История Китая
После Синьхайской революции Кан Ю-вэй повел упорную борьбу против республиканского строя, систематически выступая с соответствующими призывами на страницах издаваемого им в Шанхае с 1913 г. журнала «Бужэнь» («Непереносимо!»).
В 1913 г. в первом номере этого журнала была опубликована большая статья Каи Ю-вэя «О спасении государства от гибели», в которой он пространно излагал свои политические взгляды. Кан Ю-вэй считал, что существует пять «последствий революции», которые угрожают гибелью стране: невозможно добиться признания нового режима иностранными державами; республика не в силах оказывать сопротивление иностранной интервенции; невозможно не только сохранить независимость страны и ее территориальную целостность, но и сохранить хотя бы часть территории; невозможно избрать общепризнанного правителя страны в связи с борьбой между претендентами, между тем авторитет монархии уже подорван и восстановить единую, монолитную империю невозможно; в результате междоусобиц и раздора внутри страны возникает анархия, что приведет к разделу Китая между иностранными державами и окончательной утрате суверенитета.
После Синьхайской революции Лян Ци-чао заключил фактический союз с феодальной милитаристской реакцией и стал одним из ее главных идеологов. Еще накануне революции
Лян Ци-чао, «забыв» преступления Юань Ши-кая, предавшего реформаторов в 1898 г., стал с ним сотрудничать в кампании за конституционную монархию. С первых же дней республики он поддерживал Юань Ши-кая в борьбе с Сунь Ят-сеном и другими революционерами. 23 февраля 1912 г. в обширном письме Юань Ши-каю Лян Ци-чао всячески восхвалял его выдающиеся заслуги и давал ему советы о «методах управления Поднебесной», высказав, в частности, свое мнение относительно одной из самых трудных проблем — ликвидации финансового дефицита. Лян Ци-чао предлагал «объединить налоги, ренту, банки и займы в единую систему» и создать таким образом государственную монополию по ограблению народных масс. Он советовал Юань Ши-каю «под видом подчинения общественному мнению осуществлять на деле просвещенный абсолютизм, быть закулисным хозяином общественного мнения, притворяясь покорным слугой общественного мнения».
Большая часть интеллигенции, в том числе многие сторонники Объединенной лиги, после поражения Синьхайской революции продолжали искать новые идеи на Западе. Участились иоездки китайской молодежи в Европу, США, Японию. Получая или продолжая там свое образование, эти люди стремились распространять полученные ими знания, главным образом буржуазные философские и политические учения, в Китае.
Наибольшее влияние получили в Китае позитивистская философия и социология, что в свою очередь, стимулировало тягу к изучению естественных наук. Популярностью пользовались также «Богатство народа» Адама Смита, «Дух законов» Монтескье, «Общественный договор» Руссо. Были широко распространены книги Дарвина «Происхождение видов» (в переводе Ма Цзянь-у), Гексли «Теория эволюции» и Спенсера «Учение о социологии». Вслед за Янь Фу, который переводил и комментировал большинство этих трудов, почти вся творческая интеллигенция испытала влияние позитивизма (в особенности У Чжи-хуй, Ли Ши-цзэн, Лян Ци-чао, Ху Ши).
До Синьхайской революции, литература об анархизме на китайском языке издавалась во Франции и в Японии — китайскими анархистами, находившимися в эмиграции. После Синьхайской революции возникшие в стране анархистские организации начали издавать и распространять литературу, пользовавшуюся известным успехом.
В 1911 г. в Гуанчжоу возникла первая анархистская организация под названием Хуймин сюэшэ («Научное общество Хуймии»). В 1912 г. в Гуанчжоу и Шанхае были созданы Синьшэ («Общество сердца»), а в 1914 г. — Учжэнфу гуан-чанчжу и тунчжи шэ («Товарищество анархокоммунистов»). В 1914—1915 гг. возникли в г. Чанжэ (пров. Цзянсу) Учжэнфу гунчань чжуи чуанвбошэ («Общество по распространению анархокоммунизма»), в Нанкине — Учжэфучжуи таолун хуй («Общество по обсуждению анархизма»), в 1916 г. там же — Цзюныпэ («Общество масс»), в 1917 г. в Пекине появилось Ши шэ («Общество истины»), в 1918 г. в Шаньси — Пин шэ («Общество равенства»). Все эти организации представляли собой маленькие кружки с незначительным числом участников.
В обстановке засилья реакционной идеологии, разброда среди интеллигенции Сунь Ят-сен продолжал отстаивать свои революционные позиции, продолжал поиски путей спасения страны и обеспечения ее процветания. Поражения не сломили непреклонной воли признанного вождя революционных демократов. Сунь Ят-сен вел решительную политическую борьбу против узурпатора Юань Ши-кая, добиваясь восстановления распущенного милитаристами парламента и попиравшейся ими конституции. В 1913 г. Сунь Ят-сен поддерживал так называемую «вторую революцию» — восстания в провинции Цзянси, Гуандун, Цзянсу, Аньхуй. В 1915 г. Сунь Ят-сен выступил против 21 кабального требования, предъявленного Китаю японскими империалистами. В 1916 г. Сунь Ят-сен и Чжу Чжи-синь со страниц газеты «Миньго жибао» и журнала «Миньго» («Республика»), издававшихся в Шанхае, решительно разоблачали национальное предательство Юань Шикая, который, опираясь на поддержку империалистов, провозгласил себя императором Китая.
В апреле 1917 г., после разрыва Китаем дипломатических отношений с Германией, Сунь Ят-сен при участии Чжу Чжи-синя написал брошюру «Вопрос жизни и смерти Китая», в которой подробно излагал свою позицию в связи с готовившимся державами вовлечением Китая в мировую войну. Автор брошюры дал на редкость точную по тем условиям оценку характера мировой войны. Работа Сунь Ят-сена проникнута чувством патриотизма и глубокой заботой о судьбе своего народа, который находится, по его выражению, «на грани жизни и смерти». Изданная большим тиражом брошюра Сунь Ят-сена, свидетельствовавшая о политической прозорливости великого революционера-демократа, пользовалась в Китае широкой популярностью.