Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Цигун

Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь qìgōng), или «чжи кун»: дословно означает «об­работка энергии», «культивирова­ние жизненной энергии». Этот термин обозначает упражнения, позволяющие развивать, укреп­лять и контролировать ци. В осно­ве этих упражнений лежат прин­ципы даосской философии.

Основы цигун
 Как ни разнятся стили цигун, в их ос­нове лежит стремление регулировать жизненную энергию (ци). Человек, за­нимающийся цигун, последовательно гармонизирует различные части тела, добиваясь, чтобы все его органы рабо­тали в согласии друг с другом. Все ас­пекты здоровья человека тесно взаи­мосвязаны, поэтому надо хорошо от­регулировать работу всех органов тела, всех частей организма.

  • ТЯО ШЭН (регулировать тело): тело должно быть по-настоящему расслаб­лено; это позволяет открыть меридиа­ны и точки тела, в которые может бес­препятственно втекать ци. Таким обра­зом, внутреннее состояние человека является залогом успешного примене­ния методов цигун.
  • ТЯО СИ (регулировать дыхание): ды­хание играет важную роль в регуляции процессов, протекающих в организме; благодаря ему мы удаляем израсходо­ванное ци и поглощаем новое ци. Та­ким образом, дыхание является важ­ным источником энергии, поступаю­щей в организм.
  • ТЯО ШЭНЬ (регулировать дух): для нормальных занятий цигун крайне важны душевный покой и эмоцио­нальное равновесие. Их можно до­стичь, сочетая дыхание, движение, ме­дитацию и настрой.
  • ТЯО ЦИ (регулировать ци): предыду­щие категории упражнений создают предпосылки для того, чтобы человек научился управлять своим ци, направ­ляя его к определенным органам тела. Важнейшую роль в этом процессе играют определенные точки тела: инь-тан, байхуэй, лаогун, юнцюань, цихай, минмэнь. Основу для работ с жизнен­ной энергией (ци) составляют упраж­нения, укрепляющие даньтянь.
История цигун
В древности эти упражнения носили название «янсин» («питать жизненный принцип»). Их разделяли на две кате­гории: «яншэн» («питать тело») и «яя-шэнь» («питать дух»). С давних пор ос­нову всех упражнений цигун составля­ет дыхание в сочетании с гимнасти­ческими упражнениями, позволяющи­ми стимулировать жизненно важные точки тела, и строгой дие­той, которой придержива­ются в течение всей жизни. Упражне­ния цигун тесно связаны с китайской медициной, ведь в начале новой эры китайские врачи впервые стали вводить в терапев­тическую практику даосские идеи, по­черпнутые из книг «Даодэцзин» и «Ицзин». Они разработали целый ряд гимнастических упражнений, сопро­вождавших дыхательные упражнения и укреплявших здоровье пациента бла­годаря регулированию потока ци. Впоследствии на их основе возникли медитативные упражнения, помогав­шие регулировать функции организма и укреплявшие дух, терапевтические двигательные упражнения, сексуаль­ные практики,' самомассаж и т. д. Не­возможно точно сказать, когда именно некоторые из этих упражнений начали использоваться мастерами боевых ис­кусств, вошли в набор исполняемых ими приемов. «Поскольку даосы и буддисты не верят в антропоморфного Бога-Творца, они не стремятся к единению с Богом. Они исходят из того, что все существа не­разрывно связаны с самими основами бытия (и потому им незачем стремить­ся к единению с ними). Лишь собст­венные заблуждения мешают человеку осознать это единство. Ввиду этих пагубных заблуждений и возникает необ­ходимость того, что даосы называют «возвращением к истокам», а буддис­ты - «просветлением», — необходи­мость трансцендентального опыта, позволяющего разорвать путы эгоис­тического помрачения. Этот опыт на­полняет человека восторгом, дарует ему невиданную прежде свободу. По­добный опыт заключается вовсе не в том, что человек достигает единения с основами бытия, ведь это единение никогда не прерывалось, а в том, что он начинает с радостью воспринимать подобное единение, хотя прежде был к нему так долго слеп» (БЛОФЕЛЬД). Этот эзотерический аспект указывает на то, что гимнастика цигун является не просто оздоровительной гимнасти­кой, а духовным упражнением.

ДО 206 Г. ДО Н.
Э: в эту эпоху сложи­лись концепция и философские основы гимнастики цигун, в частности, теория «инь - ян», «усин» и щи». Все эти сведе­ния содержались в книге «Ицзин». Тогда же возникла теория «саньцай», согласно которой тремя первородными силами были небо (тянь), земля (ди) и человек (рэнь). Один из главных аспектов цигун заключается в исследовании отноше­ний между ними. Основу китайской ме­дицины заложил трактат «Хуанди нэйц-ж». ЛАО-ЦЗЫ уже в «Даодэцзин» упо­минает дыхательные практики и цигун. Он пишет, что стать здоровым можно, лишь «собирая ци и обретая мягкость». Сохранились бронзовые предметы и нефритовый камень, относящиеся к IV в. до н. э. на которых начертаны приемы цигун. Около 300 г. до н. э. даос­ский философ ЧЖУАН-ЦЗЫ в своей книге «Наньхуа цзин» («Книга из Нань-хуа») указывает на тесную связь между дыханием и здоровьем.

ДИНАСТИЯ ХАНЬ
(206 й до н. э. -220 г. н. э.: к этому времени относится знаменитая Шёлковая картина из гроб­ницы Мавандуй (ок. 169 г. до н. э., най­денная в 1973. г. На ней изображены 44 фигуры — 22 мужские и 22 жен­ские, — выполняющие различные уп­ражнения цигун. Несколькими столе­тиями Позже ХУА ТО (145—208) соста­вил «Искусство пяти животных». Знаменитый китайский врач БЯНЬ ЦЮЭ в своей книге «Наньцзин цигун» описывает способы улучшения здоровья и течения ци. Медицинский аспект выражен очень заметно. Какого бы направления ни придерживались шкоды, даосского или конфуцианско­го, они не занимаются исключительно религиозными вопросами. Все эти школы стремятся следовать Путем природы.

ДИНАСТИЯ ЦЗИНЬ (265-419): врач
ГЭ ХУН на страницах своего ме­дицинского трактата «Предписания на неотложные случаи» рекомендует цигун в качестве профилактики от бо­лезней, а также для гармонизации ор­ганизма. Буддизм, распространив­шийся в Китае, усваивает идею цигун, обогащая ее буддийскими и индий­скими традициями. Во многих буддийских и даосских школах изучают цигун и выполняют упражнения ци­гун. Делается это не только по меди­цинским соображениям, но и для до­стижения просветления. Цигун пре­вращается в эзотерическую целитель-скую практику. Его упражнения проделываются мысленно и благотворно воздействуют на тело, душу и ум. Не­которые буддисты практикуют упраж­нения цигун, призванные освободить человека от непрестанной череды пе­ревоплощений (реинкарнаций). По­стоянно развиваются и расширяются теории, описывающие ци и принципы здоровья человека.

ДИНАСТИЯ СУЙ (581-618): врач ЧАО ЮАНЬФАН (550-630) перечис­ляет в своей книге «Размышления о происхождении и течении болезней» 213 упражнений цигун, имеющих тера­певтическое значение.
БОДХИДХАРМА (ДАМО) прибывает в Китай и закла­дывает основы буддийской школы Чань. Буддийские и даосские упражне­ния цигун тесно переплетаются и те­перь зачастую образуют неразрывное единство. ДАМО создает ицзиньцзин и сисуйцзин и закладывает основы боево­го цигун шаолиньской школы. Эти упражнения укрепляют физичес­кую и психическую силу человека, улучшают здоровье, гармонизируют и продлевают жизнь. Становятся попу­лярными тибетские упражнения.

ДИНАСТИЯ ТАН (618-907): двенад­цатый патриарх даосской школы Шан-цин СЫМА
ЧЭНЧЖЭНЬ (647-735) публикует философский трактат «Сущность восприятия ци», содержа­щий многочисленные упражнения ци­гун. Широкой популярностью пользу­ются «исцеляющие звуки»; постоянно развивается техника самомассажа.

ДИНАСТИЯ СУН (960-1279): в эту эпоху впервые применяется понятие «цигун»; оно приходит на смену поня­тию «даоинь». Последователи Шао-линьской школы все Чаще включают в используемые ими приемы технику цигун и наконец создают боевое искус­ство, целиком основанное на старин­ных системах цигун. Полководец ЮЭ ФЭЙУ обучавшийся в Шаолиньском монастыре, развивает свою собствен­ную систему цигун, получившую на­звание «бадуаньцзинь». В книге ВАН ВЭЙЪИ впервые подробно излагается теория 12 главных меридианов и 12 органов. Ван Вэйъи укрепляет научные основы ци­гун.
 
ДИНАСТИЯ МИН (1368-1644): в XVI в. цитун пользуется очень большой популярностью, особенно как лечебное средство: Вот 3 важнейших представи­теля цигун того времени: ЯН ЦЗИЧ-ЖОУ (1522-1620), ЧЭНЬ ЦЗИ РУ (1558-1693) и ЦАОЮАНЬБАЙ (около 1550).

ДИНАСТИЯ ЦИН ВПЛОТЬ ДО ПЕРВОЙ ОПИУМНОЙ ВОЙНЫ (1644—1840): понятие «цигун» утверж­дается во всем Китае, а понятие «дао­инь» выходит из употребления. Цигун пользуется огромной популярностью. Возникает множество самых разных стилей и упражнений цигун. Особой популярностью пользуются индийские и тибетские упражнения и способы ме­дитации. Широкое распространение получают боевые искусства. Развива­ются боевой цигун и боевые Искусства, основанные на практике цигун. Очень популярны медицинские практики ци­гун; они часто применяются.

ДИНАСТИЯ ЦИН ВПЛОТЬ ДО РЕ­ВОЛЮЦИИ (1840-1911): после 1822 г. традиционная китайская медицина пользуется все меньшей популярнос­тью; ее теснит современная западная медицина. Одновременно убывает ин­терес и к практикам цигун.

РЕСПУБЛИКА (1911-1949): цигун практически пребывает в забвении. Считается, что его практики устарели. В то же время огромной популярнос­тью в Китае пользуется все западное. Лишь в 30-е предпринимаются первые попытки по возрождению цигун.

СОВРЕМЕННОСТЬ (после 1949): с 50-х пробуждается интерес к методам старинной китайской медицины. Счи­тается, что они ни в чем не уступают методам западной медицины. Посто­янно нарастает интерес к практикам цигун. Более 50 млн китайцев каждое утро проделывают упражнения цигун. Методам цигун обучают всех желаю­щих; в Китае почти не остается секрет­ных практик цигун. Постоянно пред­принимаются попытки исследовать и оценить упражнения цигун с привле­чением новейших методов западной медицины. По распоряжению МАО ЦЗЭДУНА, в начале 50-х методы ци­гун были заново систематизированы. Интерес к ним пробудился еще и пото­му, что с их помощью удавалось быстро поставить на ноги раненых солдат. В 1956 г. в Бэйдайхэ открылась первая клиника цигун, которой заведовал ЛЮ ГУЙЧЖЭНЬ. Вплоть до сегодняшнего дня именно она задает тон в примене­нии методов цигун в медицине. В годы Культурной революции (1966-1976) цигун был запрещен; многие учителя цигун подверглись преследованию или бежали из страны. Единственное исключение составил метод цигун ГО ЛИНЬ
. Лишь в 1979 г., после того как профессор ЛИНЬ ЧЖУНПЭНЬ продемонстрировал эф­фективность методов цигун, это ис­кусство было вновь разрешено и даже стало пользоваться государственной поддержкой. В целях широкого рас­пространения методов цигун были ос­нованы Китайский институт исследо­вания ци и Институт повышения ква­лификации и изучения прогрессивных методов цигун, которым руководит Линь Чжунпэнь. С этого времени ци­гун получает широкое распростране­ние, причем его практикуют не только во всем Китае, но и в большинстве стран мира. Особое внимание привле­кают медицинские методы цигун; их постоянно изучают и развивают. В то же время возникают все новые школы цигун, которые зачастую коммерциа­лизируются.

Цигун и цюаньфа
Различные методы цигун, например дыхательные практики, лечебная гим­настика, психотренинг и медитация, хотя и не содержат все необходимое для занятий цюаньфа, но закладывают сами основы занятий, помогают под­готовиться к ним. Данные упражнения не содержат, например, каких-либо бо­евых приемов, зато повышают ско­рость психологической реакции. Ме­тоды упражнений цигун развивались тысячелетиями и теперь представляют собой целостную, самодостаточную систему. Многие люди и сегодня зани­маются цигун, чтобы в соответствиии с принципами даосской философии ук­репить свой дух, стабилизировать здо­ровье, укрепить тело, научиться соби­рать и контролировать энергию орга­низма. Тысячелетиями старин­ные практики цигун передавались в основном изустно, от учителя — учени­кам.   Культивировались   подобные практики, прежде всего, в буддийских и даосских монастырях, а также среди членов эзотерических сект и последо­вателей отдельных школ цюаньфа. В Древнем Китае цигун пользовался ши­рокой популярностью, поскольку счи­талось, что без умения управлять ци совершенно невозможно оставаться хозяином положения в любых повсед­невных делах. В то же время цигун был тесно связан с другими искусствами, например с живописью и каллиграфи­ей. К его методам прибегали, « ощутить единство с Дао и достичь стоты и естественности, без котор невозможно создавать шедевры. В на­стоящее время существует целый ряд школ цигун, непосредственно связан­ных с боевыми искусствами. Ввиду большого разнообразия уп­ражнений цигун можно разделить его методы на несколько категорий:

  • НЭЙГУН (внутренние упражнения): эти стили уделяют особое внимание внутреннему движению ци, его накоп­лению и трансформации. Поэтому фи­зические движения выполняют, не при­кладывая особых усилий. Движения по большей части мягкие и плавные. Сперва ци собирается во внутреннос­тях, а затем растекается по всему телу.
  • ВЭЙГУН (внешние упражнения): в них уделяется особое внимание физи­ческой активности; они укрепляют си­лу и развивают мускулатуру. Движения усиливают ци, а затем отводят его в глубь тела.
  • ЦЗИНГУН (спокойные упражне­ния): это название относят ко всем пассивным упражнениям, выполняе­мым лежа, сидя или стоя. Они позво­ляют совершенно расслабить тело, от­регулировать дыхание и погрузиться внутрь себя.
  • ДУН ГУН (подвижные упражнения): это название относят ко всем активным упражнениям. Они включают последовательность движений, требующих полной координации психики, дыха­ния и физических движений, что позволяет научиться контролировать ци.
  • ИНГУН: наименование методов ци­гун, используемых мастерами боевых искусств для закалки организма и укрепления силы.

Зачастую использова­ние подобных упражнений позволяло достичь буквально сверхъестественных результатов. Кроме того, методы цигун можно разделить на несколько катего­рий по их философской подоплеке и поставленной перед ними задаче. Все самые известные философские школы Китая использовали свои собственные методы и специальные приемы. Различают «руцзя», конфуцианскую школу, «даоцзя», даосскую школу, и «фоцзя», буддийскую школу. Далее различают «ицзя», медицинскую школу, трактую­щую методы цигун только с точки зре­ния укрепления здоровья, и «уцзя», школу боевых искусств, придающую первостепенное значение способам по­вышения боевой силы. В зависимости от содержания методов цигун можно прибегнуть к следующей классифика­ции: «цзинцзопай», «школа тишины», где особый упор делается на внутрен­нюю работу, прежде всего, на медита­цию; «тунапай», «школа сознательного дыхания», где предпочтение отдается дыхательным техникам и контролю за дыханием; «ляньданьпай», «школа внут­ренней алхимии», где основное внима­ние уделяется умению управлять ци.

Философия цигун
В принципе все разновидности цигун имеют общее происхождение, кореня­щееся в китайских представлениях о мироздании и роли человека в этом мире. Основопо­лагающей идеей в этой обширной кон­цепции является представление китай­цев о том, что посредством упражне­ний можно пробудить в себе часть уни­версальной силы.
Философия цигун заключается в вере китайцев в то, что все люди представля­ют собой часть универсальной творящей силы  и что надлежит следовать в своем поведении природным законам, чтобы ощущать связь с этой универсаль­ной силой. Вся китайская философия основана на стремлении ощутить это единение. Даосские упражнения цигун предназначены для того, чтобы вопло­тить в себе Дао; все они — будь то внут­ренние  или внешние упражнения — основаны на под­ражании природе. Так, макрокосм отра­жается в микрокосме. В разные эпохи менялись средства, к которым прибега­ли, чтобы развивать в себе эту силу и контролировать ее. Однако в основе всех подобных упражнений неизменно лежа­ли дыхательные практики, поскольку с незапамятных времен было известно, что именно эти практики позволяют интенсивно воз­действовать на сознание. Лишь впослед­ствии обнаружилось, что подобные уп­ражнения оказывают воздействие на жизненную энергию (ци) человека. Так появился целый ряд упражнений, целью котрых была культивация этой энергии. В широком смысле слова китайские боевые искусства также можно отнести к активным упражнениям цигун.

На Западе часто путают занятия цигун и «спор­тивную тренировку» в нашем понимании это­го выражения. Однако между цигун и любыми спортивными дисцип­линами есть ряд суще­ственных различий. В основе всех старинных упражнений цигун ле­жали методы традици­онной китайской меди­цины. Эти упражнения помогали сохранить здоровье, обучали пра­вильному дыханию и задерживали ес­тественные процессы старения. Во всех стилях цигун уделялось внима­ние не только физической трениров­ке, но и духовному развитию челове­ка, укреплению его психологии и мо­рали. Цигун представляет собой определенную жизненную философию. Важнейшее отличие цигун от любых видов спорта заключается в особой энергетике упражнений, плохо понят­ной человеку западной культуры, при­выкшему всегда и во всем соревно­ваться с другими.
 
Стили цигун

Багуа тайцзигун комбинация багуа и тайцзи
Багуа цигун цигун в багуацюань
Бадуаньцзинь  восемь парчовых упражнений
Байхэ цигун  цигун белого журавля
Баоцзяньгун  внешние укрепляющие упражнения
Вайци ляофа  медицинский цигун
Голинь цигун  цигун для онкологических больных
Дачжоутянь  великий небесный круговорот
Даянь цигун  цигун дикого гуся
Диншэнь  цигун третьего глаза
Ицзиньцзин  трансформация мышц
Лулу даоинь  спонтанный, интуитивный цигун
Люжицзин  шесть исцеляющих звуков
Ляньгун шибафа  восемьнадцатикратный метод упражнения
Омэйжун дишэрчжуан  двенадцать упражнений школы Омэй
Синбугун  лечебная прогулка
Сисуйцзин  промывание костного мозга
Сяочжоутянь  малый круговорот энергии
Тайцзи нейгун  внутренний тайцзигун
Тайцзи цигун  тайцзи цигун
Тэбушань  цигун кольчуги
Уциньси  искусство пяти животных Хуа То
Фаньтэнгун  медитация, выполняемая стоя
 Фэйхэгун  цигун летящего журавля
 Хэсяньчжуан  летящий журавль
 Хэчжуангун  упражнения, укрепляющие журавля
 Цзинло цигун  меридиональный цигун
 Цянчжуангун  упражнения, укрепляющие внутреннюю силу
 Цянькунь тунагун  дышать вместе с космосом
 Чаньми цигун  секретный цигун школы Чань
 Чжаньчжуан  стоящий столп
 Шаолинь нэйгун  внутренние шаолиньские упражнения
 Шэрдуаньцзинь  двенадцать парчовых упражнений
 
Области применения цигун
Аллергия; артрит (первично-хроничес­кий полиартрит); близорукость; болез­ненное состояние; болезнь Меньера; боли в желудке, вызванные нервным напряжением; боли в плече и предпле­чье; бронхиальная астма; бронхит; ве­гетативная листония;воспаление мо­чевого пузыря; гастрит; геморрой; гипертония; гипертрофия простаты; гипотонический синдром; глаукома; головные боли; диабет (Diabetes melli­tus); запор; звон в ушах; импотенция; искривление позвоночника; камни в почках;   климакс;   колит   (Colitus ulcerosa);   коронарная   недостаточ­ность; крапивница; мигрень; морская болезнь; нарушения менструального цикла; нарушения слуха; нарушения сна; невродермит; ослабленный имму­нитет; параличи (после инсульта; дет­ский паралич и др.; периферийные на­рушения кровообращения; простуда; повышенная потливость; потеря слуха: почечная недостаточность; проблемы с пищеварением; рак (в качестве допол­нительной терапии); «теннисный ло­коть»; туберкулез; тугоухость; функциональные и ревматические сердечно-сосудистые заболевания; хронические боли в спине; хронические заболевания; хронический гепатит; энфизема легких; язва желудка и двенадцатиперстной кишки.






На правах рекламы

Лето, как всем известно, это время отдыха. А лучший отдых - это активный отдых. Поэтому мне и хотелось бы Вам порекомендовать посетить хмельницкий Каменец Подольский - один из древнейших городов Украины. Вы сможете походить по историческому центру города, посетить полностью сохранившуюся крепость. Прикоснитесь к истории своей страны!