Тезис о «взаимном контроле»
Тезис о «взаимном контроле» ставил коммунистическую партию на одну доску с буржуазно-демократическими и фактически был нацелен против ее положения правящей
партии;предоставить «всем контрреволюционным элементам возможность жить и дать им занятие», что на практике свелось к приему бывших помещиков и кулаков в сельскохозяйственные кооперативы;рассматривать существующие в КПК «споры, критику и борьбу» как «неизбежные», служащие тому, чтобы помочь партии исправить ошибки, чтобы «помочь людям». Такой подход ориентировал не на укрепление единства КПК, а на его ослабление, развязывал маоистам руки для ревизии генеральной линии партии, выдвинутой в 1953 г. и позже закрепленной VIII съездом КПК;«учиться положительному у всех стран мира, у всех народов», не становясь при этом ни «сторонниками северного ветра» , ни «сторонниками заладного ветра», вести критику «догматизма» .
Тогда же Мао провозгласил: «В области искусства лозунг «пусть расцветают сто цветов», в науке — «пусть соперничают сто школ» следует сделать нашим курсом».
В конце 1956—начале 1957 г. Мао Цзэдун выдвигает теорию «противоречий внутри народа», к которым относит противоречие между китайским рабочим классом и национальной буржуазией 2, то есть переводит антагонистическое противоречие между трудом и капиталом в разряд неантагонистических.
Как нетрудно заметить, маоистские «нововведения», несмотря на их маскировку ссылками на марксизм и социализм, в действительности представляли собой проявление правого оппортунизма, а конкретнее — мелкобуржуазного реформизма. Об этом говорит как само их происхождение, так и их классовое содержание, результаты, к которым они привели.
Исходным пунктом для появления «новых установок» явилось крепнувшее у Мао Цзэдуна убеждение в том, что в КИР «классовые противоречия внутри страны уже в основном разрешены». «Социализм — это тоже классовая борьба, но против кого она ведется? — рассуждал Мао в начале 1957 г. — Против буржуазии, против того единоличного хозяйства, которое связано с буржуазией. Мы должны были уничтожить буржуазию и единоличное хозяйство как базу, порождающую капитализм. Эта широкая борьба была в основном завершена к первой половине прошлого года.
Когда эта борьба завершилась, обнаружились проблемы внутри народа».