Накапливание недовольства
Многие годы накапливалось недовольство китайского народа наступлением маоистов на его жизненные права, и в апреле 1976 г. оно наконец выплеснулось наружу.
Оказавшись лицом к лицу с массовым народным выступлением, китайское руководство единогласно приняло решение о возвышении Хуа Гофэна и новом устранении Дэн Сяопина, которое должно было отвлечь внимание населения от действительных виновников бедственного положения трудящихся, в первую очередь от самого Мао. Так называемые «прагматики» усиленно демонстрировали свое полное согласие с перестановками в руководстве, возглавив верноподданнические демонстрации в Пекине и других местах во славу «великого кормчего» и проявляя особое рвение в услужении режиму. Руководители всех военных округов, провинций и автономных районов, городов и армейских подразделений, предприятии и «коммун» направили новый поток клятв верности Мао Цзэдуну и его линии.
События на Тяньаньмыни со всей наглядностью обнажили то положение, что в Китае существуют две главные «группировки», противостоящие друг другу: одна — это правящая пекинская верхушка, другая — многомиллионная, но неорганизованная масса китайского населения, в котором накапливается недовольство.
Поэтому по вопросу оценки этих событий не стихает борьба. В декабре 1978 г. пленум ЦК КПК под давлением снизу признал волнения на Тяньаньмыни «целиком и полностью революционным выступлением», «великим революционным массовым движением» и аннулировал все разосланные ЦК документы, связанные с ними, как «ошибочные». Но тут же был совершен подлог: пленум свел весь смысл волнений к поклонению памяти Чжоу Эньлая и к. . . «борьбе против четверки» , о которой весной 1976 г. никто еще и слыхом не слы-хнвал.
Но на этом пекинские фальсификаторы не остановились. В третью годовщину событий они пристегнули к причинам возникновения волнений борьбу за осуществление «четырех модернизаций» и с редким бесстыдством объявили: события на площади Тяньаньмынь «являются целиком революционным выступлением, которое будет вечно лучезарным», поскольку их участники якобы отстаивали «четыре принципа» — твердо придерживаться социалистического пути , поддерживать «пролетарскую диктатуру» и партийное руководство , следовать «марксизму-ленинизму и идеям Мао Цзэдуна», то есть сохранять верность маоизму.
В отличие от этого дацзыбао подчеркивали, что вспышка народного недовольства была «революционным движением, подобным восстанию в Париже в 1871 г. », и заверяли «славных участников выступления 5 апреля, что их борьба не кончена, что это было только начало».