История Китая
К чему привело маоисткое правление
Маоистское правление привело к тому, что «рабочие не могли работать, крестьяне не могли возделывать землю, Народно-освободительная армия не могла вести боевую подготовку, учащиеся не могли учиться, а работники науки и техники — заниматься своей научно-технической деятельностью» — так характеризовал положение в КНР Дэн Сяопин в марте 1978 г. сваливая всю вину за это на своих политических соперников. Ясно, что при таких порядках страна не могла не только идти вперед, но и удержаться на достигнутых рубежах. И это, в конце концов, было вынуждено признать, опять-таки задним числом, само китайское руководство.
В феврале 1978 г. Хуа Гофэн говорил: «За период с 1974 по 1976 год. . . страна недополучила промышленной продукции общей стоимостью примерно 100 миллиардов юаней, стали — 28 миллионов тонн , а финансовых поступлений — 40 миллиардов юаней, все народное хозяйство оказалось почти на грани катастрофы».
В условиях маоистской диктатуры не могло быть и речи о строительстве действительно социалистического общества, ибо маоистский режим по самой своей сути чужд социалистическим идеалам. Рабочий класс КНР не выступал «в качествеправнтельства», не имел возможности предпринять меры по непосредственному улучшению положения крестьянства и, следовательно, не обеспечивал его привлечения на сторону социалистической революции. В Китае не создавалась материальная база для руководства рабочего класса переходом бывших собственников к обобществленному труду хозяйственным путем, ибо строительство сильнейшей крупной промышленности подменялось форсированным распространением мелких и средних предприятий кустарного типа.
Смысл существования маоистского режима
Смысл существования маоистского режима состоит не в строительстве социалистического общества, а совершенно в другом. Вскрывая побудительные мотивы создателей бакунинского «образчика казарменного коммунизма», К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что эти мотивы заключаются в том, чтобы «стать владельцами общественного богатства и. . . пожинать плоды того возвышенного честолюбивого стремления, которое они так жаждут внушить другим: много работать, с тем чтобы мало потреблять! » Таковы же мотивы и самая сокровенная тайна маоистского режима, на которых держится само его существование.
Постулаты, лежащие в основе маоистского режима, получили наиболее полное практическое воплощение вКампучии во времена господства там клики Пол Пота — Иенг Сари. Л. И. Брежнев указывал: «В Кампучии существовал пропекинский режим, так сказать, китайская модель политического устройства, а массовое уничтожение людей в Кампучии — это не что иное, как китайская «культурная революция» в действии на чужой территории» .
Китай после Мао1976 гол, по оценке самих пекинских руководителей, был «весьма необычным годом» в истории страны. Действительно, в жизни КНР произошли важные события — небывалые волнения в столице и провинциях, существенные изменения в составе руководства. Самое значительное из этих событий — уход из жизни старейших лидеров, включая Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая и Чжу Дэ, с 30-х годов возглавлявших Компартию Китая, китайскую Красную Армию, а после победы революции — и Китайскую Народную Республику.
Параллельно шло возвышение Хуа Гофэна. До X съезда КПК он был известен главным образом как работник провинциального уровня, на съезде стал членом Политбюро ЦК партии, на сессии ВСНП в январе 1975 г. — заместителем премьера Госсовета и министром общественной безопасности КНР. После смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 г. Хуа Гофэн получил назначение на пост исполняющего обязанности премьера.
О чем свидетельствовала китайская печать
Как свидетельствовала китайская печать, Хуа Гофэн всегда отличался преданностью Мао Цзэдуну и его «идеям». Он разделял позицию Мао в 1959 г. в борьбе против Пэн Дэхуая и других китайских коммунистов, критиковавших маоистский волюнтаризм и за это объявленных «правыми оппортунистами», выступил «певцом большого скачка и народных коммун», за что и был выдвинут лично Мао Цзэдуном на пост секретаря партийного комитета провинции Хунань . Во время «культурной революции» он «твердо следовал стратегическим установкам председателя Мао. . . повел борьбу острием против острия с двумя буржуазными штабами Лю Шаоци и Линь Бяо», за что был включен в 1967 г. лично Чжоу Эньлаем в работу по подготовке создания «ревкома» провинции Хунань. В 1970 г. при участии Хуа Гофэна на месте разгромленного провинциального парткома Хунанн был образован новый, маоистский комитет— первый в стране.
Первые дни октября 1976 г
В те же первые дни октября 1976 г., как упоминалось, были сняты со всех должностей- и взяты под арест заместитель председателя ЦК КПК Ван Хунвэнь, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и заместитель премьера Госсовета КНР Чжан Чуньцяо, члены Политбюро Цзян Цин и Яо Вэньюань.
Эти лица, составлявшие ближайшее окружение Мао, получили кличку «банды четырех» и были объявлены «антипартийной группировкой», которая пыталась «узурпировать руководство партией и государством», «произвольно извращала. . . маоцзэдун-идеи», «перекраивала на свой лад указания председателя Мао», чтобы «реставрировать в Китае капитализм» .
Со смертью Мао Цзэдуна и других старейших лидеров, отстранением Дэн Сяопина и изгнанием «банды четырех» из 22 членов Политбюро ЦК КПК, имевшихся на начало 1976 г., выбыло 10 человек. Но качественного обновления высшего руководства не произошло: все лица, входившие в Политбюро, были там и при жизни Мао, в нем не появилось ни одного нового имени.
Смерть Мао и арест «четверки»
Смерть Мао и арест «четверки» были использованы для того, чтобы постараться повернуть общественное мнение в благоприятную для Пекина сторону. Именно с этой целью и был пущен в ход тезис о «демао-изации», сдабриваемый самыми беззастенчивыми подлогами и демагогией.
«. . . Политика начинается там, — указывал В. И. Ленин, — где миллионы; не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика. . . ». Поэтому, чтобы определить влияние персональных изменений в китайском руководстве на его деятельность, необходимо выявить идейно-политическую платформу этого руководства, установить, какие идеи оно провозглашает своим знаменем, какую выдвигает политику.
Такая платформа содержится, естественно, не в частных высказываниях рядовых работников или отдельных заметках, публикуемых в печати, но в программных выступлениях, документах, которые ставятся в центр каждодневной и самой широкой пропаганды, делаются достоянием многомиллионных масс, объявляются руководством к действию. По нашему мнению, к таким материалам относятся следующие: обращение ЦК КПК, Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Госсовета КНР и Военного совета ЦК КПК ко всей партии, всей армии и народам всей страны от 9 сентября 1976 г. , материалы съездов и пленумов коммунистической партии, сессий Всекитайского собрания народных представителей; постановления ЦК КПК.