Неполная трактовка маоизма
Маоизм подчас воспринимался и трактовался неполно, односторонне, только как проявление «левого» радикализма. Такой подход к маоизму обусловил то, что некоторые западные политики и ученые, занимающиеся анализом китайских событий, в свое время проглядели реформистскую, правооппортунистическую его сторону, причем подавляющая их часть продолжает страдать этой слепотой. В действительности же деятельности самого Мао, его «идеям» и политической тактике маоистов присуща также правая тенденция, выступавшая на различных этапах не менее четко, чем левачество.
Больше того, именно углубление в теории и практике маоизма прежде всего правой тенденции, а не левой, привело, по нашему убеждению, к возникновению «культурной революции» и явилось главным стимулом последующего ожесточения политической борьбы внутри КНР. Именно эта тенденция усиливает реакционность внешней политики Пекина, его оголтелый антисоветизм, смыкание с самыми крайними империалистическими кругами.
Еще в 1930 г. партийные документы КПК констатировали, что Мао Цзэдун «в ходе нарастающей классовой борьбы, под влиянием своих правых настроений выработал коварный план уничтожения товарищей по партии», «становится стопроцентным правым оппортунистом и преступником в нынешней классовой борьбе. Ввиду этого Мао Цзэдун стремится осуществить свои идеи, свои дезертирские идеи и другие грязные и бесстыдные дела». В них прямо указывалось: «С головы до пят Мао Цзэдун — правый оппортунист, носитель тщеславных идей, враг партийной организации» .
Правый оппортунизм находил выражение во взглядах Мао Цзэдуна на социально-экономический строй, который должен был возникнуть в Китае после победы революции. Свои представления о нем Мао изложил в работе «О новой демократии», вышедшей в 1940 г., и докладе на VII съезде КПК «О коалиционном правительстве». Впоследствии при издании «Избранных произведений» Мао Цзэдуна в эти работы были внесены принципиальные поправки.