Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Эпоха династии Хань

Войны и завоевательные походы империи «Западная Хань» и императора «Золотого века» У-ди

Династия Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.) пришла к власти в Поднебесной в результате народного восстания и пятилетней кровавой гражданской войны. Молодая, набирающая силу, могучая империя эпохи «Западная Хань» (206 г. до н.э-8 г. н.э.) осуществила ряд успешных завоевательных походов на юг к границам Индии и Бирмы, на запад в Тибет, в Маньчжурию, оттеснив на север кочевые племена, в Корею и в районы Центральной Азии. Залогом успехов и побед ханьцев, жизнеспособности, политической и экономической мощи им­перии явились совершенные по тем временам методы военной подготовки и высокий уровень военной науки.

До этого времени Китай часто страдал от регулярных опустошительных на­бегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи «хань-шу» отмечают, что сюнну -отличные наездники, прекрасно умели стрелять на скаку, были выносливы и жестоки в бою. Император «Золотого века» У-ди (140-87 гг. до н.э.) решает покончить с таким положением и создает мобильные конные подразделения, которые стали хновной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных ударов. Военные кампании 127-119 гг. до н.э. принесли ханьским войскам значительные успехи.

Еще одним объектом экспансии в период правления У-ди становится Ко­рейский полуостров. В 109 г. до н.э. Поднебесная наносит удар по первому древнекорейскому государству Чосон с двух сторон: одна армия наступает че­рез Ляодун, другая - через Бохайский залив. На захваченных территориях со­здаются новые уезды и округа.

 

Подъем культуры, искусства, совершенствование обучения методам владения оружием, приемам боя «голыми руками» и другим воинским наукам, традиционные праздники-состязания

Этот период отмечен существенным подъемом культуры и искусства. Вос­станавливаются и переписываются старые классические книги и каноны, со­ставляются новые компендиумы исторических хроник и практических знаний, в том числе первые весьма несовершенные и примитивные пособия по военной подготовке. В компендиуме «Исторических хроник эпохи Хань» (Хань-шу) в раз­деле «Хроники литературы и искусства» (Вэнь и чжи) несколько глав посвяща­лось обучению воинским наукам и ремеслам, владению оружием, способам за­щиты безоружного против вооруженного кинжалом, мечом, копьем; приводил­ся набор приемов боя «голыми руками» из арсенала цзюэди, сянбо и шоубо.

В одной из глав Хань-шу повествуется также о том, как в 108 г. до н.э. про­ходили традиционные, организованные по повелению императора У-ди - по­читателя «воинских утех», большие праздники-соревнования «Цзюэ-диси», на которые съезжался народ из многих провинций и уездов. Состязания прохо­дили по обширной программе, под музыку флейты и барабанов, включающей в числе прочих борьбу-танец Цзюэ-ди и поединки Шоу-бо.

В эпоху Хань борьба цзюэди расслоилась на два направления: собственно цзюэди и шуайцзяо. Цзюэди оставалось традиционно ритуальным единобор­ством, практически, представлением с заранее прогнозируемым финалом, ка­нонами боевого танца «у» и элементами прикладного тренинга, популярного на элитарном уровне. Шуайцзяо, все более отдаляясь, становилось обычной борьбой, любимой в народе, с использованием захватов, бросков и других не­сложных технических действий.

 Проникновение буддизма в Китай и основы этого вероучения

На границе нашей эры переход от рабовладения к феодализму в Ханьской империи совпал по времени с началом проникновения и распространения буд­дизма. Первые буддийские монахи-проповедники и видные вероучители из Индии, Центральной и Средней Азии селились и обосновались в Пэнчене, Ло-яне, Ганьсу, Шэньси и Хэнани. С помощью местного населения, аристократии и чиновничества, увидевшего в новой религии свою опору, строили храмы и монастыри, вели миссионерскую деятельность, переводили на китайский язык с санскрита священные тексты и сутры.

На протяжении многих веков в Китай, несмотря на его удаленность и срав­нительную изолированность от других очагов мировой цивилизации, проникали многочисленные культурные веяния, оказывая значительное влияние на форми­рование древнекитайского общества, основ его материальной и духовной жиз­ни. Начиная с эпохи Хань, когда культурные связи Поднебесной с Западом ста­ли более тесными, иноземные веяния обычно быстро усваивались и сравни­тельно легко перерабатывались уже сформировавшейся китайской цивилизаци­ей. В результате возникали новые «китаизированные» явления и формы.

Буддизм оказался единственной иностранной идеологией, которая сумела не только внедриться в Китай и прижиться, но и стать важной интегративной частью всей системы религиозных верований и институтов этой страны. По традиции, идеи и институты иноземной религии подверглись столь сущест­венной трансформации, что результатом этого стало появление нового, спе­цифически китайского культа.

Древний и средневековый буддизм представлял собой идеалистическое уче­ние, видевшее в основе мироздания движение нематериальных, непознаваемых, незримых частиц - дхарм. Соединяясь или распадаясь, они порождают или пре­кращают жизнь, составляя длинную цепь перерождений души, переселяющейся из одного существа в другое. Поток дхарм формирует личность человека и реа­лизует закон кармы, согласно которому бесчисленная чреда перерождений жи­вого существа обусловлена его деяниями в предшествующих рождениях. Пра­ведная душа принимает в следующем рождении более совершенную форму, че­ловек занимает более высокое место в обществе. Грешник перевоплощается в низшего представителя или низшее животное- Конечная цель земного существо­вания для буддиста - выход из круга сансары (цепи перерождения земного бы­тия, юдоли страданий) и достижение нирваны (обители невыразимого блаженст­ва и покоя) путем самосовершенствования, праведного очищения, искоренения пагубных соблазнов, постижения нереальности мира. Это может быть путь мона­ха, путь отшельника, путь мудреца, путь воина, путь художника или поэта и т.д.

 Дальнейшее распространение и китаизация буддизма

Как мировая религия буддизм с его этикой равенства и всеобщего сост­радания играл важную интегрирующую роль в обществе. Удовлетворяя по­требность людей в стабильных формах жизни и психологического комфор­та, китайский буддизм, вместе с тем, объективно способствовал становле­нию феодального строя, утверждению его устоев. В Поднебесной новая ре­лигия быстро адаптировалась к этнокультуре, впитала местную обрядность, признала культ предков, включила в свой пантеон святых древних китайских мудрецов и мифических героев и в таком виде нашла широкое распростра­нение в народе. Простой народ принимал в буддизме все, что облегчало страдания в этой жизни и давало надежду в будущем, тем более что мона­хи лечили, отпускали грехи, возносили молитвы, осуществляли широкую благотворительную деятельность. Но наибольшее распространение буд­дизм имел в правящем классе.

Усилению позиций буддизма во многом способствовала общая истори­ческая обстановка вв. с ее кризисами, междоусобными войнами и не­устойчивостью бытия. Стены монастырей давали реальную защиту от по­стоянных смут, здесь совершались погребальные обряды, поминовение душ павших воинов, обещалось спасение всем страждущим. Но более все­го монастыри привлекали возможностью освободиться от налогов и при­теснения чиновников и феодалов, притягивая к себе обездоленных кресть­ян и богатых людей, искавших покоя и спасения души. Буддийские культы во многом являли собой общинное начало. Храмовые праздники, молебны и прочие церемонии, совершавшиеся в монастырях, нередко превраща­лись в шумные народные праздники, проходившие в атмосфере религиоз­ной экзальтации. И тем не менее единственной и господствующей религи­ей буддизм не стал.

 Формирование даосизма как религии и основы данного вероучения

Еще одной феодальной религией чисто китайского происхождения, полу­чившей распространение в простом народе, явился постепенно складываю­щийся из древнего даосского учения и оформившийся во II веке н.э. в рели­гиозно-мистическую систему - даосизм (учение о Пути-дао). Основателем его, согласно документам истории, считается Чжан Лин (II век н.э.) (Чжан Дао-Лин). Учение, восходящее ко времени первобытнообщинного строя, даосизм сохранил лозунги равенства, социальной справедливости и осуждения богат­ства, что особенно привлекало народные массы.

Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и ми­фов. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдов­ства, шаманизма; ей была присуща вера в святых, чудотворцев и в магию са­моусовершенствования. Даосы широко использовали в своем учении древне­китайскую мифологию, включили в сонм богов легендарных правителей, ми­фических героев и мудрецов, среди них - Хуан-ди, Лао-цзы и много других. Даосские божества обладали человеческими качествами, были близки наро­ду по древним преданиям, что способствовало распространению этой рели­гии. Монахи-даосы и проповедники затемняли сознание людей верой в чуде­са, в искусство волшебства, силу заклинаний, гаданий и магии. Большое зна­чение они придавали талисманам, написанию магических знаков, возжиганию благовоний, особой системе физических упражнений. Особая система дыха­ния, особые позы, подобные индийским асанам Хатха-йоги, особый вид мас­сажа и т.д. - все это должно было способствовать стяжать всю силу и мощь вселенной-макрокосма, стать непобедимым, научить подниматься в воздух и путешествовать по облакам, помочь продлить жизнь, а возможно, и достичь бессмертия.

Главным религиозным каноном даосизма являлся известный памятник фи­лософской мысли древнего Китая «Дао дэ дзин» IV-III века до н.э. (Книга о Пу­ти дао и благой силе - дэ). Его непоследовательное учение толковалось в иде­алистическом, мистическом духе. Даосы приняли древнее учение о борьбе двух противоположных начал Инь-Ян (женское, мягкое, темное, слабое - муж­ское, твердое, светлое, сильное и т.д.). Основным принципом поведения счи­талось «У-вэй (недеяние). Идеология даосов, сохраняя и культивируя элемен­ты примитивной диалектики, оказала влияние на развитие таких отраслей зна­ний, как алхимия, химия, биология, медицина, бионика и др. Религиозно-ми­стические сочинения сохранили рецепты лекарств, описания свойств метал­лов и минералов.

На оформление даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Религиозная организация даосов складывалась под влиянием и по готовому образцу буддийских храмовых культов. Позднее, к VII в., начала скла­дываться даосская церковная организация. Создавались даосские монастыри, во главе которых стояло высшее духовенство, обряды были позаимствованы у буддистов. Обе религии долго соперничали между собой, активно влияя и до­полняя друг друга, сами того не желая, но вместе с тем сохраняя определен­ные различия.

Более того, обе религии не смогли вытеснить конфуцианство и выработать свои правовые понятия. Конфуцианские ученые остались хранителями и учи­телями государственных и моральных общественных принципов. Конфуциан­ство, не теряя религиозного учения о культе предков, воспринятого буддиз­мом и даосизмом, осталось примитивной формой юридической науки и ос­новной системой образования. Из опыта древнего конфуцианства черпались детально разработанные принципы управления страной, подчинения поддан­ных государю, взаимоотношения в семье и обществе. Сохранились древнее почитание предков и прошлого, учение о гуманности и сыновнем почтении, бесчисленные обряды и правила этикета.

Перестав быть государственной идеологией, конфуцианство удержало за собой ведущие позиции в области политического устройства общества, обра­зования, дипломатии, теории и практики военного дела и военного искусства, других крайне необходимых господствующему классу областях знаний, отно­сящихся к управлению людьми.

Важнейшей особенностью средневековой идеологии Китая являлся син­кретизм, родившийся на основе слияния и синтеза так называемых «трех уче­ний»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма. Сущест­вование нескольких религиозно-философских воззрений стало характерной чертой феодального общества Срединной империи.

 Народные восстания периода эпохи «Синь» и «Восточная Хань»

В эпоху Синь (9-25 гг. н.э.) и Восточная Хань (25-220 гг. н.э.) Древний Ки­тай неоднократно сотрясали восстания народных масс. Из выступлений этого пе­риода самыми крупными были выступления «Краснобровых» (18-25 гг. н.э.) ­перед боем, чтобы отличить своих от неприятеля, восставшие красили брови в красный цвет.

В это же время на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались-в горах Люй-линьшань, провинция Хубэй, поэтому их стали называть «армией Люй-линь» (Зеленого леса). Движущей силой были доведенные до отчаяния рабы, полусвободные и обезземеленные крестьяне.

Наиболее мощное восстание «Желтых повязок» (184-207 гг. н.э.) в тече­ние десяти лет готовилось тайной даосской сектой Тайпиндао (Великое благо­деяние), организацией религиозного братства, члены которого много времени уделяли обучению военному делу. В стране было создано 36 объединений -будущих военных отрядов. Восстания вспыхнули в Гуандуне, Сычуани и в дру-I их провинциях. Отряды повстанцев назывались: «Черная гора», «Желтый дра­кон», «Великий разлив» и т.п. Вожди, как правило, умелые и храбрые воины были известны по прозвищам: Лю - камень, Чжан - великан, Ли - непобеди­мый и пр. Несмотря на ряд крупных успехов, восстания были потоплены в кро­ви. Недостаток опыта, стихийность, разрозненность, плохое вооружение, от­сутствие ясных целей и т.п. - причины поражений.
 



На правах рекламы


Наверное многие из нас мечтают о небольшом деревяном домике на берегу реки или на лесной опушке. Для некоторых мечты сбываются и они могут себе позволить начать строительство и у них возникают вопросы про строительство домов из бруса: какое выбрать дерево, производителя, качество и многое многое другое.
 

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе