Исторические причины возникновения борьбы и боя
Жизнь в первобытную эпоху - это жизнь на грани смерти. Человек как ветвь биологической эволюции, с его относительно невысокой природной приспособляемостью, столкнулся с грозными реалиями борьбы за существование и долгое время находился на грани вымирания. И если представить себе человека каменного века в свободном и открытом соревновании со стихией флоры и фауны раннего неолита, то его будущая великая история виделась очень проблематичной. На этой стадии развития спасение индивида не могло быть обеспечено только первобытным коллективизмом, примитивными орудиями труда. Первопричина - сознание как продукт материи, обязанное несоответствию между относительно несовершенным телом и гипертрофированным мозгом.
В настоящее время практически невозможно проследить историю эволюции номо сапиенс так, чтобы достоверно точно сказать, где и когда впервые были использованы первобытным человеком в качестве средств защиты и нападения руки, ноги и простейшие виды оружия. Видимо, этот процесс шел параллельно 0 развитием рода человеческого и выделением его из животного мира, как необходимость добывать себе пищу, защищаться от хищных зверей и враждебных племен.
Основываясь на исторических материалах: наскальных изображениях (петроглифах), результатах раскопок стоянок первобытного человека и захоронений, нетрудно предположить, насколько сильно существование примитивного индивида зависело от умения использовать данные ему природой в качестве оружия различные части тела как средство борьбы с врагами, дикими животными и окружающей средой. Человек инстинктивно применял свои конечности с целью самоутверждения. Позже он создал орудия: рубило, дубины, топоры и копья, лук и стрелы для повышения шансов на биологическое выживание, но если оружия почему-то не оказывалось «под рукой», в ход шли все те же проверенные и хорошо апробированные средства - руки и ноги.
Законы природы, в соответствии с которыми выживает сильнейший, распространяются на все живое на Земле. Сила является решающим фактором в животном мире, среди людей сильнейший тот, кто выделяется как физически, так и в ментальном отношении. Ментальная (умственная) способность мыслить ставит его на самую вершину эволюционной пирамиды. С самого начала своей истории человечеству предопределено все более и более раздвигать пределы своей силы и разума, поднимаясь к вершинам созидания и творчества.
Можно утверждать, что боевые приемы как средство защиты и нападения зарождались и создавались вместе с развитием общества в результате эмпирического опыта, часто трагического, многих поколений воинов разных народов. Там, где силы и возможности были примерно равны, человек вынужден был искать и находить средства и методы, с помощью которых он мог не только защитить себя, но и победить врага. Условия жизни всегда вызывали необходимость вести суровую, бескомпромиссную борьбу за существование. В процессе эволюции человечество изобретало, улучшало и обобщало приемы ведения боя. Постепенно отбиралось наиболее рациональное, создавалось, совершенствовалось и систематизировалось все, что прошло проверку временем, становясь не только эффективным средством самозащиты, но и способом ведения военных действий.
Памятники историографии свидетельствуют о том, что различные виды вооруженного и невооруженного поединка существовали практически у всех народов. История донесла до нас сведения о разных системах борьбы у египтян и инков, римлян и персов, о греческом панкратионе и индийской ваджрамуш-ти, о древнерусской борьбе «утризне», рыцарских турнирах Средневековья, о стрельбе из луков и арбалетов, поединках на мечах, саблях, шпагах, кинжалах, копьях, палках и дубинах, о метании камней, ножей, бумерангов. Были свои виды борьбы у кельтов и скифов, у монголов и викингов, у австралийских аборигенов и североамериканских индейцев.
Этносоциальные и исторические особенности становления борьбы, боевых действий славян и народов Европы
На Руси также издревле существовали богатые традиции единоборств. До наших дней особой популярностью пользуются кулачные поединки и бои стенка на стенку. Упоминание о них встречается еще в «Повести временных лет» /1068/.
О высоком уровне подготовки и боевого духа русских ратников сохранилось оольшое количество былин, сказаний и исторических документов разных эпох.
Рукопашный бой на Руси, как в капле воды, отражал идеологию и философию социокультуры славян, исповедующих не приоритеты грубой физи-чоской силы, а нравственное превосходство здорового тела и духа, моло-доцкой удали и благородства над коварством, злобой и жестокостью. Становление этической концепции духовности наших предков исходило от образа жизни, формировавшего психофизический генотип трудолюбивого, сильного и хлебосольного землепашца, умелого охотника и храброго воина.
Термин «рукопашный» очень точно передает стержневую основу традиционной национальной тактики боя - победить, распахать руками (от слова «пахать») боевые порядки неприятеля в ближнем бою, сойдясь с ним лицом к лицу. Тактика и методы борьбы россиян, образно говоря, идут от земли, от сохи. Труд создал человека. Труд определял образ жизни нации, мораль, нравы, формировал характер, приоритеты, ценности. Изначально основополагающими характерными, основными видами физического труда на Руси являлись землепашество, рубка леса, колка дров, распиловка бревен, косьба, молотьба и многое другое. Пахарь, косарь, лесоруб работали без устали от зари до зари. Ежедневная тяжелая, но разнообразная работа молотом, юпором, цепом, косой и иными орудиями требовала большой физической силы, выносливости, высокой координации движений и экономного расходования энергии.
Структура и навыки трудовой деятельности определяли основные черты птнокультуры, и в частности, стиль и методы ведения боя, веками формировавшегося в сечах и рукопашных поединках со времен возникновения первых поселений славян и начала образования княжеств. По преданиям, дружинники князя Игоря, Дмитрия Донского, Александра Невского сутками могли рубиться с неприятелем. Для них это была привычная работа, силу им «давала земля», навыки движений, свойственные национальным видам труда, составляли основу боевой техники русских ратников.
Примерно по такой «микросхеме», бегло рассмотренной на примере древней Руси, формировался стиль, методы и средства ведения боевых действий и у других народов, исходя в первую очередь из этносоциальных доминирующих особенностей каждой нации, меры развития ремесел, уровня становления юсударственности, степени соприкосновения и взаимодействия с другими этносами и т.д.
Все сказанное в полной мере распространяется на многочисленные народности, населяющие пределы бывшего СССР. Большой популярностью до настоящего времени пользуются национальные виды борьбы: в Молдавии -«трынта», в Армении - «кох», в Киргизии - «куреш», в Туве - «хуреш», в Якутии - «хопсагай», «кураш» - у узбеков и т.д. Но особенно любимы борцовские поединки у горцев Кавказа, имеющие различные названия: «чидаоба» -у грузин, «тутуш» - у карачаевцев и балкарцев, ... , трактующие некоторые отличия в правилах, но в структуре технических действий сохранившие много общего. Это свидетельствует о наличии определенной общности в трудовой и военной деятельности в истории этих народов. В этом существенную роль сыграло их этнокультурное взаимовлияние и взаимообогащение. Наследие одного этноса есть всегда отражение его диалога с другими социо-культурами.
В течение долгих столетий свою жизнь, свободу, честь, землю и имущество можно было отстаивать и защищать, только сражаясь за них. Люди решали споры, искали свою судьбу и славу на поле брани. Только владение современным оружием и навыками боя, и рукопашного в том числе, могло дать человеку возможность сохранить себе жизнь и победить врага. По мере развития человечества, примитивные способы борьбы и боя, созданные нашими далекими предками, непрерывно совершенствовались и обогащались на протяжении веков, трансформируясь в бои гладиаторов на аренах древнего Рима, в искусство турнирных поединков закованных в броню рыцарей Средневековья, фехтование дворян и знати на шпагах и саблях эпохи Возрождения, дуэльное искусство с огнестрельными видами оружия в столь недавнее время, и т.п. Но во все времена простой люд всех народов выяснял отношения между собой с палкой, дубиной или посохом в руках, а то и еще проще - в кулачном поединке.
Европейские очаги цивилизации: Греция, Рим, Византия, Испания, Португалия, Англия, Франция, Германия, да и Россия - быстро и поступательно проходили все этапы развития общественно-экономических формаций, производственных отношений при динамичном уровне развития науки и техники соответствующих эпох.
Конфликты, в избытке имевшие место между странами и народами, решались силой оружия, достаточно большими войсками. От уровня вооружения зависела жизнь отдельного индивида и целых государств. Оружие всегда находилось в высшей точке человеческих достижений, фокусируя все наиболее передовые мысли и технические решения своего времени. Таким образом, многое из того, что накопил опыт истории военных действий предшествующих поколений, постепенно утрачивалось, забывалось, уходя в тень, освобождая дорогу технической оснащенности и новейшим видам вооружений.
Особенности развития боевых систем дальневосточно-азиатско-тихоокеанского культурного региона
Но так было не везде. Дальневосточно-азиатско-тихоокеанский культурный регион (Китай, Корея, Япония, Вьетнам и т.д.) развивался достаточно ав-юхронно. Этому способствовала его удаленность и сравнительная изолиро-ианность от очагов европейской и мировой цивилизации. Огромные просторы Великого океана омывали на юге, юго-востоке и востоке его берега, отделяя от других государств и народов. На севере простиралась безжизненная, фуднопроходимая пустыня Гоби и монгольские степи, по которым перемещались орды воинственных кочевников. На западе и северо-западе границы охраняли Гималаи и непреступные твердыни Тибета - самые высокие горные вершины в мире. Эта изоляция никогда не была абсолютной. Однако она всегда сказывалась в том смысле, что складывающаяся в этом регионе еще до н.э. иерархия духовных ценностей, форм собственности, поведения, мышления и воспитания были в основном результатом достаточно замкнутой и спонтанной эволюции в условиях саморазвивающейся и саморегулирующейся системы, долгое время находящейся на феодальном и полуфеодальном уровне развития. Несмотря на некоторые этнические, географические, социальные и иные различия, эти страны и народы многое объединяет: в своем историческом развитии они опирались на общие закономерности и достижения, поддерживали постоянные множественные тесные контакты. Мировоззрение в зтом районе земного шара формировалось под религиозно-философским воздействием - даосско-буддийско-конфуцианским, а в Японии еще и син-юизским синтезом канонов, которые в концентрированном виде нашли отражение и в традициях воинских искусств, неотъемлемой части многовековой культуры Востока.
Длительность, устойчивость и непрерывность этой своеобразной культурной традиции, позволяющей постоянно отбирать, совершенствовать и синтезировать наиболее эффективные приемы и методы ведения боя, определила их постоянное развитие, в результате чего сложился целый ряд самобытных систем психофизического тренинга и психической саморегуляции, сформиро-павших конкретные виды боевых единоборств. Эти боевые системы, их высшие формы и проявления совершенства, были окружены ореолом святости, всемогущества древней мудрости, величайшего таинства секретности и являлись достоянием сравнительно узкого, небольшого круга посвященных: монахов-воинов некоторых буддийских монастырей, даосских сект, отцов-основателей и учителей-наставников кланово-светских школ и отдельных просветленных монахов-отшельников, живущих в лесной глуши или труднодоступных горных скитах.
При таком положении не удивительно, что на других континентах о существовании данных видов боевых искусств до недавнего времени даже не догадывались.
Если Вы являетесь любителем интернет онлайн покера, то Вам должно заинтересовать появление в глобальной сети нового ресурса - Титан Покер. На данном ресурсе вы сможете не только научиться игре, если Вы новичок в этом деле, но и углубить свои знания и умения в игре в покер. Также у Вас будет великолепная возможность получить titan poker код купона для дальнейших игр.
Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Исследование истории возникновения и развития боевых систем Китая
- Восточные боевые искусства как культурологическое явление: определение понятия; классификация; проблемы изучения
- Боевые искусства Востока в Советском Союзе и России
- Триумфальное шествие восточных боевых искусств по странам и континентам
- Первое знакомство народов старого и нового света с восточным боевым искусством