Китайский язык
Каллиграфия и транскрипция
Есть много способов написания иероглифов, хотя их основные элементы неизменно сохраняются при этом. Каллиграфия для китайцев — ключ к образованию. По сей день она играет важную роль в китайской культуре. Иероглиф передает не только стиль писца, но и уровень его образованности, его художественный вкус, душевный настрой и его чувства. Различные стили каллиграфии тесно связаны с личностью человека, а потому с течением времени они развивались и менялись. Любой китайский каллиграф должен был овладеть шестью различными классическими стилями, чтобы затем совершенствоваться в том стиле, который лучше всего отвечает его умению и средствам, имевшимся у него.
Смысловые определители и иероглифы
Иероглифы
Мифология письменности
В одной из древнейших китайских книг мудрости — «Книге перемен» («Ицзин») создателем письменности объявлен Фу Си, живший около 5000 лет назад.
«Когда он глядел ввысь, он восторгался великолепным шатром небес. Когда он глядел вниз, проницал строение Земли. Он замечал изящество птиц и зверей и гармоничное разнообразие их жилищ. Он постигал и свое собственное тело, и миры, пребывавшие в несказанной дали от него».
Эволюция китайского языка
В то время письменность была привилегией жрецов, занимавшихся астрологией и гаданиями, и использовалась для составления календаря и гадательных надписей — оракулов. Кости с гадательными надписями были очень широко распространены. Гадатели бросали плоские кости или панцири черепах в горячее масло или огонь и по трещинкам, появлявшимся на них, предсказывали будущее, причем и заданный ими вопрос, и полученный ответ наносили на кости — процарапывали на них.
Письменные знаки непрестанно развивались. Их развитие обусловливалось, прежде всего, эволюцией самих принадлежностей для письма. Техника письма и каллиграфическое мастерство непрерывно совершенствовались по мере того, как менялся материал, на котором писали.
Сперва это были звериные шкуры, бамбук, потом шелк и, наконец, бумага. Палочки же для тушевки, приготовленные из сажи, клея и благовоний, и вовсе считались одним из «четырех сокровищ ученого». Лишь с помощью этих палочек — их растирали на специальных дощечках — можно было нанести пять классических оттенков, без которых немыслимы были ни китайская каллиграфия, ни живопись.