Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Гоцуйпаи — школа национальных наук

Годы, предшествующие Синьхайской революции, были для революционеров периодом идеологического расслоения.

С развитием революционного движения в ряды революционно-демократической партии стали вступать самые разные по своим идейным устремлениям люди. Происходила перегруппировка идейно-политических течений. С 1905 г. значительное распространение получили теории Гоцуйпай (Школы национальных наук), которую возглавил известный нам деятель Чжан Бин-линь; с 1907 г. стали довольно широко распространяться анархистские идеи. Один из ведущих деятелей Объединенной лиги, редактор первых пяти номеров «Миньбао», Чжан Цзи, организовал в Токио так называемые Курсы по изучению социализма, где фактически пропагандировались анархистские взгляды. Вместе с Лю Ши-пэем Чжан Цзи приступил к изданию анархистского журнала «Тяньи бао» («Небесная истина»). Другие деятели Объединенной лиги, эмигрировавшие во Францию, с начала 1907 г. стали издавать в Париже анархистский журнал «Синь шицзы» («Новая эра»). Анархистская литература распространялась не только среди эмигрантов, но и в самом Китае.

Не все участники Школы национальных наук и анархистского движения являлись членами революционных организаций, входивших в Объединенную лигу. В целом позиции этих групп, представлявших собой самостоятельное течение, резко расходились с концепциями революционных демократов, возглавляемых Сунь Ят-сеном.

В 1905 г. в Шанхае был создан по инициативе Чжан Бин-линя и его единомышленников журнал «Гоцуй сюэбао» («Научный журнал национальной школы»). Автор вступительной статьи к первому номеру Хуан Цзе излагал основную идею школы гоцуй: в Китае, по существу, нет ни государства, ни науки. «Общество,— говорилось в статье,— обычно развивается от тотемического строя к родовому, а затем к собственно государственному строю, но в результате неоднократных нашествий и длительного инородного господства в Китае страна вернулась к эпохе тотемического строя». По той же причине национальные науки, высоко развитые в древности, утратили свое значение: «Не стало ни науки, ни знания!» Хуан Цзе подчеркивал, что «государство инородного абсолютизма не есть наше национальное государство. Науки, существующие в Китае, есть науки, внедренные инородным абсолютизмом, а не наши национальные науки. Национальные государство и наука уже давно погибли».

Уничтожение той или иной национальности, по мнению автора, начинается с уничтожения национальной культуры и науки. Отсюда вывод: «Гибель науки влечет за собой гибель государства, а затем и нации... После завоевания Китая монголами и маньчжурами наши ученые забыли о трагической гибели их предков, привыкли к подчинению чужеземному господству, приспособили свои толкования канонических учений и истории страны к нуждам властителей и, таким образом, превратили наше государство в рабское государство, нашу науку в рабскую науку».

Что может спасти страну? На этот вопрос сторонники школы гоцуй отвечали: возрождение китайской науки, которое должно стать началом возрождения государства и нации. Один из них, Сюй Шоу-вэй, писал: «Национальные науки есть основа национального духа, они представляют собой совокупность истории, политики, обычаев и психологии народа и являются главным источником созидания в государстве». История Китая и других стран подтверждает, что «если сохранились национальные науки, то государство может еще возродиться, если же национальные науки «е сохранились, государство погибнет навсегда». В прошлом благодаря сохранению национальных наук Китай, несмотря на неоднократную утрату суверенитета в результате иноземных нашествий, вновь и вновь возрождался. Задача ученых, по мнению сторонников этой школы, состоит в том, чтобы вызвать в Китае ренессанс, подобный европейскому. «Как XV век,— говорили они,— был веком возрождения древней культуры в Европе, так XX век станет веком возрождения древней культуры Азии».

Что такое национальные (или, в более точном переводе, «чисто национальные») науки в Китае? На этот вопрос давались разные ответы. Одни считали, что самым сокровенным выражением национальных наук являются учения древних мудрецов: Хуанди, Яо, Шуня, Юя, Тан, Вэнь У, Чжоу Гуна и Конфуция. По этой концепции в результате массового сожжения канонических книг и истребления ученых, учиненного Цинь Ши-хуаном, подлинные национальные науки погибли. После эпохи Цинь китайская литература—это лишь •случайно уцелевшие отрывки. Вся официально признанная каноническая литература, по мнению многих сторонников гоцуй, фальсифицирована ханьскими учеными, приспосабливавшимися к нуждам абсолютизма, обманывавшими народ и будущие поколения. Следовательно, существуют не национальные, а только официозные науки. Некоторые сторонники гоцуй предлагали восстановить «великое учение Конфуция», сокровенные идеи которого, как они утверждали, хранят отдельные скромные, бескорыстные и честные ученые, живущие в гуще народа. Один из авторов журнала «Гоцуй сюэбао», Сюй Чжи-хэн, призывал превратить конфуцианство в национальную религию. Он полемизировал с Чжан Бин-линем и другими, выступавшими против обожествления Конфуция и высоко ценившими корифеев мировой науки — Коперника, Дарвина. Сюй Чжи-хэн считал, что религия — основа социологии, без религии не может быть логики и истории. По его мнению, «на западе религия есть основа всего, а наука носит прикладной характер», крупные политические и военные деятели, великие открыватели нового неизменно руководствуются законами религии, ибо «только вера порождает силу, так было и с христианством и с конфуцианством».

Развивая свою мысль, Сюй Чжи-хэн писал далее: «Каждый народ должен иметь свою национальную доктрину: англичане— пуританизм, американцы — принцип Монро, японцы— самурайский дух. Национальную сущность Китая выражают идеи Хуанди и Конфуция, первый является родоначальником национальных политических, второй — религиозных учений».

Другие сторонники школы гоцуй считали, что китайский ренессанс будет означать расцвет «ста цветов» (термин, употреблявшийся по отношению к свободной дискуссии множества философских школ VI—IV вв. до н. э.— эпохи расцвета науки и культуры). Автор статьи «О возрождении древних наук» Дэн Ши подчеркивал, что не только конфуцианцы, но и ученые различных древних школ есть представители «чисто национальной науки» Китая, которую надо восстановить для возрождения государства и нации.