Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Исследование истории возникновения и развития боевых систем Китая

Характерные особенности китайской историковедческой науки и литературных источников

В современном мире воинские искусства Востока до настоящего времени нызывают немало жарких споров, дискуссий, разноречивых суждений, взаи­моисключающих точек зрения. Это касается в той или иной мере видов, сти­лей, техники национальных школ, тактики, методики обучения, правил сорев­нований, места в жизни и в системе физического воспитания и т.д., а также многих сфер истории, науки, культуры и искусства, с которыми соприкасают­ся, взаимодействуют и контактируют боевые единоборства.

В данной главе предпринята попытка выполнить детальный, хронологиче­ский, историковедческий анализ зарождения, развития, становления, совер­шенствования и распространения по всему миру этого уникального культуро­логического явления из глубин древности до наших дней. С целью поставить точку (а может, очередное многоточие?) в неутихающей полемике, ведущейся в ряде стран за приоритеты «величайшего культурного достояния» одной на­ции, «неотъемлемой собственности» другой и «сильнейшего искусства само­обороны» третьей и т.д., и т.п.

Степень изученности любого исторического вопроса в значительной мере зависит от источников, которыми располагает исследователь, многое исходит от особенностей сохранившихся документов, объема, тщательности и точно­сти выполненной предшествующей работы в этой области и смежных направ­лениях. Значение архивных документов особенно возрастает, если сведения получают подтверждение или находят аналогию в других памятниках истории. Это дает возможность более полно реконструировать реальные факты про­шлого. Исследователь древнего Китая часто имеет дело с весьма своеобраз­ными текстами. Для традиционной историковедческой науки Поднебесной подчеркнуто характерны две особенности: представление об извечном и аб­солютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних наро­дов и отождествлении мифа с историческим фактом, вследствие чего проис­ходило неправомерное удревление, идеализация и канонизация прошлого. По своему содержанию история становилась прямым продолжением мифоло­гии и даже философии. В таких случаях целью восточной историографии яв­лялась не фиксация и обобщение объективных данных, а их интерпретация в свете господствующих в культурной традиции философско-религиозных уче­ний. К тому же в источниках нередко расходятся даты и цифры, разнятся на­звания и имена, что еще больше запутывает и без того неясную, расплывча­тую, туманную картину. Поэтому из массы разнообразного, противоречивого, часто тенденциозного, плохо или совсем не датированного материала, необ­ходимо было критически выбрать то, что может пролить свет на основные проблемы.

  Истоки приемов и методов самообороны, охоты и боя

Анализ обширного количества работ ведущих ученых-китаистов мира и отечественных литературных источников, посвященных изучению истории восточных боевых искусств, позволяет высказать предположение, что истоки посходят к примитивным навыкам самообороны, охоты и боя, рйтуально-куль-нтым архаичным танцам, сочетающим шаманское камлание и транс, обуче­ние - передачу двигательного опыта и практическую тренировку существовав­ших в первобытном обществе синантропов, шандиньдунцев, протосинотибет-цев и др. племен яншао, заселявших территории современного Китая. Риту­ально-мистический характер ранних приемов боя позволил им впоследствии наложиться на религиозно-философские воззрения древнего Китая даосизма, буддизма, конфуцианство, осуществив тем самым сочетание прикладной цен­ности технических действий с сакральным внутренним содержанием. И на этой почве перерасти в стройную многокомпонентную систему у-шу, которая, развиваясь, разрастаясь и совершенствуясь, представляет собой в настоящее время комплекс многофункциональных, многоцелевых структур, объединяю­щихся на основе общих философских, медико-биологических, психологичес­ких и этических постулатов. Археологи и историки-китаеведы дружно отмеча­ют зачатки первых признаков подобных систем еще до становления китайской государственности.

 Простейшая военизированная система обучения и подготовки к боевой практике в эпоху первых династий Ся и Шан-Инь

Боевая практика и простейшая структура обучения в прикладном военизи­рованном аспекте была широко распространена в Китае уже при первых дина­стиях Ся (XXI—XVI вв. до н.э.) и Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.). В эту эпоху не бы­ло разделения ритуала на танец, непосредственно освоение боевых действий и собственно боевую тренировку. Такие обрядовые пляски совмещали культо­во-религиозно-мистический смысл с утилитарно-прагматическим назначени­ем. Сюжетами становились изложения мифов о битвах и победах божествен­ных правителей неба, императоров-ванов Поднебесной и героев-великанов в форме набора движений с обилием приемов боя.

В тот период одним из популярных сюжетов танцев был дошедший до нас из глубин веков поединок основателя Поднебесной империи верховного вла­дыки Хуан-ди (Желтого императора) и восставшего против него злокозненого князя Чию. Хуан-ди имел четыре лица (наблюдал сразу четыре стороны света), обладал огромной силой и был непобедимым воином. Чию - могуч, свиреп и страшен на вид. У него человеческое тело, четыре глаза, шесть рук, на голове росли рога, вместо ног - копыта. Перед танцем, разделившись, бойцы наде­вали на голову шлем с рогами (маску Чию) и нападали друг на друга. Такие пляски-поединки часто заканчивались травмами и увечьями. Этот ритуальный танец назывался «Го-ти» или «Чию-ти-шу» (бодание). По другим источникам -«Цзю-эди», но в обоих случаях он являл собой раннюю форму слияния ритуа­ла с рукопашным боем.

К концу эпохи Шан-Инь ритуальный танец и боевая практика, постепенно отда­ляясь, обозначались тем не менее омонимичными по звучанию иероглифами «у».

 Боевая подготовка и возникновение обычая элементарных состязательных поединков без оружия в период правления династии Чжоу

В период правления династии Чжоу (XI—III вв. до н.э.) существовал обычай элементарных поединков без оружия «Сянбо», который развился из искусства «Цзюэди». Эта борьба включала удары руками, захваты, броски и другие при­митивные способы силового воздействия. В этот период многие боевые тан­цы, использующие в своем сюжете приемы боя с различными видами оружия и «голыми руками», соответственно сценическому содержанию, получают са­мостоятельные названия: «Шуай-ху» (беспорядочные броски), «Цзюэ-ли» (древнее название у-шу), «Сян-гао» (единоборство), «Сян-бо» (противоборст­во) и т.п., или просто «доу» (бой, борьба, большое сражение).

Кроме большого ритуального танца-представления «дау», состоящего из многих действий, где кульминацией являлась массовая схватка на мечах и ко­пьях, для обучения и практической тренировки применялся ряд малых танцев: «танец с мечом и щитом», «танец с копьем и трезубцем», «с трезубцем и але­бардой» и т.д. для отработки атакующих и защитных приемов с партнером. Однако стабильной формы таких танцев не существовало. Танцы видоизменя­лись, трансформировались, сохраняя значение боевого тренинга в сочетании с ритуальным действом. К середине III в. до н.э. «Сян-бо» была усовершенст­вована для проведения состязаний. Поединки проводились на большом помо­сте и включали удары руками и ногами, захваты, броски, подножки, удушения и т.д. Эта борьба стала называться «Шоубо» (рукопашный бой)

Войны, военная подготовка и вооружение китайских войск эпохи Чунь-цю и Чжань-го

Военная подготовка-получила большое развитие в VI-III вв. до н.э. в пери­од раздробленности китайских царств. Это были века бесконечных битв, сра­жений и междоусобных войн. За 241 год периода «Весны-Осени» эпохи Чунь-цю (722-481 гг. до н.э.) историки насчитали свыше 400 войн. Именно в этот период в классическом «Каноне Песен» (Шицзин), датируемом эпохой Чунь-цю, встречаются первые упоминания о «кулаке» (цюань) - символе кулачного боя на все последующие века. За 232 года периода Чжань-го «Сражающихся царств» (453-221 гг. до н.э.) более 220. Согласно представлениям, господст­вовавшим в Древнем Китае, «главные дела в государстве - это войны и жерт­воприношения (в основном тех же военнопленных)». И то и другое достаточно подробно отражается в текстах надписей на гадательных костях и других доку­ментах истории той эпохи. Естественно, что боевая подготовка в этот период являлась одной из важнейших задач враждующих государств и достигла высо­кого уровня. Специально отобранные лучшие воины-инструкторы обучали на­выкам вооруженного боя с мечом, копьем, щитом и другими видами оружия, сражаться индивидуально и в боевом строю. Однако и в этот период подготов­ка воинов носила очень ритуализованный характер. Основную ударную силу армии чжоусцев того времени составляли боевые колесницы, легкие, запря­женные парой лошадей, они не знали преград на равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков. На такой колеснице обычно располагались три воина: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражающий неприятеля стрелами; копей­щик, вооруженный копьем или алебардой - оружием ближнего или среднего боя. Вплоть до изобретения арбалетов колесницы являлись наиболее мощным средством ведения войн.

 Развитие теории, стратегии и тактики военных действий

Это время было отмечено небывалым взлетом военной мысли. Военная теория в феодальном Китае имеет своих основоположников-классиков -Сунь-цзы и У-цзы. В сложившемся на протяжении последующих веков «Ка­ноне военной науки» - «Семикнижии» (У-цзин) на их трактатах была пост­роена вся философия и теория военных действий, практика стратегии и тактики ведения группового и индивидуального боя. Труды великого стра­тега и мыслителя древности Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.) занимают первое место по времени возникновения, историческому значению и содержанию, tro воинская доблесть, опыт, который он обобщил в трактате «Сунь-цзы бинфа», являются основополагающими в каноне «У-цзин», где были собра­ны величайшие работы в военной области той эпохи. Фундаментальные грактаты Сунь-цзы, составленные для ведения широкомасштабных воен­ных действий, практически до конца XIX века являлись основным каноном стратегии и тактики не только в Срединной империи, но и в Японии, в Ко­рее, Вьетнаме и целом ряде стран этого региона, подробно освещая мето­дологию победы: познание собственных сил; изучение сил противника; ме­тоды защиты и нападения; использование недостатков и просчетов врага; способы обманных маневров и приемы тактической маскировки; психоло­гической подготовки и т.д. Эти и подобные, детально разработанные поло­жения, позднее легли в основу многих магистральных направлений, стилей и школ у-шу, а также боевых искусств других национальных школ Дальнего Востока.

 Нравственно-этическое учение Конфуция

Эта эпоха дала миру еще одного великого мыслителя и философа, созда­теля всеобъемлющего этического учения древности - Конфуция (Кун-цзы 551-479 гг. до н.э.). Высший смысл по Конфуцию - утверждение в Подне­бесной всеобщей формы социально-этического порядка-гармонии - Пути (дао), важнейшее проявление которого суть гуманность, справедливость, взаимная разумность, мужество, уважительность, сыновняя почтительность, братская любовь, собственное достоинство, верность, милосердие и т.д. Конфуцианство, проникая во все поры китайского общества, становилось господствующей официальной идеологией. Постепенно инфильтруя, оно привнесло в сознание народов всего дальневосточно-азиатского культурно­го региона незыблемые нравственно-этические нормы, принципы и ритуалы, равные по силе воздействия на массовое сознание библейским заповедям. Раннее конфуцианство принято считать этико-политическим учением, кото­рое стремилось установить строго упорядоченную нравственно-этическую градацию в обществе. Мудрец-Конфуций, как продукт своего времени, при­давал большое значение воинским наукам и в сочинении «Беседы и сужде­ния» (Люнь-юй) настаивал на непременном пестовании гражданских добро­детелей «вэнь» и воинских «у».

 



На правах рекламы


У Вас есть свой сайт? Но в последнее время Ваш хостер все чаще говорит Вам, что Ваш сайт создает большую нагрузку на сервер? Виртуальный сервер VDS сможет помочь Вам в этом случае. Вы сможете оптимально подобрать тактовыю частоту процессора, объем памяти и жесткого диска. Благодаря этому Ваш сайт будет просто "летать".