» является Лун син Багуачжан (Багуачжан форма Дракона). По сравнению с другими упражнениями этому комплексу характерны более сложные перемещения и схемы передвижений. Движение при этом происходит по большому кругу, по малым кругам и по прямой.

Упражнением, позволяющим ученикам развивать чувствительность рук и подвижность ног, научиться правильно распределять свою силу и использовать силу противника против него самого, эффективному применению углов атаки, является упражнение «толкающие руки». Все движения комплекса выполняются медленно, плавно, в координации с дыханием.

Избавляясь от излишнего мышечного и психологического напряжения, ученики получают возможность «почувствовать» усилие прикладываемое партнером и его направление, что позволяет легко перевести его в выгодную форму и направление. Таким образом можно научиться «нейтрализовать» любую атаку противника любой силы и с любого направления.

Вторым, после формальных упражнений, есть раздел посвященный изучению боевых комбинаций. Боевых связок насчитывается очень много, но не имеет смысла заучивать их все, не зная места, в которое можно атаковать человеческое тело. Кроме того, необходимо определить основные схемы проведения приемов.

Мастера Фу стиля Багуачжан отличаются не только умением вести рукопашную схватку, но и мастерским владением различными видами оружия. Школа предполагает обучение технике работы с мечами Цзянь и Дао, алебардой и копьем, палкой и шестом, крюками «оленьи рога» и топорами уток мандарин «Цзи юань ян юэ» и т.д.

Как видим, Багуачжан является довольно обширным и сложным стилем ушу. В то же время невозможно не отметить его структурную упорядоченность, где каждое «внутреннее» побуждение и обоснование вызывает соответствующее «внешнее» движение. Многие учителя вносили в упражнения школы свои изменения и некоторые нюансы, что породило небольшие различия в манере их исполнения. Однако едиными и неизменными остаются общая база и трактовка каждого упражнения.

 

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе