Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Первые дни октября 1976 г

В те же первые дни октября 1976 г., как упоминалось, были сняты со всех должностей- и взяты под арест заместитель председателя ЦК КПК Ван Хунвэнь, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и заместитель премьера Госсовета КНР Чжан Чуньцяо, члены Политбюро Цзян Цин и Яо Вэньюань.

Эти лица, составлявшие ближайшее окружение Мао, получили кличку «банды четырех» и были объявлены «антипартийной группировкой», которая пыталась «узурпировать руководство партией и государством», «произвольно извращала. . . маоцзэдун-идеи», «перекраивала на свой лад указания председателя Мао», чтобы «реставрировать в Китае капитализм» .
Со смертью Мао Цзэдуна и других старейших лидеров, отстранением Дэн Сяопина и изгнанием «банды четырех» из 22 членов Политбюро ЦК КПК, имевшихся на начало 1976 г., выбыло 10 человек. Но качественного обновления высшего руководства не произошло: все лица, входившие в Политбюро, были там и при жизни Мао, в нем не появилось ни одного нового имени.

Тем не менее перемены в персональном составе руководящих верхов Китая породили различные суждения о внутренней политике КНР после смерти Мао. Ссылаясь на то, что потерпевшая поражение «четверка» имела личные связи с Мао Цзэдуном и пользовалась его поддержкой, зарубежная пресса принялась утверждать, будто в Китае началась так называемая «демаоизация». Любопытно, что такие утверждения зазвучали тогда, когда наследники Мао еще не успели толком рассесться по креслам, а Дэн Сяопин, который позже будет провозглашен той же прессой главным «демаоизатором», находился в опале.

Разгадка здесь проста. Она кроется в том, что буржуазия, а вслед за ней и ревизионисты своим классовым чутьем уловили подлинную, контрреволюционную суть «культурной революции». Укрепление военно-бюрократического режима служило очевидным показателем того, что маоистское руководство открыто порвало с научным социализмом и пролетарским интернационализмом. Поэтому еще при жизни Мао в Пекин устремился поток высокопоставленных паломников из капиталистических стран — президентов, премьеров, министров, политических деятелей, — дабы войти в контакт с пекинскими ренегатами. Но этому мешало крайне отрицательное отношение международного общественного мнения к маоизму, варварская суть которого раскрылась в «культурной революции».

Чтобы изменить такую ситуацию, буржуазная и ревизионистская пропаганда начала обелять и самого Мао Цзэдуна и его политику, приукрашивать положение в КНР.