Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Мастер Цзи Цикэ и его влияние на развитие стиля Синъицюань

По дошедшим до наших времен преданиям Цзи Цикэ жил во времена царствования последней китайской Синъицюаньимперской династии Цин. В истории древнего Китая этот период известен вторжением маньчжуров, которые свергли правление китайской фамилии.

В это время на территории Поднебесной стали стремительно возникать всевозможные тайные общества и религиозные секты. Часть из них посвятила свою деятельность борьбе с маньчжурами, другие же углубились в мистические традиции и ритуальную практику.

Именно среди последователей ритуальной практики стали традиционными занятия ушу. Как утверждают многие исследователи искусства кулачного боя, подавляющее большинство стилей ушу появилось благодаря тайным обществам.

 

Такая организация действовала и в деревне, где проживал Цзи Цике. Согласно уездным хроникам жители деревни великолепно владели техникой боя с оружием (цике) и кулачным искусством (цюаньшу). Поскольку искусное владение мечом или копьем давало существенное преимущество над невооруженным противником, цике пользовалась большей популярностью, тем более что существующие в те времена стили ушу больше базировались на технике владения холодным оружием. В числе сторонников цике был и Цзи Цике, прославившийся превосходным владением техникой копья. За молниеносное выполнение приемов его прозвали «чудесным копьем». И сегодня в арсенале Синъицюань имеется комплексы приемов с мечом и копьем, создание которых относится к заслугам самого Цзи Цике.

Возможно, поэтому обучение стилю Синъицюань в некоторых школах Шаньси начинается не с изучения кулачного боя, а с обучения приемам владения копьем. Хотя, с другой стороны, среди ряда исследователей существуют некоторые сомнения относительно роли этого воина из прошлого в развитии стиля. По их мнению, Цзи Цике является собирательным образом, а все совершенные им подвиги совершили два воина - Цзи Лун и Цзи Фэн. Впрочем, наверное, лучше этот решение этого вопроса лучше оставить для ученых. Для практического обучения более важными являются ключевые принципы формирования стиля. Собственно говоря, стиль Синъицюань возник и стал развиваться в то время, когда происходило разделение школы ушу на два направления – кулачное искусство и искусство боя с оружием.

По легендам именно Цзи Цике первому пришла мысль применить принципы ведения боя с оружием к кулачному искусству, чтобы удар кулаком сравнился с мощью укола копья. Возможно, следует рассматривать руку как копье или меч. Он сравнивал прямой удар кулаком с ударом копья, буравящий удар копьем в подбородок или в горло был похож на удар кулаком снизу. Блок предплечьем напоминал отведение в сторону удара противника древком копья. Следует отметить, что уже в то время некоторые стили кулачного боя постепенно превращались в театрализованное зрелище, демонстрировавшееся на деревенских праздниках. Соответственно, их боевая направленность нивелировалась, и они не давали возможности достигать необходимой эффективности в реальном бою.

Поэтому Цзи Цике начал разрабатывать новый, принципиально отличающийся стиль. Будто выполняя резкий укол копьем с быстрым подскоком к противнику, мастер выполняет колющий удар фалангами пальцев, нанося его в болевые точки противника. В бою используются отводящие блоки предплечьем и одновременный уход в сторону, быстрые подскоки к противнику, переходы на удары вдоль руки противника с блока и др. Внешне движения не выглядели достаточно зрелищными, однако их эффективность позволяла безоружному воину успешно противостоять копью.

Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе