Стили и школы ушу
Тунбэйцюань
Иероглиф "тун" означает "насквозь", "бэй" - "спина", либо сокращение от слова "позвоночник", "цюань" - "кулак". Таким образом, название стиля можно перевести как "кулак выбрасывания силы от спины (позвоночника)". В ушу есть и другие стили, название которых читается как "тунбэйцюань", но которые записываются с другим иероглифом "бэй" ("подготовка", "рука" и т.д.). Во многих книгах по ушу эти стили путают. Кроме того, есть еще "хундун тунбэйцюань", который вляется вариантом тайцзицюань, и к даному стилю также отношения не имеет.
Легенды возводят создание стиля к периоду "Воюющих царств" (VI-III века до нашей эры). Согласно легенде, в период Вёсен и Осеней жил человек по имени Юань Гун. Однажды он вызвал на бой другого мастера, но проиграл, превратился в белую обезьяну и убежал в лес. Потому его прозвали "Байюань лаожэнь" (Старик - Белая обезьяна). От него, якобы, и происходит байюань тунбэйцюань
Шуйхуцюань
Одним из самых "боевых" литературных произведений Китая бесспорно является средневековый роман
Все еще продолжая смеяться, Ван Цзинь произнес:
- Боюсь, как бы мне не причинить какого-нибудь вреда вашему сыну, это было бы с моей стороны черной неблагодарностью.
- Не беспокойтесь об этом! Если вы даже переломаете ему руки и ноги, он получит только то, что заслужил...
- В таком случае заранее прошу прощеия! - отозвался Ван Цзинь и с этими словами подошел к подставке, на которой было развешано оружие. Выбрав себе палицу, он вышел на площадку и сделал боевой выпад. Увидев это, юноша ринулся на Ван Цзиня. Но тот, волоча за собой палицу, отбежал. Вращая своей палицей, юноша бросился за ним. Ван Цзинь обернулся и, замахнувшись, ударил по пустому месту. Юноша прикрылся своей палицей, но Ван Цзинь не ударил его, а только слегка дотронулся палицей до его груди, и этого толчка было достаточно, чтобы юноша выронил оружие и упал навзничь.
Яньцинцюань
Стиль создан Сунь Туном из провинции Шаньси в годы правления династии Цин. Первоначально он изучал боевое искусство у некоего Чжана. Несколько лет спустя он покинул учителя и отправился странствовать Попав в монастырь Шаолинь он усердно тренировался более десяти лет, изучил много видов кулачного искусства, стал мастером воздействия на точки и искусства циньна. Потом Сунь Тун стал обучать учеников, преподавал в Цинчжоу (Шаньдун), Биньчжоу, Удине, Янсине и Яньшане (Хэбэй). В годы правления под девизом "Цзяцин" преподавал в Цанчжоу провинции Хэбэй. То, что преподавал Сунь Тун в Цинчжоу, позднее стали называть яньцин шэньчуй (волшебный удар Янь Цина), то, что преподавал в Цанчжоу - "мицзунцюань".
Тайцзуцюань
В старом Китае в силу святости Сына неба его личное имя запрещалось произносить при разговоре, это считалось святотатством. При жизни императора его личное имя намеренно писалось искаженными иероглифами. После смерти правитель входил в историю по храмовому имени ("мяохао"), которое в известной степени отражало его прижизненные заслуги, и включало в себя слово "предок" ("цзу", "цзун", "ди"). Так как заслуги у императоров были в целом однотипные, то династийные имена зачастую повторялись (правда, не внутри одной династии), поэтому, чтобы конкретизировать императора, помимо храмового (династийного) имени иногда приходится указывать, к какой династии этот император принадлежал. В частности, основатели восьми из многих правивших в Китае династий удостаивались храмового имени "Тай-цзу" - "великий предок".
Основателем стиля тайцзуцюань считается Чжу Юаньчжан (1328-1398) - основатель династии Мин (1368-1644). Он родился в провинции Аньхой в крестьянской семье, много странствовал, был даже бродячим монахом. Когда в середине XIV века стонущий под властью монголов Китай стал сотрясаться народными восстаниями, Чжу примкнул к восстанию Го Цзясина, а после его смерти в 1355 году возглавил восстание сам. В 1363 году к нему присоединились остатки разгромленного другого восстания - "красных войск". В 1368 году повстанцы взяли Пекин, и Чжу Юаньчжан был провозглашен первым императором новой династии, с храмовым именем "Тай-цзу".
Бамэньцюань
Другое название - бамэнь ушу ("ушу восьми врат").
Согласно распространенной, но вряд ли истинной версии, этот стиль образован на основе "Схемы восьми врат", составленной великим полководцем Чжугэ Ляном в период Троецарствия. Более реальной смотрится версия о том, что этот стиль передается от мастера ушу Чан Баба из Яньшаня, жившего при династии Цин в годы правления под девизом "цзяцин". Более поздние поколения учителей непрерывно передавали, развивали и формировали его, распространив в северо-западных провинциях Ганьсу, Цинхай и Синьцзян.