Люхэбафацюань или люхэбафа. Многогранность и сила воды.
Однако не все стили ушу широко известны. Об одних знают лишь те, кто непосредственно занимается их изучением, о других - просто очень небольшое количество людей. Как раз к такой малоизвестной категории относится один из внутренних стилей ушу, который носит название люхэбафацюань.
Не все пишут название этого стиля одинаково. Встречаются и такие варианты:«люхэ бафа цюань»,«лю хэ ба фа» и «люхэбафа». В западных странах этот стиль распространен под другими названиями. Например, Hwa-Yu T’ai Chi Ch’uan (Тайцзицюань горы Хуа) или Water Boxing (水拳 шуйцюань — кулак воды).
Считается, что данный стиль был создан Чэнь Туанем, полулегендарным даосским святым, который также известен под именами Чэнь Бо и Чэнь Сии. История говорит нам о том, что этот человек жил в пещере на горе Хуашань, которую называют одной из пяти Священных Гор даосизма в Китае. Эта гора расположена невдалеке от города Хуаинь,в хребте Циньлин на территории провинции Шэньси. Скалы этой горы очень красивы, ими восхищались и восхищаются многие, но и подняться на вершину Хуашань очень сложно и рискованно. Очевидно, что Чэнь Туань вел отшельнический образ жизни. Ему хотелось найти секрет бессмертия, поэтому он старательно самосовершенствовался, практикуя и медитацию во время сна, и различные комплексы упражнений,как физических так и психофизических. Каждый день упорно тренируясь Чэнь Туань создал и развивал стиль люхэбафацюань. В технической основе которого лежал кулачный бой, а философия базировалась на даосской природе воды, которая может быть твердой как камень (лед) и легче, чем пух (туман), сбивать с ног и растворять, менять форму и проникать внутрь. Свои знания и навыки мастер никому не передавал, при жизни у него не было учеников и последователей. Но зато он вел подробнейшие записи о своих тренировках и достижениях, которые потом, вместе с останками Чэнь Туаня, и обнаружил другой отшельник по имени Ли Дунфэн.
Он восхитился рукописями, и решил, что должен показать это новое искусство миру. Потом рукописи были утеряны, но Ли Дунфэн, вспоминая и размышляя над тем, что прочел в них, написал труд под названием «Кулачное учение о пяти тайных знаках», который и стал основным трактатом по люхэбафацюань.
Брюс Ли (он же - Ли Чжэньфань) - мастер ушу и звезда киноиндустрии
Теоретически люди, которые не слышали о Брюсе Ли, все таки существуют. Но их так мало, что скоро их впору будет заносить в Красную книгу или Книгу рекордов Гиннеса, как величайшую из редкостей. Оно и понятно, ведь Брюс снимался во множестве фильмов. А сколько фильмов было
В большей степени Брюс Ли известен как великий мастер восточных единоборств. Хотя также он был и актером, и кинорежиссером, и сценаристом, и даже продюсером. Но карьера в кино была итак вполне вероятна для Брюса, ведь он был сыном актера-комика кантонской оперы. Они даже иногда снимались вместе.
А вот таких успехов в боевых искусствах от него сложно было ожидать, ведь интересовался он ими вполне умеренно, но не занимался ими всерьез, да и в школе не отличался особым рвением. Но тем не менее, после того, как он занял первое место на чемпионате по ча-ча-ча, он пришел к своему будущему учителю и сказал:"Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу — а я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями: вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча". Учитель согласился обучать мальчика. И никогда не пожалел об этом, ведь Брюс оказался чрезвычайно талантлив. Всего лишь три дня ему понадобилось, чтобы выучить движения техники тайцзицюань, для чего другим, к слову, требуются недели.
С того момента, как Брюс решил обучаться, он уже никогда не оставлял своих усердных тренировок. Причем тренировался всегда на пределе возможностей. С 7 до 9 утра он бегал(2-6 миль за 15-45 минут), качал пресс и выполнял упражнения для гибкости, с 11 до 12 - ездил на велосипеде или использовал велотренажер(16 км за 15 минут) и поднимал тяжести. Потом он прыгал на скакалке, совершая приблизительно по 800 прыжков.
С 1956 года он начал учиться у мастера Ип Мана стилю вин чун. Именно этот стиль и стал для него основным. Брюс много сделал и для того, чтобы этот стиль единоборства стал более популярным.
Багуачжан. Даже хождение по кругу может привести вас к победе.
Одним из известнейших классических внутренних стилей ушу является багуачжан (ладонь восьми триграмм). И это название было выбрано не просто так. "Ба Гуа" переводится как "восемь триграмм", восемь принципов, которые были описаны еще в "Каноне перемен", более известном как "Книга перемен". А использование такого термина непосредственно в названии стиля говорит о том, что стиль сочетает в себе все эти принципы.
Версий происхождения стиля, как обычно, несколько. Кто-то утверждает, что данный стиль основал Дун Хайчуань (из уезда Вэньань провинции Хэбэй). Основывался он якобы на элементах местных стилей ушу. А со временем Дун Хайчуань отправился в Пекин и там стал уже сам обучать людей новому стилю.
Вторая версия говорит о том, что Дун Хайчуань сначала на вполне достойном уровне изучил эрланцюань. А потом отправился путешествовать, чтобы найти других мастеров различных единоборств, но однажды в пути заблудился в лесу. Когда он разыскивал нужную дорогу, он увидел тренирующегося молодого даоса. Но тренировка была какой-то странной: даос кругами ходил вокруг сосен. Посмотрев на все это Дун Хайчуань не выдержал и громко рассмеялся. Даос услышал его, оскорбился таким отношением и предложил поединок. Дун Хайчуань, естественно, согласился. Только вот одержать победу у него так и не вышло, оказалось, что в маленького даоса очень сложно попасть. К тому же, он постоянно каким-то таинственным образом оказывался за спиной у Дуна Хайчуаня и раз за разом опрокидывал его на землю. Поднявшись с земли в третий раз Дун Хайчуань признал себя проигравшим, опустился на колени перед даосом и попросил того принять его в ученики. Только в этот момент на поляне снова раздался смех, а из-за деревьев вышел пожилой даос, давно наблюдавший за развитием событий, не привлекая к себе излишнего внимания. Его звали Би Чэнся и он оказался учителем того, кто одолел Дуна, и согласился взять побежденного в ученики.
Цайлифоцюань (Чойлифут) - сила барса и гибкость змеи.
Такой стиль южно-китайского ушу, как цайлифоцюань в некоторых источниках также можно встретить под именем на кантонском диалекте - чайлифут. Название для данного стиля возникло не просто так. Оно объединяет в себе иероглифы "цай" и "ли" из фамилий учителей Чэнь Хэна, который и является создателем цайлифо. А иероглиф "фо" обозначает "Будду", его прикрепили в честь стиля ушу, который изучал дядя Чэна, в честь
Чэнь Хэн (из уезда Синьхуэй провинции Гуандун) начал изучать фочжан (буддийская ладонь) с семи лет. Обучал его, что очевидно, дядя, которого звали Чэнь Юаньу. Хотя, если верить другим источником, то учителем Чэна был его же отец. В любом случае, изучение боевых искусств увлекло мальчика, и в довольно краткие сроки он показал большие успехи и стал даже считаться лучшим бойцом в округе. Уже тогда ему предлагали самому начать обучать. Но его семья разорилась и Чэню пришлось покинуть родные пенаты.
Со временем Чэнь обучался у Ли Юшаня, которого давно прозвали Алмазным Ли за небывалую крепкость тела. На первых порах Ли Юшань не понимал, зачем Чэнь так хочет учиться дальше, ведь он и так уже неплохой боец. Но спустя какое-то время Ли убедился в искренности намерений Хэна и назвал его одним из своих лучших учеников. А потом Чэнь попал к монаху Цай Фу, который обучал его искусству шаолиньского монастыря. К слову, Цай Фу на тот момент уже исполнилось 96 лет. Чэнь Хэн долго и старательно тренировался и достиг таких высот, что в достаточно молодом возрасте его назначили на почетную должность старшего инструктора по ушу для местный войск.
По окончании обучения Хэн решил вернуться в родную деревню и стал обучать всему, что знал, уже своих родственников. А параллельно он продолжал и свои тренировки, вспоминая и повторяя все, чему учили его. Таким образом, в его голове упорядочились все стили, которые он практиковал, а потом он создал и свой собственный вид ушу, который получил название цайлифо. Это случилось в 1836 году.
Сейчас в семье Чэнь из поколения в поколение передают ортодоксальный стиль, но уже появились и другие ветви цайлифо.
Танланцюань. Вы действительно думали, что вам нечему поучиться у богомола?
А вы в курсе того, что богомол - это хищник? Когда он подстерегает свою очередную жертву, он практически неподвижен, но от его захвата, который со временем настигает другое насекомое, освободиться довольно сложно. К тому же, заметить богомола тоже проблематично, ведь он практически сливается по цвету с окружающими растениями.
После того, как стиль был окончательно сформирован, Ван Лан решил вернуться в монастырь Суншань Шаолинь, где он ранее обучался и проиграл бой, который и натолкнул его на мысли о дальнем путешествии. Снова сразиться с тем же противником ему так и не довелось, потому что он не нашел его в монастыре, и никто не мог сказать, где он сейчас находится. Но никто из монастырских монахов не смог победить Ван Лана. Так что Ван Лан обосновался в родной провинции Шаньдун, а через некоторое время передал искусство нового стиля даосам с гор Лаошань. И уже от их учеников этот стиль передавался вплоть до настоящего времени.
Ян Лучань - один из великих мастеров тайцзицюань
Было и есть довольно много известных мастеров тайцзицюань. Каждый из них что-то привнес в этот стиль, чем-то обогатил его, что-то добавил. А главное, каждый из них учил искусству тайцзицюань других людей, не позволяя этому стилю ушу затеряться где-то в недрах истории.
Одним из таких мастеров является Ян Лучань. Этот человек не только прекрасно изучил тайцзицюань и принес его в столицу Китая, но даже преподавал его в императорском дворце.
Хотя есть и другая версия развития событий. В ней говориться, что в один из дней в деревню, где жили Чэни, пришел какой-то мастер боевых искусств. И пришел он не просто так, а с вполне конкретной целью: вызвать главу рода на поединок. Сам Чэнь Чансин был уже слишком стар, чтобы с достоинством принять бой, поэтому сражаться вышел сперва его сын, а после - лучший из учеников. Но никто из них не смог одолеть пришедшего. Который, к слову, вновь захотел увидеть Чэнь Чансина. Но, дабы уберечь честь великого мастера от позора, чужаку сообщили, что мастера дома нет. Но человек пришел с четкой целью и не сдавался, он поселился неподалеку и регулярно раз в три дня приходил к дому Чэнь Чансина. Он приходил, уходил восвояси и возвращался снова. Пока однажды один из служек не сказал, что готов к дружескому поединку с незваным гостем. Чужак, не скрывая удивления, согласился. И проиграл бой. Честь и гордость рода Чэнь была спасена. А умелым слугой, как несложно догадаться, оказался именно Ян Лучань.
Но во время обучения всех секретов ему так и не открыли, во многом ему пришлось разбираться самостоятельно. И со временем Ян стал вносить свои изменения в основные движения, делая их более плавными и медленными. Новый стиль стали называть "чжаньмяньцюань" ("кулак влажной ваты"), "жуаньцюань"(мягкий кулак) или "хуацюань"(кулак изменений). И этот стиль был весьма эффективен, за что Яна Лучаня стали именовать Яном Ути(Уди), что означает "Ян Не Имеющий Соперников" или "Непобедимый Ян".
Вин чунь. Хотите, чтобы в вашей жизни была вечная весна? Возможно все.
Что такое весна? Это время года, когда все цветет, благоухает и просыпается от зимнего сна. Это когда краски становятся ярче, а по утрам будит уже не крик будильника, а пение птиц за окном. Что такое вечная весна? А вечная весна - это вин чунь.
Ведь именно так переводится название этого стиля ушу. Встречается еще перевод "цветущая весна", но вариант со словом "вечная" все таки куда более популярен.
А через некоторое время к Нгу Мэй обратилась за помощью прекрасная молодая девушка, по имени Янь Вин Чунь. Она рассказала о том, что ее один из влиятельных чиновников возжелал взять ее в наложницы силой, а отец, преподаватель боевых искусств, не смог ее защитить, поэтому она сбежала. Нгу Мэй прониклась ее историей и взяла девушку в ученицы, а чтобы спрятать ее от чиновника, отвела в горы и обучала там.
Со временем Янь Вин Чунь стала любимой ученицей монахини и та передала ей технику, которую сформировала сама. Натолкнуло ее на это наблюдение за сражением журавля и змеи. Первый бил острым клювом и крыльями, а вторая обмоталась вокруг его ног и усердно пыталась ужалить.
Потом Янь Вин Чунь добавила в эту смесь еще стили тигра и леопарда, и создала отдельный стиль, предназначенный в большей степени для женщин. Рассчитанный на их ловкость и гибкость. Чуть позже к леопарду, тигру, журавлю и змее был также добавлен дракон, а эти животные стали считаться символами стиля вин чунь. Леопард означает скорость и сообразительность, змея - гибкость тела и мышления, тигр - силу духа и тела, дракон - концентрацию, дыхание и опыт, а журавль - равновесие тела и контроль над эмоциями.
Тайцзицюань - самый востребованный и популярный стиль ушу.
При разделении ушу на различные стили без вмешательства "инь-ян" тоже не обошлось. Стили внутренние (Нейцзя) считаются "иньскими", что символизирует женственность и темноту. А внешние стили (Вайцзя)-"янскими", что означает светлое мужское начало. Но когда любое из качеств достигает своего апогея, то оно зарождает в себе противоположное. Так что, по сути, разделение весьма условно и основным фактором все же является период времени, за который тот или иной уровень будет достигнут, а умение получено. И уж тем более, внешние стили не считаются лучше или престижнее внутренних, и наоборот.
Как обычно, единогласной версии о происхождении тайцзицюань не существует. Мнения разнятся, но основных версий все же существует две. Первая из которых сообщает о том, что данный стиль родился и формировался в семье Чэнь, которая жила в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань. А непосредственным основателем стиля, согласно этой версии, является Чэнь Вантин, от которого линия передачи мастерства легко прослеживается. К слову, именно эта версия сегодня принимается, как официальная.
Другой предлагаемый вариант развития событий подразумевает, что создателем тайцзицюань был известный даос Чжан Саньфэн. Но у этой истории поклонников намного меньше, потому что она совершенно не объясняет, каким образом стиль был донесен до наших дней и, к тому же, буквально кишит различными неточностями и нестыковками.
Сейчас выделяют пять стилей тайцзицюань: тайцзицюань семьи Сунь, тайцзицюань семьи Чэнь,тайцзицюань У Юйсяна, тайцзицюань семьи Ян и тайцзицюань У Цзяньцюаня. Но также до сих пор существуют и не столь популярные разновидности. К которым относится, например,тайцзицюань деревни Чжаобао. Не стоит забывать и про даосские стили тайцзицюань.