Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Политические взгляды либеральных конституционалистов

После объявления 1 сентября 1906 г. маньчжурским правительством о подготовке к введению конституции Кан Ю-вэй принял решение о реорганизации своей партии Бао хуан хуй (Союз защиты императора) в Гоминь сяньчжэньхуй (Национальное конституционное общество). Конституционные маневры цинской монархии он принял за исполнение своего давнего требования. Глава реформаторов выразил полную поддержку правительству и изъявил готовность вернуться на родину и принять чиновничью должность, если она ему будет предложена.

Лян Ци-чао, создавший в Токио ассоциацию Чжэнь вэнь-шэ, также поддержал конституционную реформу и неприкосновенность маньчжурского монархического трона. Многие из членов ассоциации Чжэнь вэньшэ вернулись в Китай, где выступали с речами, призывая к скорейшему введению конституции. Однако, несмотря на постоянное изъявление верноподданнических чувств, деятельность общества была запрещена маньчжурским правительством.

Помещичье-буржуазные элементы, просвещенные шэньши, богатые купцы и ловкие политиканы, стремившиеся укрепить свое положение в конституционной партии, установили контакт с деятелями запрещенного общества Чжэнь вэньшэ и основали в столице и на местах различные организации, ратовавшие за конституцию. В провинциях Цзянсу и Чжэцзян конституционалисты Чжан Цзянь и Тан Шоу-цянь организовали Юэбэй ли сянь гунхуй (Объединенное общество по подготовке конституции); в провинции Хубэй Тан Хуа-лун и другие либералы создали Сяньчжэн чоубэйхуй (Союз подготовки конституционного правления); в провинции Хунань под руководством Тан Янь-кая был учрежден Сяньчжэн гунхуй (Объединенный союз конституционного правления); в Гуандуне возникло Цзычжихуй (Общество самоуправления). Главенствующую роль среди всех других играла возглавлявшаяся Чжан Цзянем цзянсу-чжэцзянская организация. В августе 1908 г. руководители Объединенного общества по подготовке конституции вместе с представителями конституционных организаций провинций Хэнань, Аньхуй, Чжили, Шаньдун, Сы-чуань, Гуйчжоу собрались в Пекине и обратились с петицией о немедленном введении конституции. Императрица Цыси, учитывая обострившуюся обстановку в стране, решила окончательно привлечь на свою сторону либеральных конституционалистов и ослабить нарастающий революционный натиск и опубликовала скопированный с японского образца проект «Об основных положениях конституции».

 

Через два месяца после опубликования проекта умерла императрица Цыси, а вслед за ней и император-узник ЦзайТянь. На престол был возведен трехлетний племянник Цзай Тяня— Пу И, регентом стал его отец—великий князь Цзай Ли (принц Чунь). Чтобы заручиться поддержкой помещичье-буржуазной знати, Цзай Ли объявил о решении императора ввести конституцию. В специальном указе (декабрь 1908 г.) от имени императора было дано обещание провести в жизнь намеченные конституционные мероприятия и не позже 1916 г. созвать парламент. Сразу же началась подготовка к выборам в провинциальные совещательные комитеты и в верховную совещательную палату, которые были созваны в октябре 1909 г. В октябре 1910 г. брат регента — Цзай Цзэ был назначен министром по составлению конституции.

 

Провинциальные совещательные комитеты в соответствии с уставом состояли из местных помещиков, шэньши, богатых купцов, имеющих среднее образование или выдержавших государственные экзамены на степень цзюйжэнь или гуншэн, а также из чиновников или кандидатов на чиновничьи должности и других граждан, владеющих имуществом на сумму свыше 5 тыс. юаней. Всего по 23 провинциям должно было быть избрано 1677 депутатов.

 

Верховная совещательная палата состояла из 200 депутатов, половина которых назначалась императором, а другая— «избиралась народом». В число назначаемых попадали князья, родственники императора, крупные сановники, знаменитые ученые (среди них был, например, Янь Фу), а также богатейшие из налогоплательщиков. Все кандидатуры заранее утверждались регентом. «Избранные народом» депутаты фактически также назначались провинциальными совещательными комитетами.

 

В состав совещательных комитетов было избрано немало либеральных конституционалистов. Председателем совещательного комитета провинции Цзянсу стал Чжан Цзянь. Однако планы конституционалистов не осуществились, лидеры партии Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао не получили политической амнистии за участие в движении 1898 г., они по-прежнему считались государственными преступниками. Маньчжурское правительство не соглашалось сократить девятилетний срок подготовки к введению конституции.

 

Недовольство конституционалистов бесконечными посулами и куцыми реформами, однако, не означало, что они в принципе изменили отношение к маньчжурской монархии. Они по-прежнему стояли за ее сохранение и за укрепление государственного аппарата. Конституционалисты выступали против дискриминации ханьцев, против концентрации всех государственных постов в руках маньчжуров, они защищали торгово-промышленную буржуазию и либеральных помещиков от произвола местных чиновников. Произвол чиновников в то время для многих стал уже невыносим. Журнал «Сяньчжэн синьчжи» («Новый вестник конституционного правления»), выходивший летом 1909 г., писал: «Если мы хотим улучшить государственное управление, если мы хотим, чтобы наше государство успешно развивалось, мы должны стремиться к созданию органов, контролирующих проведение правительственной политики как в центре, так и на местах». Журнал критиковал бесконтрольность провинциальных чиновников, которые по своему произволу «вершат все экономические и политические дела».

 

В связи с ростом помещичье-буржуазной оппозиции конституционалисты заметно активизировали свою деятельность. Но они по-прежнему ограничивались петиционными кампаниями, требуя немедленного созыва парламента и сформирования ответственного кабинета министров с участием либералов. В декабре 1909 г. Чжан Цзянь писал: «Иностранная агрессия усиливается изо дня в день, сановники и чиновники продолжают проводить ошибочную политику. Китай находится в смертельной опасности. Народ дошел до крайности. Спасти родину можно только немедленным созывом парламента и созданием ответственного кабинета министров». Чжан Цзянь предложил конституционным организациям 16 провинций направить в Шанхай делегатов для координации петиционной кампании. К этому времени в Пекине было создано Го-хуй цучэнхуй (Общество по ускорению созыва парламента), а затем на его базе — Союз единомышленников, ходатайствующих о созыве парламента, который должен был, по замыслу Чжан Цзяня, стать основой будущей конституционной партии. В «Наставлении представителям совещательных комитетов 16 провинций» Чжан Цзянь заявлял: «До тех пор пока не будут удовлетворены наши требования, мы будем подавать петиции, будь то первый, второй, третий, четвертый раз и до бесконечности. Пока не будут исполнены наши чаяния, петиционное движение не прекратится. Не может ведь монархическое правительство бесконечно идти наперекор воле народа!».

 

Только за один 1910 год конституционалисты провели три петиционные кампании. В этот период лидеры либералов, в особенности Лян Ци-чао, развили кипучую деятельность. После запрещения Ассоциации по изучению политики в августе 1909 г. он создал в Токио Информационное общество по делам совещательных комитетов, издававшее «Вестник конституционного правления», в котором рассказывалось о конституциях и законодательных актах различных стран и о работе совещательных комитетов. В первом номере подчеркивалась важная роль совещательных комитетов как органа контроля над центральным правительством и над деятельностью местных властей всех 20 провинций со 150 уездами. Там же были опубликованы материалы о злоупотреблениях, махинациях и подделках в ходе кампании по выборам в провинциальные совещательные комитеты.

 

В январе 1910 г. группой конституционалистов во главе с Ляп Ци-чао в Токио был основан журнал «Гофэпбао» («Веяния в стране»). Под псевдонимом Цань Цзян Ляп Ци-чао печатал статьи о деятельности провинциальных совещательных комитетов и верховной совещательной палаты. Лидер конституционной оппозиции считал, что функции совещательных комитетов должны сводиться к подготовке законопроектов и к контролю за исполнением законов. «В Китае нет недостатка в законах: помимо «Свода законов Великой Цин» и «Различных кодексов Великой Цин» имеется еще множество новых законов, утвержденных за последние годы. Беда в отсутствии контроля за соблюдением законов». В связи с этим Лян Ци-чао предлагал совещательным комитетам и верховной совещательной палате упорядочить вопрос о законах, запрашивать местные власти о выполнении того или иного законодательного акта и привлекать к ответственности за нарушение законов. Однако вся эта программа, считал Лян Ци-чао, должна быть «утверждена его величеством императором».

 

Ци-чао неоправданно идеализировал деятельность верховной совещательной палаты. Он считал, что палата за 90 дней своего существования «влила живой дух в политическую жизнь страны, озарила светлым лучом будущее Китая». Палата, по его мнению, «заставила правительство считаться с волей народа и уменьшила злоупотребления властью». Он отмечал, что якобы благодаря верховной палате «народ наконец получил возможность удовлетворять свои чаяния, предъявлять требования и выражать протесты». По самым главным достижением Лян Ци-чао считал тот факт, что «в палате объединены инородная аристократия, китайская знать и лучшие представители простого народа. Они все обмениваются мнениями и знаниями». Это обстоятельство, по его утверждению, «развеяло в прах национальную, классовую, местническую идеологию, воспитывавшую   пресмыкательство перед чиновниками и пренебрежение простым народом... Одним словом, созыв совещательной палаты сыграл огромную роль, внес внутренние перемены».

 

 



Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе