История Китая
Борьба за новое мировоззрение
Унаследовав лучшие традиции китайской философии и испытав влияние материалистической философской литературы зарубежных стран, Ли Да-чжао в 1917 г. писал: «Издревле распространенные в Китае, Индии и Европе различные философские школы допускают существование непостижимого, таинственного высшего творца, наделенного абсолютным разумом, абсолютным смыслом. В качестве такового называют «небо», «святого духа», «бога», «абсолют», «существо», «начало мира», «сущность вселенной», «великий предел», «вечную истину». Термины различны, но под каждым из них подразумевается высший творец... Все они строятся на том, что мораль берет свое начало в сверхъестественном». Ли Да-чжао хорошо понимал, что такие представления не могут быть приняты поколением, живущим в современную эпоху.
Идеалистическим философским взглядам будущий марксист Ли Да-чжао противопоставлял материалистическое миропонимание. «Мы считаем,— писал он, — что мир — это реальное бытие, не имеющее ни начала, ни конца. Все явления, порождаемые объективно существующим реальным миром, постепенно возникают и развиваются естественным путем в соответствии с законами природы, имеют причинно-следственные и функциональные связи». Мораль для Ли Да-чжао также одно из естественных явлений. Поэтому ее развитие должно соответствовать естественной эволюции общества. «Естественные изменения, которые претерпевает мораль, происходят не по милости таинственного творца и тем более не по воле древних мудрецов».
Идеологические перемены. Влияние великой октябрьской социалистической революции
Борьба против феодальной культуры, отживших государственных и политических институтов, против религии и суеверий, наследственных привилегий и классового угнетения, беспощадное обличение догматических традиционных представлений, конфуцианских канонов и морали отражали рост буржуазно-демократического сознания в условиях развития капиталистических отношений в Китае. Это движение нанесло решительный удар устоям китайской феодально-патриархальной идеологии и способствовало развитию революционной мысли и революционного движения.
В движении за новую культуру в Китае проявились черты, близкие просветительскому движению XVIII в. во Франции, о котором Ф. Энгельс писал: «Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего... Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам... И отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы и неотъемлемых прав человека».
Дискуссия об итогах войны и двух путях развития Китая
В связи с окончанием мировой войны и победой Октябрьской революции вопрос о том, по какому пути развития — «русскому» или «западному», пролетарскому или буржуазному— должен идти Китай, стал предметом острой полемики в следе китайской интеллигенции. Значительная ее часть, обманутая демагогическими посулами американского президента Вильсона, возлагала серьезные надежды на Антанту, рассчитывая, что воевавший на стороне Антанты Китай займет равноправное положение среди держав-победительниц. Весть о заключении Компьенского перемирия вызвала бурное ликование в Китае. В Пекине толпа разрушила памятник убитому во время восстания ихэтуаней бывшему немецкому посланнику барону Кеттелеру, в свое время воздвигнутый по требованию Германии. В честь победы союзников не прекращались демонстрации, торжественные шествия с зажженными фонарями. На площади Тяяьаньмынь в Пекине 15 ноября 1918 г. состоялся массовый митинг, посвященный окончанию мировой войны. На нем выступил ректор Пекинского университета Цай Юань-пэй, который изображал державы Антанты носителями принципов демократии и свободы, одержавшей в справедливой войне победу над милитаристско-кайзеровской Германией. Он говорил о победе «светлых» идей над «темными», о победе «честной, справедливой демократии» над интригами, шпионажем, насилием и расизмом. Оратор призывал китайский народ поддержать доктрину Вильсона.
На следующем митинге, 16 ноября Цай Юань-пэй напомнил, что китайцы, послав во Францию 150 тыс. рабочих, внесли свой вклад в войну и вправе рассчитывать на справедливое к себе отношение. Цай Юань-пэй пытался обосновать свои возражения против «русского пути» развития Китая, ратуя за западный путь «сотрудничества и взаимопомощи» государств на основе пресловутой доктрины Вильсона.
Китайско-японские отношения в конце XIX в.
Вторым фактором явилось обострение отношений между" Англией и Россией —главными капиталистическими конкурентами Японии на Дальнем Востоке. Япония не преминула воспользоваться складывавшейся обстановкой. В ее внешней политике обозначились две главные линии. Первая состояла в том, чтобы добиться устранения неравноправных условий в договорах с западными государствами, и вторая —принять на равных правах с западными державами участие в наступлении на Китай и на его внешние владения, находившиеся: пока вне сферы влияния других держав.
Китайско-японские отношения в период Первой мировой войны 1914-1918гг
Географическая близость к Китаю и наличие крупных стратегических плацдармов —Южной Маньчжурии и о - ва Тайвань —создавали для Японии более выгодное положение по сравнению с США, которые к началу первой мировой войны так и не создали прочных военно - экономических позиций в Китае. Правда, «миролюбивые» заявления президента Вильсона, его демагогические декларации о сохранении национального суверенитета и территориальной целостности Китая оказывали заметное влияние на китайское общественное мнение, создавали определенные идеологические преимущества для США, особенно в буржуазно - демократических кругах Китая.
Все договоры, соглашения и другого рода обязательства, принятые и заключенные как бывшим цинским правительством, так и временным правительством Китайской Республики со всеми иностранными правительствами, должны быть строго соблюдаемы...Равным образом сим признаются положительным образом .все права, привилегии и льготы, коими пользуются в Китае все иностранные подданные на основании международных соглашений, национальных законов и всех существующих прецедентов и обычаев, во имя поддержания дружеских отношений и охранения мира».