Сергей Суховей: "Ушу - это не только и не столько спорт, это гораздо глубже и интересней!"
На страницах этого сайта я стараюсь познакомить читателей с различными интересными людьми, оставивших заметный след в развитии ушу. В этот раз у нас в гостях Сергей Суховей.
Сергей Суховей являлся тренером сборной команды России по традиционным видам ушу в 2009-2010 годах. Сергей - мастер спорта международного класса, тренер высшей категории, старший тренер отделения ушу Новосибирского Центра Высшего Спортивного Мастерства. Начиная с 1992 по 2005 г. является один из ведущих спортсменов России, с 1997 по 2004 г. входит в состав сборной команды России по ушу. Многократный чемпион России по ушу (в копилке завоеванных медалей 40 золотых медалей), серебряный и бронзовый призер чемпионатов Европы по ушу.
Добрый день, Сергей! Наш разговор хотелось бы начать с последних значимых соревнований. 11-й Чемпионат мира по ушу остался позади. Были ли ваши воспитанники в числе участников и если да, то каковы их результаты выступлений? Если же нет, то как вы оцениваете выступлений сборной России в целом?
На прошедшем ЧМ по ушу не было моих учеников. Есть вероятность того, что в ближайшие годы Павел Муратов сможет войти во взрослую сборную (сейчас он последний год юниор), но это будет зависеть от многих факторов, в первую очередь от его подготовленности.
Не возьмусь комментировать результаты российской сборной, т.к. не был на ЧМ.
Какой спортсмен, по вашему мнению, может стать чемпионом: с "данными от Бога" или тот, который все свободное время проводит в спортзале тренируясь?
Чемпионом чего? Если чемпионом мира, то только спортсмен, в котором соединены "данные от бога", трудолюбие, целеустремленность, встреча с сильным тренером (тренерами), и везение.
Ни для кого не секрет, что как перед тренерами, так и перед спортсменами часто встает финансовый вопрос - необходимо определенное оборудование для тренировок, форма и для поездок на различные соревнования требуются определенные финансы. Как сейчас происходит финансированием соревнований и тренировок? Существует ли помощь государства в этом вопросе?
Финансовый вопрос - самый тяжелый. По крайней мере, для меня. Он решается по-разному. Что-то берет на себя государство, что-то клуб, что-то частные пожертвования, но много приходится вкладывать и самим спортсменам.
Нет единого стабильного варианта. Мои лучшие спортсмены числятся за Новосибирским центром высшего спортивного мастерства. Это очень серьезная организация, но даже в ней, бывают времена недостаточного финансирвания. Или основные средства идут на олимпийские виды. Чаще всего НЦВСМ находит возможность оплатить дорогу, реже - еще и проживание с питанием.
Мой клуб - Центр развития ушу "АРХАТ" - тоже оказывает помощь в выезде спортсменов на соревнования. Это деньги которые зарабатываются на проведении занятий и на некоторых коммерческих выступлениях, а также на продаже спортинвентаря для ушу.
Но, повторюсь, большАя доля расходов ложится на плечи родителей спортсменов или самих спортсменов.
Многие родители при выборе вида спорта для своего ребенка встают перед выбором. Одни отдают своего ребенка в спортивную секцию для того, чтобы он просто рос здоровым и крепким, другие - для того, чтобы он мог постоять за себя, третьи видят своего ребенка будущим чемпионом. Что бы вы посоветовали родителям при выборе вида спорта для своего ребенка?
Родители должны отдавать себе отчет в нескольких вещах.
1) чего они сами хотят для ребенка, какие психологические качества развить?
Есть виды спорта, вырабатывающие реакцию, ориентацию в изменяющихся обстоятельствах. Это контактные единоборства и игры. Там ситуация непредсказуемо меняется каждую секунду и нужно точно среагировать по обстоятельствам или предугадать их. Также развивается решительность, смелость.
Есть виды спорта, где условия постоянны - все виды гимнастики, легкая и тяжелая атлетика, плавание, лыжи и др. Здесь оттачивается и совершенствуется какое-то упражнение или их комплекс, какое-то ведущее качество.
Отдельно хочу остановиться на сложнокоординационных видах (сюда относятся все гимнастики, а также ушу, фигурное катание, прыжки в воду, синхронное плавание). Они близки к искусству. В них воспитывается эстетическое чувство, последовательность в мышлении, логика.
В легкой и тяжелой атлетике формируется упорство, настойчивость, т.к. виды деятельности довольно однообразны и необходимо добиться в них совершенства.
2) возраст ребенка в данный момент и рекомендованный возраст для начала занятий тем или иным видом спорта.
Например, в возрасте 4-7 лет показано начинать заниматься сложнокоординационными видами. Постарше - единоборствами и играми, еще старше - легкой атлетикой, тяжелой атлетикой.
3) хотят ли они вырастить чемпиона или просто физически здорового человека.
От этого тоже зависит выбор секции и тренера. Одни клубы или тренеры хорошо работают на спортивный результат. Другие - не "выдают результат", но приучают к физической культуре.
4) необходимо навести справки о конкретной секции и тренере.
Так как заниматься ваш ребенок будет не абстрактно каким-то спортом, а у конкретного человека. В любом виде спорта есть хорошие и не очень хорошие тренеры.
Не могли бы вы кратко описать свой путь в ушу? С чего все начиналось именно для вас?
Вопрос немного смешной. Чтоб "кратко" описать свой путь в ушу, нужно написать небольшую, кратенькую "Войну и мир" :).
Начал заниматься в 1989 году после показа по ТВ фильма с Джетом Ли "Боевые искусства шаолиня". Влюбился моментально!
Тренерами были Алексей Шамаев, Константин Житковский, Алексей Белкин. Но только в первые несколько лет. В основном занимался сам. Тренировались до 2000 года с Алексеем Лиховым, пока он не уехал из Новосибирска в Москву, подсказывали друг другу. Изучали видео с китайцами, изобретали велосипед.
Большое влияние оказали совместные тренировки с Джамалом Ажигиреем и Александром Соловьевым, а также Александр Нестеров и Моман Белавкин. С 1999 года сборную России тренирует Татьяна Викторовна Куприянова, ее вклад в воспитание спортсменов сборной огромен!
Много всего было. Очень долго мы "изобретали", реконструировали технику ушу и методики подготовки. Современным спортсменам в этом отношении гораздо легче, они быстрее продвигаются, т.к. мое поколение ушуистов проторило им дорогу.
Тренер и спортсмен - это учитель и ученик. Согласны ли вы с этим. Может ли дружить тренер со спортсменом?
Раньше я думал, что тренер и спортсмен могут дружить. Но сейчас я считаю, что между ними должна быть дистанция. Обязательно должно быть уважение, отношения могут быть доверительные, теплые. Но дружба - это другое. Они могут стать друзьями после окончания спортивной карьеры, но не раньше.
Хотя, во всем могут быть исключения. Мне, например, доводилось тренировать своего друга и ровесника Евгения Шестакова.
Чему, по вашему мнению, учит ушу?
Есть ли разница, именно для вас, со спортсменами какого возраста работать? С кем вам легче вести тренировки: с малышами или уже взрослыми спортсменами? Есть ли какие-то отличия в подходе к обучению спортсменов разных возрастных групп?
Я работаю с очень разными возрастами - от 4 до 70 лет. Конечно, в разных группах. Разница есть.
Мне нравится работать с детьми 5-6 лет и с возрастом 15 лет и старше. С дошкольниками работать приятно и легко, т.к. от них не нужен результат в медалях и местах. Мне приятно наблюдать, как они из очень разношерстной неотесаной публики становятся рабочей группой, у них появляется дисциплина. а в конце учебного года - великолепные для этого возраста результаты!
Возраст 7 - 13 лет для меня трудный, требующий больших нервных затрат, работа идет на результат, нужно заложить основную базу. В это время идет раскол - кому подходит ушу и нравится, а кому нет.
Основная моя работа - с юниорами и взрослыми, это уже зрелые спортсмены высокого уровня. Работа очень интересная и творческая!
Есть ли у вас еще какие-либо другие увлечения, хобби?
До ушу я занимался изобразительным искусством. И там у меня очень хоршо все получалось. Прямая дорожка была в художественный ВУЗ.
Но, как уже говорил, в 13 лет влюбился в ушу.
Физически я не одарен, но влюбился. И захотел докакзать себе, что смогу так же двигаться, как мои кумиры. Ушу для меня стало всем! На первом месте тренировки. Второе и третье места не заняты, с большим разрывом далее шло все остальное.
Все мысли 24 часа в сутки о повышении собственной формы. Тренировки не только в спортзале, но и дома, и в учебном заведении, и в транспорте.
Я не считаю ушу и изобразительное искусство чем-то противоречивым. И там и там необходимо чувство прекрасного, четкие, красивые линии, соразмерность. Ушу - это рисование собственным телом.
По окончанию спортивной карьеры моя творческая энергия перетекла в занятия художественной фотографией. Фотографировать легче, чем рисовать. Но принципы те же. В своих работах я много рисую, хоть это далеко не всегда заметно. О теории искусства могу говорить много :).
Часть работ, особенно ранних, посвящена ушу. Я не видел ничего подобного у нас в стране. Я хорошо знаю ушу, люблю его, думаю, по этому и работы преимущественно удачные.
Фотография у меня вышла сейчас на первое место. Но я продолжаю тренироваться, продолжаю участвовать в показательных выступлениях со своими учениками. Особая любовь - групповые показательные выступления! В Новосибирск ежегодно проходит Гимнастрада, мы тщательно готовимся к ней и всегда радуем зрителей и побеждаем!
От себя хотелось бы заметить, интересующиеся творчеством Сергея Суховея в ближайщем будущем смогут увидеть его работы на сайте sukhovey.ru. В его работах объединены красота движения в ушу и мастерство фотографа.
И напоследок, что вы посоветуете начинающему спортсмену, чтобы он смог стать чемпионом?
Начинающий спортсмен, если он точно верно выбрал себе вид спорта, любит этот спорт. Для достижения успеха он должен взять на себя ответственность за свои успехи. Иными словами он должен стать самому себе тренером! Не расчитывать, что у него все будет хорошо, если он только выполнит все команды тренера. Спортсмен сам себе должен давать задания и выполнять их. Сам должен контролировать свой уровень, сейчас видеокамера есть практически во всем, нужно много снимать себя и очень строго по многу раз отсматривать, выискивая и испраляя недостатки.
Спортсмен должен стать победителем - сначала в малом, в каких-то упражнениях, потом и в большом - на соревнованиях.
В заключении нашей беседы хотелось бы поблагодарить Сергея за то, что он выбрал свободное время и ответил на несколько наших вопросов, пожелать ему успехов в его тренерской деятельности и ждем новых интересных работ от него, как от фотографа и художника. И будем надеяться, что данная всреча у нас с ним была не последняя. До новых встреч!
Добрый день, Сергей! Наш разговор хотелось бы начать с последних значимых соревнований. 11-й Чемпионат мира по ушу остался позади. Были ли ваши воспитанники в числе участников и если да, то каковы их результаты выступлений? Если же нет, то как вы оцениваете выступлений сборной России в целом?
На прошедшем ЧМ по ушу не было моих учеников. Есть вероятность того, что в ближайшие годы Павел Муратов сможет войти во взрослую сборную (сейчас он последний год юниор), но это будет зависеть от многих факторов, в первую очередь от его подготовленности.
Не возьмусь комментировать результаты российской сборной, т.к. не был на ЧМ.
Какой спортсмен, по вашему мнению, может стать чемпионом: с "данными от Бога" или тот, который все свободное время проводит в спортзале тренируясь?
Чемпионом чего? Если чемпионом мира, то только спортсмен, в котором соединены "данные от бога", трудолюбие, целеустремленность, встреча с сильным тренером (тренерами), и везение.
Ни для кого не секрет, что как перед тренерами, так и перед спортсменами часто встает финансовый вопрос - необходимо определенное оборудование для тренировок, форма и для поездок на различные соревнования требуются определенные финансы. Как сейчас происходит финансированием соревнований и тренировок? Существует ли помощь государства в этом вопросе?
Финансовый вопрос - самый тяжелый. По крайней мере, для меня. Он решается по-разному. Что-то берет на себя государство, что-то клуб, что-то частные пожертвования, но много приходится вкладывать и самим спортсменам.
Нет единого стабильного варианта. Мои лучшие спортсмены числятся за Новосибирским центром высшего спортивного мастерства. Это очень серьезная организация, но даже в ней, бывают времена недостаточного финансирвания. Или основные средства идут на олимпийские виды. Чаще всего НЦВСМ находит возможность оплатить дорогу, реже - еще и проживание с питанием.
Мой клуб - Центр развития ушу "АРХАТ" - тоже оказывает помощь в выезде спортсменов на соревнования. Это деньги которые зарабатываются на проведении занятий и на некоторых коммерческих выступлениях, а также на продаже спортинвентаря для ушу.
Но, повторюсь, большАя доля расходов ложится на плечи родителей спортсменов или самих спортсменов.
Многие родители при выборе вида спорта для своего ребенка встают перед выбором. Одни отдают своего ребенка в спортивную секцию для того, чтобы он просто рос здоровым и крепким, другие - для того, чтобы он мог постоять за себя, третьи видят своего ребенка будущим чемпионом. Что бы вы посоветовали родителям при выборе вида спорта для своего ребенка?
Родители должны отдавать себе отчет в нескольких вещах.
1) чего они сами хотят для ребенка, какие психологические качества развить?
Есть виды спорта, вырабатывающие реакцию, ориентацию в изменяющихся обстоятельствах. Это контактные единоборства и игры. Там ситуация непредсказуемо меняется каждую секунду и нужно точно среагировать по обстоятельствам или предугадать их. Также развивается решительность, смелость.
Есть виды спорта, где условия постоянны - все виды гимнастики, легкая и тяжелая атлетика, плавание, лыжи и др. Здесь оттачивается и совершенствуется какое-то упражнение или их комплекс, какое-то ведущее качество.
Отдельно хочу остановиться на сложнокоординационных видах (сюда относятся все гимнастики, а также ушу, фигурное катание, прыжки в воду, синхронное плавание). Они близки к искусству. В них воспитывается эстетическое чувство, последовательность в мышлении, логика.
В легкой и тяжелой атлетике формируется упорство, настойчивость, т.к. виды деятельности довольно однообразны и необходимо добиться в них совершенства.
2) возраст ребенка в данный момент и рекомендованный возраст для начала занятий тем или иным видом спорта.
Например, в возрасте 4-7 лет показано начинать заниматься сложнокоординационными видами. Постарше - единоборствами и играми, еще старше - легкой атлетикой, тяжелой атлетикой.
3) хотят ли они вырастить чемпиона или просто физически здорового человека.
От этого тоже зависит выбор секции и тренера. Одни клубы или тренеры хорошо работают на спортивный результат. Другие - не "выдают результат", но приучают к физической культуре.
4) необходимо навести справки о конкретной секции и тренере.
Так как заниматься ваш ребенок будет не абстрактно каким-то спортом, а у конкретного человека. В любом виде спорта есть хорошие и не очень хорошие тренеры.
Вопрос немного смешной. Чтоб "кратко" описать свой путь в ушу, нужно написать небольшую, кратенькую "Войну и мир" :).
Начал заниматься в 1989 году после показа по ТВ фильма с Джетом Ли "Боевые искусства шаолиня". Влюбился моментально!
Тренерами были Алексей Шамаев, Константин Житковский, Алексей Белкин. Но только в первые несколько лет. В основном занимался сам. Тренировались до 2000 года с Алексеем Лиховым, пока он не уехал из Новосибирска в Москву, подсказывали друг другу. Изучали видео с китайцами, изобретали велосипед.
Большое влияние оказали совместные тренировки с Джамалом Ажигиреем и Александром Соловьевым, а также Александр Нестеров и Моман Белавкин. С 1999 года сборную России тренирует Татьяна Викторовна Куприянова, ее вклад в воспитание спортсменов сборной огромен!
Много всего было. Очень долго мы "изобретали", реконструировали технику ушу и методики подготовки. Современным спортсменам в этом отношении гораздо легче, они быстрее продвигаются, т.к. мое поколение ушуистов проторило им дорогу.
Тренер и спортсмен - это учитель и ученик. Согласны ли вы с этим. Может ли дружить тренер со спортсменом?
Раньше я думал, что тренер и спортсмен могут дружить. Но сейчас я считаю, что между ними должна быть дистанция. Обязательно должно быть уважение, отношения могут быть доверительные, теплые. Но дружба - это другое. Они могут стать друзьями после окончания спортивной карьеры, но не раньше.
Хотя, во всем могут быть исключения. Мне, например, доводилось тренировать своего друга и ровесника Евгения Шестакова.
Чему, по вашему мнению, учит ушу?
Еще одна война и мир :). Для меня ушу - огромное здание с множеством помещений, входов и выходов. Кто-то зашел в одни двери и увидел одни залы и сказал: "ушу это то-то", другие побывали в других уголках этого невероятных размеров здания и сказали: "нет, ушу это то-то". И т.д.
Это и единоборство и гимнастика, и театр, и развитие энергетики, и система духовного совершенствования и еще много что. Я старался освоить разные направления - одни более глубоко, другие ознакомительно.
Ключом к пониманию ушу я считаю тайцзицюань. Надеюсь, что многим ушуистам суждено понять это когда-нибудь и знаю, что большая часть ушуистов не поймет этого. Ушу - это не только и не столько спорт, это гораздо глубже и интересней!
Современное спортивное ушу-таолу я высоко ценю, но считаю его одним из уровней, без энергетики и выхода к решению важных философских вопросов оно практически ничем не отличается от других гимнастических видов спорта.
Это и единоборство и гимнастика, и театр, и развитие энергетики, и система духовного совершенствования и еще много что. Я старался освоить разные направления - одни более глубоко, другие ознакомительно.
Ключом к пониманию ушу я считаю тайцзицюань. Надеюсь, что многим ушуистам суждено понять это когда-нибудь и знаю, что большая часть ушуистов не поймет этого. Ушу - это не только и не столько спорт, это гораздо глубже и интересней!
Современное спортивное ушу-таолу я высоко ценю, но считаю его одним из уровней, без энергетики и выхода к решению важных философских вопросов оно практически ничем не отличается от других гимнастических видов спорта.
Я работаю с очень разными возрастами - от 4 до 70 лет. Конечно, в разных группах. Разница есть.
Мне нравится работать с детьми 5-6 лет и с возрастом 15 лет и старше. С дошкольниками работать приятно и легко, т.к. от них не нужен результат в медалях и местах. Мне приятно наблюдать, как они из очень разношерстной неотесаной публики становятся рабочей группой, у них появляется дисциплина. а в конце учебного года - великолепные для этого возраста результаты!
Возраст 7 - 13 лет для меня трудный, требующий больших нервных затрат, работа идет на результат, нужно заложить основную базу. В это время идет раскол - кому подходит ушу и нравится, а кому нет.
Основная моя работа - с юниорами и взрослыми, это уже зрелые спортсмены высокого уровня. Работа очень интересная и творческая!
Есть ли у вас еще какие-либо другие увлечения, хобби?
До ушу я занимался изобразительным искусством. И там у меня очень хоршо все получалось. Прямая дорожка была в художественный ВУЗ.
Но, как уже говорил, в 13 лет влюбился в ушу.
Физически я не одарен, но влюбился. И захотел докакзать себе, что смогу так же двигаться, как мои кумиры. Ушу для меня стало всем! На первом месте тренировки. Второе и третье места не заняты, с большим разрывом далее шло все остальное.
Все мысли 24 часа в сутки о повышении собственной формы. Тренировки не только в спортзале, но и дома, и в учебном заведении, и в транспорте.
Я не считаю ушу и изобразительное искусство чем-то противоречивым. И там и там необходимо чувство прекрасного, четкие, красивые линии, соразмерность. Ушу - это рисование собственным телом.
По окончанию спортивной карьеры моя творческая энергия перетекла в занятия художественной фотографией. Фотографировать легче, чем рисовать. Но принципы те же. В своих работах я много рисую, хоть это далеко не всегда заметно. О теории искусства могу говорить много :).
Часть работ, особенно ранних, посвящена ушу. Я не видел ничего подобного у нас в стране. Я хорошо знаю ушу, люблю его, думаю, по этому и работы преимущественно удачные.
Фотография у меня вышла сейчас на первое место. Но я продолжаю тренироваться, продолжаю участвовать в показательных выступлениях со своими учениками. Особая любовь - групповые показательные выступления! В Новосибирск ежегодно проходит Гимнастрада, мы тщательно готовимся к ней и всегда радуем зрителей и побеждаем!
От себя хотелось бы заметить, интересующиеся творчеством Сергея Суховея в ближайщем будущем смогут увидеть его работы на сайте sukhovey.ru. В его работах объединены красота движения в ушу и мастерство фотографа.
Начинающий спортсмен, если он точно верно выбрал себе вид спорта, любит этот спорт. Для достижения успеха он должен взять на себя ответственность за свои успехи. Иными словами он должен стать самому себе тренером! Не расчитывать, что у него все будет хорошо, если он только выполнит все команды тренера. Спортсмен сам себе должен давать задания и выполнять их. Сам должен контролировать свой уровень, сейчас видеокамера есть практически во всем, нужно много снимать себя и очень строго по многу раз отсматривать, выискивая и испраляя недостатки.
Спортсмен должен стать победителем - сначала в малом, в каких-то упражнениях, потом и в большом - на соревнованиях.
В заключении нашей беседы хотелось бы поблагодарить Сергея за то, что он выбрал свободное время и ответил на несколько наших вопросов, пожелать ему успехов в его тренерской деятельности и ждем новых интересных работ от него, как от фотографа и художника. И будем надеяться, что данная всреча у нас с ним была не последняя. До новых встреч!
Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Александр Радунцев: "Ушу это жизнь..."
- Алексей Лихов: "Никогда не сдавайтесь, и вы достигнете своей цели!!!"
- Борис Самосюк: "Ушу должно раскрывать способности, помогать изучать себя и других."
- Екатерина Винниченко: "Стимулом в работе тренера является результат его спортсмена."
- Владимир Красюк: "Ушу как спортивная дисциплина, воспитывает упорство, целеустремленность, силу духа..."
Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Вадим Гриних: "Ушу, как и любой вид спорта, развивает целеустремленность, терпение, настойчивость..."
- Дарья Тарасова: "Трудно выиграть в спорте, если ты не фанатеешь от него."
- Виталий Осипов: "Тренер должен любить детей и свою работу..."
- Артур Приходько:"Боец для достижения победы должен быть настойчивым и смелым..."
- Мирослава Малая: "Главное верить в собственные силы и безграничные возможности..."