Мастера ушу
Ян Лучань - один из великих мастеров тайцзицюань
Было и есть довольно много известных мастеров тайцзицюань. Каждый из них что-то привнес в этот стиль, чем-то обогатил его, что-то добавил. А главное, каждый из них учил искусству тайцзицюань других людей, не позволяя этому стилю ушу затеряться где-то в недрах истории.
Одним из таких мастеров является Ян Лучань. Этот человек не только прекрасно изучил тайцзицюань и принес его в столицу Китая, но даже преподавал его в императорском дворце.
Хотя есть и другая версия развития событий. В ней говориться, что в один из дней в деревню, где жили Чэни, пришел какой-то мастер боевых искусств. И пришел он не просто так, а с вполне конкретной целью: вызвать главу рода на поединок. Сам Чэнь Чансин был уже слишком стар, чтобы с достоинством принять бой, поэтому сражаться вышел сперва его сын, а после - лучший из учеников. Но никто из них не смог одолеть пришедшего. Который, к слову, вновь захотел увидеть Чэнь Чансина. Но, дабы уберечь честь великого мастера от позора, чужаку сообщили, что мастера дома нет. Но человек пришел с четкой целью и не сдавался, он поселился неподалеку и регулярно раз в три дня приходил к дому Чэнь Чансина. Он приходил, уходил восвояси и возвращался снова. Пока однажды один из служек не сказал, что готов к дружескому поединку с незваным гостем. Чужак, не скрывая удивления, согласился. И проиграл бой. Честь и гордость рода Чэнь была спасена. А умелым слугой, как несложно догадаться, оказался именно Ян Лучань.
Но во время обучения всех секретов ему так и не открыли, во многом ему пришлось разбираться самостоятельно. И со временем Ян стал вносить свои изменения в основные движения, делая их более плавными и медленными. Новый стиль стали называть "чжаньмяньцюань" ("кулак влажной ваты"), "жуаньцюань"(мягкий кулак) или "хуацюань"(кулак изменений). И этот стиль был весьма эффективен, за что Яна Лучаня стали именовать Яном Ути(Уди), что означает "Ян Не Имеющий Соперников" или "Непобедимый Ян".
Мастера синъицюань (кулак формы и воли)
В старину среди мастеров синъицюань больше всех прославился Ли Фэйюй (Лонэн). У него еще было прозвище Почтенный Старый Мастер, или Старый Землепашец. А звали его так потому, что слово "землепашец" ("нун") по-китайски звучит почти как входящее в имя Ли Лонэна слово "мастер" ("нэн"). В молодые годы часто отъезжал он из своих родных мест - а вырос он неподалеку от Пекина - в провинцию Шаньси по торговым делам. Природа в тех краях суровая, жизнь трудная, и по этой причине жители издавна отличаются твердым духом и возвышенным нравом. Может быть, оттого в Шаньси всегда было много учителей синъицюань. Однажды, путешествуя по Шаньси, Ли Лонэн повстречал знаменитого учителя Дай Лунбана и немало поразился тому, что Дай Лунбан был не только, как говорится, "жемчужиной воинской добродетели", но также очень ученым и сведущим в ритуале мужем, совсем не похожим на тех кулачных бойцов, что дерутся на деревенских ярмарках. Ли Лонэну шел уже тридцать восьмой год, но он все же осмелился, соблюдая все приличия, попроситься к Дай Лунбану в ученики. Дай Лунбану этот великовозрастный любитель ушу понравился, но учить его он не спешил: показал ему только три приема и на этом кончил. А Ли Лонэн, ничуть не смутившись, принялся их тренировать день и ночь и даже не просит учителя показать ему еще что-нибудь. Минуло два года, и случился у Дай Лунбана семейный праздник: его матушке исполнилось восемьдесят лет. Отовсюду в дом учителя съехались его старые ученики и друзья. Как водится, все стали показывать свое искусство. Ли Лонэн тоже вышел и показал те три приема, какие знал. Матушка Дай Лунбана знала толк в кулачном искусстве и сразу увидала, что этот человек предан воинской добродетели и к воинскому делу очень способен. Подозвала она его, спросила, отчего он только три приема исполнил. "Больше не удостоился получить наставлений", - ответил с поклоном Ли Лонэн. Тогда мать Дай Лунбана стала просить сына за Ли Лонэна: мол, и талантлив он, и предан школе больше жизни. Дай Лунбан не посмел отказать материнской просьбе и с того дня начал усердно обучать Ли Лонэна, ничего от него не таил. К сорока годам Ли Лонэн достиг, как говорят, "великого свершения" в искусстве синъицюань, досконально постиг все его тонкости. С кем бы ни вступал он в поединок, все у него выходило легко и непринужденно, "делал что хотел", и не махал руками попусту. Слава о его мастерстве облетела все северные провинции, и среди его учеников были чуть ли не все лучшие мастера синъицюань первых десятилетий XX века.
Мастера тунбэйцюань
Го Дафа, жил в конце династии Цин (XIX век) в деревне Панлю провинции Хэбэй. Основатель современного пигуацюань. С детства пристрастился к боевому искусству, и хотя сам был невелик, силу имел необычайную, действовал легко, мог свободно ходить на большой высоте туда и сюда. У кого учился - неизвестно. Го Дафа в молодости работал телохранителем, в этот период приобрел квалификацию в боевом искусстве, после чего оставил эту работу. В возрасте 18 лет он прибыл в столицу и померялся мастерством с инструктором по личной охране, применяя приемы пигуа, однако используя чаошоу цицзяо (толчковый удар ногой вперед в прыжке) не смог попасть в противника. Усмотрев в этом несовершенство своего гунфу, решил вернуться на родину для усердных тренировок; три года спустя он решил, что все уже в порядке, и вновь прибыл в столицу для новой схватки с тем инструктором. На этот раз после применения этого приема тот полетел кубарем. Благодаря этому случаю Го быстро вошел в круги столичных преподавателей. Из-за своего боевого мастерства позднее его призвали ко двору для охраны императора. Вскоре он продвинулся по службе до охранника Запретного города.
Цзо Баомэй
Цзо Баомэй (1753-1818) из деревни Дацзочжуан уезда Яньшань провинции Хэбэй. Самый ранний зачинатель пигуа в Яньшань. Людьми был прозван Цзо Бае (Цзо Восьмой Отец). Приобрел мастерство у некоего Ханя, тренировал такие комплексы как пигуацюань (современный маньтао пигуацюань) и цинлунцюань. Когда среди его односельчан возникали раздоры, то стоило ему прибыть - и все успокаивались, этим он заслужил уважение людей. Даже если противник был невоспитан и груб, Цзо все равно старался решить дело уговорами и не начинать боя. Однажды один торговец материей прибыл на ярмарку в деревню. Он полагался на свою большую силу и мощное тело, и для него не существовало норм. Его увещевали со всех сторон, но он не только не одумывался, но и оскорблял людей бранными словами. Люди попросили Цзо преподать урок этому человеку. Цзо сказал торговцу: "Паренек! Обилие гнева не приносит пользы, согласие куда лучше." Торговец, увидев что Цзо - седоусый старик, взял двумя руками лежавший поблизости тюк материи и самодовольно опустил его на спину осла. Посмотрев на это, Цзо одной рукой взял такой же тюк материи и тоже положил на спину осла. Торговец зауважал Цзо и почтительно предложил тому зайти. Цзо и его ученик Пань Шикуй вошли в дом торговца, и тот сказал, что надо решить, чье мастерство лучше. Однако Цзо сказал: "К чему соперничать?" - и предложил посмотреть, какого мастерство маленького ученика. Пань Шикуй продемонстрировал технику, и торговец испугался. А Пань еще ударил локтем в стену, и та ответила эхом. После этого торговец угомонился. Цзо приказал торговцу: "Тренируя боевые искусства обязательно обращай серьезное внимание на удэ, и ни в коем случае не используй мастерство для унижения людей".
Мастера мэйхуачжуан
Ян Бин
Ян Бин из уезда Хуасянь провинции Хэнань, при династии Цин в годы правления под девизом "Канси" заведовал штабом столичного гарнизона, имел прозвище "утаньхуа" (такое звание давали тем, кто занял третье место на государственных экзаменах по военному делу). Знал мэйхуацюань.
Ци Даочжуан
Ци Даочжуан (?-1786) из уезда Хуасянь провинции Хэнань. В годы правления под девизом "Канси" изучил мэйхуацюань у Ян Бина.
Тан Хэнлао
Тан Хэнлао (1751-?), по прозвищу "Тан Борода". Родом из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Изучал мэйхуацюань у односельчанина Ци Даочжуана. Держал аптеку, преподавал мэйхуацюань. Участник восстания секты Багуацзяо.
Фэн Кэшань
Фэн Кэшань (1776-1814), часто использовал имя Лю Дэмин. Родом из провинции Хэнань. От рождения был очень сильным. В 1797 году пошел в ученики к Ван Яну, который приобщил его к деятельности антицинского тайного общества Учения Восьми Триграмм, направлению "Учение Триграммы Ли". В 1800 году Фэн Кэшань у Тан Хэнлао стал изучать мэйхуацюань. Особенно искусен он стал во владении парными мечами-дао и копьем. В 1810 году Тан Хэнлао узнал, что Фэн Кэшань является членом "Учения Триграммы Ли" и прекратил отношения "учитель - ученик". Вскоре Фэн Кэшань стал главарем "Учения Триграммы Ли". В 1813 году Фэн Кэшань и Ли Вэньчэн изменили название секты на "Учение Небесного Закона", и в том же году подняли восстание. Был схвачен цинскими войсками и казнен.
Сун Юэлун
Сун Юэлун (?-1814) из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Был искусным бойцом, однако когда в 1812 году повстречался с Фэн Кэшанем, то понял, что тот гораздо сильнее его, и пошел в ученики. Примкнул к "Учению Триграммы Ли", в ходе восстания был пойман цинскими войсками и по дороге в столицу скончался от полученных ран.
Мастера байхэцюань. Стиль журавля, с подстилями
Фан Цинян жила в конце династии Мин в Фунинчжоу провинции Фуцзянь. Единственная дочь учителя шаолиньцюань Фан Чжуна. Создательница байхэцюань. При династии Цин в годы правления под девизом "Канси" в связи с выходом замуж переехала в уезд Юнчунь, там обучала учеников, из-за этого байхэцюань еще называют юнчунь байхэцюань.
Цзэн Сы
Цзэн Сы родился в конце династии Мин в Юнчунь провинции Фуцзянь. Изучал байхэцюань вначале у Янь Цитина, потом у Фан Цинян. Более десяти лет изучал кулачное искусство в монастыре Байляньсы. При династии Цин в годы правления под девизом "Канси" вместе с женой Фан Цинян поселился в уезде Юнчунь. Обучил много учеников.
Чжэн Ли
Чжэн Ли (1654-?) по прозвищу Цижан, из Юнчунь провинции Фуцзянь. Изучал юнчунь байхэцюань у Фан Цинян и Цзэн Сы.
Бай Цзе
Бай Цзе жил в конце династии Мин - начале династии Цин. Вначале он прибыл на Тайвань, В 1683 году перебрался в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, где занимался развитием техники байхэцюань. Ученики: Чжэн Чжай, Линь Тянь, Чжэн Бань.
Линь Цзюнь
Линь Цзюнь (1819-1857) по имени Ваньцин из Юнчуня провинции Фуцзянь, сын уцзюя Линь Цзеюня. С детства изучал у отца юнчунь байхэцюань. Во время восстания тайпинов от Небесного Князя Хун Сюцюаня был пожалован званием "Доблестный князь трех тысяч лет жизни". Распространил юнчуньбайхэцюань.
Пань Шифэн
Пань Шифэн (1859-1931) из Юнчунь провинции Фуцзянь. В детстве изучил юнчунь байхэцюань у Пань Чжэньтуаня. На стыке правлений под девизами "Тунчжи" и "Гуансюй" вместе со своим учителем совершил революцию в юнчунь байхэцюань. Был составлен новый комплекс. С 1928 года преподавал гошу в разных учебных заведениях. В 1928 году принял участие в проходивших в Нанкине 1-х "государственных испытаниях по гошу", занял первое место в категории "пожилые". После образования зимой 1928 года филиала Института гошу в уезде Юнчунь стал его проректором, а затем ректором. В 1929 году по просьбе Чэнь Цзягэна организовал "Миньнаньскую команду гошу" и возглавил ее, с этой командой посетил Сингапур и Малайю. С 1930 года преподавал ушу в Сямэньском университете.