Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Китайско-японские отношения в период Первой мировой войны 1914-1918гг

Начавшаяся война в Европе внесла коренные изменения в положение на Дальнем Востоке. Англия, Франция и Россия были вынуждены временно отказаться от активных действий в этом районе, а Германия была полностью отрезана от него. Таким образом, здесь остались лишь два империалистических соперника —США и Япония.

Географическая близость к Китаю и наличие крупных стратегических плацдармов —Южной Маньчжурии и о - ва Тайвань —создавали для Японии более выгодное положение по сравнению с США, которые к началу первой мировой войны так и не создали прочных военно - экономических позиций в Китае. Правда, «миролюбивые» заявления президента Вильсона, его демагогические декларации о сохранении национального суверенитета и территориальной целостности Китая оказывали заметное влияние на китайское общественное мнение, создавали определенные идеологические преимущества для США, особенно в буржуазно - демократических кругах Китая.

Все договоры, соглашения и другого рода обязательства, принятые и заключенные как бывшим цинским правительством, так и временным правительством Китайской Республики со всеми иностранными правительствами, должны быть строго соблюдаемы...Равным образом сим признаются положительным образом .все права, привилегии и льготы, коими пользуются в Китае все иностранные подданные на основании международных соглашений, национальных законов и всех существующих прецедентов и обычаев, во имя поддержания дружеских отношений и охранения мира».
 
Уже в первые дни войны Япония проявила свои подлинные цели в отношении Китая. Несмотря на то что уже 3 августа 1914 г. китайское правительство обратилось к воюющим державам с просьбой не переносить военные действия на территорию Китая и объявило б августа о своем нейтралитете, Япония, не объявляя войны Германии, ввела 8 августа свой флот в территориальные воды Китая. Через неделю, 15 августа, Япония предъявила ультиматум Германии, требуя «без всяких условий и без всякой компенсации» передать ей арендованную у Китая территорию Цзяочжоу, лицемерно заявляя, что это делается ею в целях защиты Китая и возвращения ему этой арендной территории. После кратковременных военных действий и капитуляции немецкого военного гарнизона укрепленного района Циндао Япония не только не попыталась хоть в каком - либо виде привлечь китайскую администрацию к участию в управлении арендной германской территорией, но захватила значительную часть провинции Шаньдун, установив там оккупационный режим.

7 января 1915 г. японское правительство отвергло законную просьбу китайского правительства вывести японские - войска с территории Шаньдуна, поскольку сопротивление немецких войск прекратилось и военные действия закончились. Через несколько дней, 18 января, японский посол в Китае Хиоки предъявил от имени своего правительства китайскому правительству «21 требование», принятие которых должно было окончательно лишить Китай суверенных прав, превратить его в колонию японского империализма. Главное содержание этого документа, состоявшего из пяти разделов, сводилось к следующему:
  • О провинции Шаньдун. Китайское правительство должно дать полное согласие на все условия, о которых японское правительство сможет в будущем договориться с правительством Германии (имелось в виду при заключении мирного договора) относительно всех прав, интересов и концессий, которыми пользовалась Германия в провинции Шаньдун.
  • О Южной Маньчжурии и Внутренней Монголии. Установление срока аренды Порт - Артура, Дальнего, Южно - Маньчжурской и Аньдун - Мукденской железных дорог на 99 лет вместо 25 лет (считая с 1898 г.), а также предоставление Японии исключительных прав в Южной Маньчжурии и во Внутренней Монголии.
  • О Ханьепинской компании. Китайская горнорудная и металлургическая Ханьепинская компания, расположенная в долине Янцзы (в то время это была первая и единственная компания во Внутреннем Китае), должна стать смешанным: японо - китайским предприятием, и Китай не должен без согласия Японии распоряжаться собственностью этой компании.
  • Об аренде вдоль побережья Китая. Китайское правительство должно взять на себя обязательство не уступать и не сдавать в аренду третьей державе какие - либо гавани, бухты или острова вдоль берега Китая.
  • Общеполитические требования. Китайское правительство должно «приглашать» японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным делам; полицейские - учреждения в важнейших центрах Китая должны управляться совместно японцами и китайцами; Китай должен приобретать в Японии около 50% военного вооружения, создавать, японо - китайские арсеналы, предоставить Японии право сооружать железные дороги в Центральном Китае и т. д.
Возражения иностранных государств и возмущение китайского народа японское правительство фактически оставило без внимания. Оно согласилось лишь снять часть требований пятой группы и несколько смягчить другие требования о Внутренней Монголии, о строительстве железных дорог в Центральном Китае). 7 мая 1915 г. японское правительство предъявило ультиматум, в котором Китаю предлагалось к 6 часам пополудни 9 мая 1915 г. дать удовлетворительный ответ, в противном случае Япония угрожала принять «меры, какие сочтет нужным».

8 мая 1915 г. правительство Юань Шикая капитулировало и приняло японские «требования», а 25 мая 1915 г. этот акт предательства был юридически оформлен подписанием соответствующих соглашений.
День 25 мая был назван китайским народом «днем национального позора». По всей стране началось широкое антияпонское движение. Многие представители буржуазной интеллигенции, ранее питавшие иллюзии в отношении «особой освободительной роли Японии для народов Азии», наконец прозрели. Японский империализм предстал перед китайским народом как самый страшный, самый опасный враг, поставивший страну на грань национальной катастрофы.
Добившись юридического оформления своих «прав», Япония приступила к осуществлению программы закабаления Китая. Наиболее слабым местом японской промышленности являлась необеспеченность ее сырьевой базой. Япония нуждалась прежде всего в железной руде и коксующемся угле, особенно в связи с тем, что она приступила к осуществлению обширной программы создания военно - морского флота, к быстрому увеличению военной промышленности.

В Маньчжурии Япония сосредоточила свое внимание на железнорудных месторождениях в районе Бэньсиху и Аньшань и угольных копях Фушунь, Бэньсиху и Яньтай. Она приступила также к созданию металлургической промышленности в самой Маньчжурии с тем, чтобы вывозить не руду, а чугун и сталь. В 1915 г. в Бэньсиху была построена первая доменная печь производительностью 130 г в сутки, вторая печь такой же производительности была закончена в 1918 г. Для разработки аныпаньских руд была создана формально смешанная японо - китайская компания «Чжэнсин гунсы», контролируемая концерном ЮМЖД. За годы первой мировой войны японцы довели в Южной Маньчжурии добычу угля до 3 млн. т, железной руды —до 177 тыс. т и выплавку чугуна —до 45 тыс. т.

В Центральном Китае Япония уделяла большое внимание Ханьепинской компании, контроль над которой осуществлялся на основе долголетних договоров. «Иокогама Спэши бэнк» и японские сталелитейные заводы Явата предоставили Ханье - пинской компании заем в сумме 7,5 млн. долл., предназначавшийся для покрытия долгов компании (3 млн. долл.) и на расширение добычи угля, руды, выплавки чугуна и стали (4,5 млн. долл.).

Во владении Ханьепинской компании находились также железоделательные и сталелитейные заводы в г. Ханьяне, угольные копи в Пинсяне, железные рудники и доменные печи в Дае. К 1917 г. Ханьепинская компания выпускала: чугуна —150 тыс. т, стали —43 тыс. г, угля —946 тыс. т, кокса —240 тыс. т и железной руды —542 тыс. т.

Тем самым Япония захватила фактически в свои руки всю металлургическую и большую часть угольной промышленности Китая. Японские монополии, пользуясь ослаблением конкуренции европейских государств в Китае и продажностью пекинского правительства, устремляются и в другие отрасли промышленности Китая. Таким образом, первая мировая война дала японскому империализму возможность захватить на определенное время ключевые позиции в экономике Китая.
Японская экспансия в Китае вызвала сильное беспокойство у других империалистических держав. И если Англия, Россия и Франция, увязшие в войне в Европе, не располагали в этот период реальными возможностями сдержать японскую экспансию, то правящие круги США решили по мере возможности противодействовать японским притязаниям и заодно упрочить свои позиции в Китае.

Еще до подписания китайско - японских соглашений США сделали представление японскому правительству о нарушении им международных соглашений, продолжая настаивать на политике «открытых дверей и равных возможностей» в Китае. «Правительство США,говорилось в американской ноте,имеет честь уведомить императорское японское правительство, что оно не может признать никакого соглашения или обязательства, вступивших или которые могут вступить в силу между правительствами Японии и Китая, нарушающих договорное право США и их граждан в Китае».

Вслед за тем американская дипломатия предприняла ряд шагов, которые скорее преследовали пропагандистские цели демонстрации «миролюбивой» политики США, нежели реальные меры противодействия японской экспансии. Американцы пока не могли идти на открытое обострение отношений с Японией, хотя американо - японские противоречия в Китае с этого времени выявились достаточно отчетливо и столкновение между США и Японией становилось только вопросом времени.
Учитывая свои военные преимущества, японский империализм торопился утвердиться в Китае до окончания войны, т. е. до того, как европейские державы вернутся к активной политике в Китае. Японская дипломатия надеялась, что ей удастся склонить США, не подготовленные к войне на Дальнем Востоке и признанию за Японией права на германские владения в Китае, что должно было упрочить ее позиции во Внутреннем Китае и предоставить возможность для реализации соглашений, заключенных с правительством Юань Шикая 25 мая 1915 г. Эти замыслы Япония осуществляла за спиной Китая. Японское правительство исходило из того, что от правительства Юань Шикая оно уже добилось капитулянтских соглашений и продолжение переговоров с другими китайскими правительствами может лишь ослабить достигнутые результаты.

В ходе дипломатических переговоров в период с 16 февраля по 1 марта 1917 г. Япония получила согласие Англии, Франции и России поддерживать «японские притязания по вопросу о распоряжении правами Германии в Шаньдуне и ее островных владениях к северу от экватора во время мирной конференции».

Заручившись поддержкой Антанты, Япония приступила, к сговору с США. После двухмесячных переговоров между чрезвычайным полномочным послом Японии Исии и государственным секретарем США Лансингом 2 ноября 1917 г. состоялся обмен нотами между США и Японией, в которых было сказано, что «правительство Соединенных Штатов признает, что Япония имеет специальные интересы в Китае, в частности в той (его) части, с которой граничат ее владения».
Такое заявление США несомненно было крупной дипломатической победой Японии, добившейся накануне мирной конференции публичного признания американской дипломатией «специальных интересов» Японии в Китае.
Внешне и Япония пошла на уступки США, повторив заверения, что «территориальный суверенитет Китая тем не менее остается неумаленным». Однако в сложившихся условиях, когда «специальные интересы» Японии были подкреплены военными базами, созданными ею на обширных территориях Китая, ее новое признание суверенитета Китая носило чисто декларационный характер.

Чтобы расширить сферу своих «специальных интересов» и подвести под них материальную базу, империалистические круги Японии накануне мирной конференции попытались шумно рекламировать «крупные японские займы», якобы предоставленные Китаю в 1918 г. В подтверждение этого японская пресса широко освещала поездку в этом году в Китай агента японских полуправительственных банков «Чо - сен банк» и «Тайван банк»—Нисихара, который выдавался за представителя частных предпринимательских кругов Японии, направлявшегося в Китай якобы с целью предоставления «коммерческих» займов китайскому правительству. В японской прессе публиковались сообщения о заключении Ниси - харой с китайским правительством контрактов на строительство железных дорог в Китае. Пребывание Нисихара в Китае совпало с заключением военного соглашения между пекинским правительством Дуань Ци - жуя и Японией (25 марта 1918 г.), которое носило открыто антисоветский характер и преследовало цель организации интервенции против советского Дальнего Востока. Можно предполагать, что «нисихаровские займы» и были в основном направлены на снаряжение антисоветского японского экспедиционного корпуса, в котором приняли бы участие и китайские войска Дуань Ци - жуя.
Вопреки первоначальной японской версии о частном характере «нисихаровских займов», 2 октября 1918 г. было опубликовано официальное сообщение нового японского правительства, в котором сообщалось, что предшествующее правительство Тэраути перед своей отставкой «согласилось с китайским правительством о следующих займах»:
Четыре займа для строительства четырех железных дорог в Маньчжурии и Монголии (между пунктами Таонань - фу —Жэхэ, между пунктами Чаньчунь —Таонаньфу, между пунктами Гирин —Кайюань через Хайлун, от пункта на линии Таонаньфу —Жэхэ до морского порта). Общая протяженность этих железных дорог определялась в 1000 английских миль, а ориентировочная стоимость 150 млн. иен.

Займы для строительства железных дорог (в провинциях Шаньдун, Чжили и Цзянсу). Общая протяженность этих железных дорог определялась в 460 английских миль, а ориентировочная стоимость —70 млн. иен.
Заем для строительства металлургического завода (подразумевалась долина Янцзы.М. С), о котором якобы велись переговоры между китайским правительством и японским синдикатом. Размер займа предполагалось определить в 100 млн. иен.

Помимо этих займов в сообщении также указывалось, что якобы кабинет Тэраути предоставил Китаю дополнительные займы на создание телеграфных средств связи, строительство железной дороги Гирин —Хуййин и для развития лесных богатств и золотых запасов в провинциях Гирин и Хэйлунцзян.

Это сообщение японского правительства о «нисихаровских займах» должно было перед открытием мирной конференции убедить мировую общественность, и прежде всего правительства стран —победительниц в войне с Германией, в том, что навязанные Китаю в 1915 г. соглашения не оставались пустой декларацией, а успешно претворяются в жизнь и что, следовательно, «специальные интересы» Японии в Китае уже подкреплены крупными капиталовложениями.


Это Вас должно заинтересовать

Милые женщины! А знаете ли Вы, что существует гороскоп причесок?  Еще жительницы Древнего Китая и не только, замечали, что лучше уделять особое внимание своей прическе в определенные дни, тогда и сами волосы и произведенный ими еффект снатовятся намного лучше и красивее.