Цигун
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь qìgōng), или «чжи кун»: дословно означает «обработка энергии», «культивирование жизненной энергии». Этот термин обозначает упражнения, позволяющие развивать, укреплять и контролировать ци. В основе этих упражнений лежат принципы даосской философии.
Основы цигун
Как ни разнятся стили цигун, в их основе лежит стремление регулировать жизненную энергию (ци). Человек, занимающийся цигун, последовательно гармонизирует различные части тела, добиваясь, чтобы все его органы работали в согласии друг с другом. Все аспекты здоровья человека тесно взаимосвязаны, поэтому надо хорошо отрегулировать работу всех органов тела, всех частей организма.
- ТЯО ШЭН (регулировать тело): тело должно быть по-настоящему расслаблено; это позволяет открыть меридианы и точки тела, в которые может беспрепятственно втекать ци. Таким образом, внутреннее состояние человека является залогом успешного применения методов цигун.
- ТЯО СИ (регулировать дыхание): дыхание играет важную роль в регуляции процессов, протекающих в организме; благодаря ему мы удаляем израсходованное ци и поглощаем новое ци. Таким образом, дыхание является важным источником энергии, поступающей в организм.
- ТЯО ШЭНЬ (регулировать дух): для нормальных занятий цигун крайне важны душевный покой и эмоциональное равновесие. Их можно достичь, сочетая дыхание, движение, медитацию и настрой.
- ТЯО ЦИ (регулировать ци): предыдущие категории упражнений создают предпосылки для того, чтобы человек научился управлять своим ци, направляя его к определенным органам тела. Важнейшую роль в этом процессе играют определенные точки тела: инь-тан, байхуэй, лаогун, юнцюань, цихай, минмэнь. Основу для работ с жизненной энергией (ци) составляют упражнения, укрепляющие даньтянь.
История цигун
В древности эти упражнения носили название «янсин» («питать жизненный принцип»). Их разделяли на две категории: «яншэн» («питать тело») и «яя-шэнь» («питать дух»). С давних пор основу всех упражнений цигун составляет дыхание в сочетании с гимнастическими упражнениями, позволяющими стимулировать жизненно важные точки тела, и строгой диетой, которой придерживаются в течение всей жизни. Упражнения цигун тесно связаны с китайской медициной, ведь в начале новой эры китайские врачи впервые стали вводить в терапевтическую практику даосские идеи, почерпнутые из книг «Даодэцзин» и «Ицзин». Они разработали целый ряд гимнастических упражнений, сопровождавших дыхательные упражнения и укреплявших здоровье пациента благодаря регулированию потока ци. Впоследствии на их основе возникли медитативные упражнения, помогавшие регулировать функции организма и укреплявшие дух, терапевтические двигательные упражнения, сексуальные практики,' самомассаж и т. д. Невозможно точно сказать, когда именно некоторые из этих упражнений начали использоваться мастерами боевых искусств, вошли в набор исполняемых ими приемов. «Поскольку даосы и буддисты не верят в антропоморфного Бога-Творца, они не стремятся к единению с Богом. Они исходят из того, что все существа неразрывно связаны с самими основами бытия (и потому им незачем стремиться к единению с ними). Лишь собственные заблуждения мешают человеку осознать это единство. Ввиду этих пагубных заблуждений и возникает необходимость того, что даосы называют «возвращением к истокам», а буддисты - «просветлением», — необходимость трансцендентального опыта, позволяющего разорвать путы эгоистического помрачения. Этот опыт наполняет человека восторгом, дарует ему невиданную прежде свободу. Подобный опыт заключается вовсе не в том, что человек достигает единения с основами бытия, ведь это единение никогда не прерывалось, а в том, что он начинает с радостью воспринимать подобное единение, хотя прежде был к нему так долго слеп» (БЛОФЕЛЬД). Этот эзотерический аспект указывает на то, что гимнастика цигун является не просто оздоровительной гимнастикой, а духовным упражнением.
ДО 206 Г. ДО Н. Э: в эту эпоху сложились концепция и философские основы гимнастики цигун, в частности, теория «инь - ян», «усин» и щи». Все эти сведения содержались в книге «Ицзин». Тогда же возникла теория «саньцай», согласно которой тремя первородными силами были небо (тянь), земля (ди) и человек (рэнь). Один из главных аспектов цигун заключается в исследовании отношений между ними. Основу китайской медицины заложил трактат «Хуанди нэйц-ж». ЛАО-ЦЗЫ уже в «Даодэцзин» упоминает дыхательные практики и цигун. Он пишет, что стать здоровым можно, лишь «собирая ци и обретая мягкость». Сохранились бронзовые предметы и нефритовый камень, относящиеся к IV в. до н. э. на которых начертаны приемы цигун. Около 300 г. до н. э. даосский философ ЧЖУАН-ЦЗЫ в своей книге «Наньхуа цзин» («Книга из Нань-хуа») указывает на тесную связь между дыханием и здоровьем.
ДИНАСТИЯ ХАНЬ (206 й до н. э. -220 г. н. э.: к этому времени относится знаменитая Шёлковая картина из гробницы Мавандуй (ок. 169 г. до н. э., найденная в 1973. г. На ней изображены 44 фигуры — 22 мужские и 22 женские, — выполняющие различные упражнения цигун. Несколькими столетиями Позже ХУА ТО (145—208) составил «Искусство пяти животных». Знаменитый китайский врач БЯНЬ ЦЮЭ в своей книге «Наньцзин цигун» описывает способы улучшения здоровья и течения ци. Медицинский аспект выражен очень заметно. Какого бы направления ни придерживались шкоды, даосского или конфуцианского, они не занимаются исключительно религиозными вопросами. Все эти школы стремятся следовать Путем природы.
ДО 206 Г. ДО Н. Э: в эту эпоху сложились концепция и философские основы гимнастики цигун, в частности, теория «инь - ян», «усин» и щи». Все эти сведения содержались в книге «Ицзин». Тогда же возникла теория «саньцай», согласно которой тремя первородными силами были небо (тянь), земля (ди) и человек (рэнь). Один из главных аспектов цигун заключается в исследовании отношений между ними. Основу китайской медицины заложил трактат «Хуанди нэйц-ж». ЛАО-ЦЗЫ уже в «Даодэцзин» упоминает дыхательные практики и цигун. Он пишет, что стать здоровым можно, лишь «собирая ци и обретая мягкость». Сохранились бронзовые предметы и нефритовый камень, относящиеся к IV в. до н. э. на которых начертаны приемы цигун. Около 300 г. до н. э. даосский философ ЧЖУАН-ЦЗЫ в своей книге «Наньхуа цзин» («Книга из Нань-хуа») указывает на тесную связь между дыханием и здоровьем.
ДИНАСТИЯ ХАНЬ (206 й до н. э. -220 г. н. э.: к этому времени относится знаменитая Шёлковая картина из гробницы Мавандуй (ок. 169 г. до н. э., найденная в 1973. г. На ней изображены 44 фигуры — 22 мужские и 22 женские, — выполняющие различные упражнения цигун. Несколькими столетиями Позже ХУА ТО (145—208) составил «Искусство пяти животных». Знаменитый китайский врач БЯНЬ ЦЮЭ в своей книге «Наньцзин цигун» описывает способы улучшения здоровья и течения ци. Медицинский аспект выражен очень заметно. Какого бы направления ни придерживались шкоды, даосского или конфуцианского, они не занимаются исключительно религиозными вопросами. Все эти школы стремятся следовать Путем природы.
ДИНАСТИЯ ЦЗИНЬ (265-419): врач ГЭ ХУН на страницах своего медицинского трактата «Предписания на неотложные случаи» рекомендует цигун в качестве профилактики от болезней, а также для гармонизации организма. Буддизм, распространившийся в Китае, усваивает идею цигун, обогащая ее буддийскими и индийскими традициями. Во многих буддийских и даосских школах изучают цигун и выполняют упражнения цигун. Делается это не только по медицинским соображениям, но и для достижения просветления. Цигун превращается в эзотерическую целитель-скую практику. Его упражнения проделываются мысленно и благотворно воздействуют на тело, душу и ум. Некоторые буддисты практикуют упражнения цигун, призванные освободить человека от непрестанной череды перевоплощений (реинкарнаций). Постоянно развиваются и расширяются теории, описывающие ци и принципы здоровья человека.
ДИНАСТИЯ СУЙ (581-618): врач ЧАО ЮАНЬФАН (550-630) перечисляет в своей книге «Размышления о происхождении и течении болезней» 213 упражнений цигун, имеющих терапевтическое значение. БОДХИДХАРМА (ДАМО) прибывает в Китай и закладывает основы буддийской школы Чань. Буддийские и даосские упражнения цигун тесно переплетаются и теперь зачастую образуют неразрывное единство. ДАМО создает ицзиньцзин и сисуйцзин и закладывает основы боевого цигун шаолиньской школы. Эти упражнения укрепляют физическую и психическую силу человека, улучшают здоровье, гармонизируют и продлевают жизнь. Становятся популярными тибетские упражнения.
ДИНАСТИЯ ТАН (618-907): двенадцатый патриарх даосской школы Шан-цин СЫМА ЧЭНЧЖЭНЬ (647-735) публикует философский трактат «Сущность восприятия ци», содержащий многочисленные упражнения цигун. Широкой популярностью пользуются «исцеляющие звуки»; постоянно развивается техника самомассажа.
ДИНАСТИЯ СУН (960-1279): в эту эпоху впервые применяется понятие «цигун»; оно приходит на смену понятию «даоинь». Последователи Шао-линьской школы все Чаще включают в используемые ими приемы технику цигун и наконец создают боевое искусство, целиком основанное на старинных системах цигун. Полководец ЮЭ ФЭЙУ обучавшийся в Шаолиньском монастыре, развивает свою собственную систему цигун, получившую название «бадуаньцзинь». В книге ВАН ВЭЙЪИ впервые подробно излагается теория 12 главных меридианов и 12 органов. Ван Вэйъи укрепляет научные основы цигун.
ДИНАСТИЯ МИН (1368-1644): в XVI в. цитун пользуется очень большой популярностью, особенно как лечебное средство: Вот 3 важнейших представителя цигун того времени: ЯН ЦЗИЧ-ЖОУ (1522-1620), ЧЭНЬ ЦЗИ РУ (1558-1693) и ЦАОЮАНЬБАЙ (около 1550).
ДИНАСТИЯ ЦИН ВПЛОТЬ ДО ПЕРВОЙ ОПИУМНОЙ ВОЙНЫ (1644—1840): понятие «цигун» утверждается во всем Китае, а понятие «даоинь» выходит из употребления. Цигун пользуется огромной популярностью. Возникает множество самых разных стилей и упражнений цигун. Особой популярностью пользуются индийские и тибетские упражнения и способы медитации. Широкое распространение получают боевые искусства. Развиваются боевой цигун и боевые Искусства, основанные на практике цигун. Очень популярны медицинские практики цигун; они часто применяются.
ДИНАСТИЯ ЦИН ВПЛОТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ (1840-1911): после 1822 г. традиционная китайская медицина пользуется все меньшей популярностью; ее теснит современная западная медицина. Одновременно убывает интерес и к практикам цигун.
РЕСПУБЛИКА (1911-1949): цигун практически пребывает в забвении. Считается, что его практики устарели. В то же время огромной популярностью в Китае пользуется все западное. Лишь в 30-е предпринимаются первые попытки по возрождению цигун.
СОВРЕМЕННОСТЬ (после 1949): с 50-х пробуждается интерес к методам старинной китайской медицины. Считается, что они ни в чем не уступают методам западной медицины. Постоянно нарастает интерес к практикам цигун. Более 50 млн китайцев каждое утро проделывают упражнения цигун. Методам цигун обучают всех желающих; в Китае почти не остается секретных практик цигун. Постоянно предпринимаются попытки исследовать и оценить упражнения цигун с привлечением новейших методов западной медицины. По распоряжению МАО ЦЗЭДУНА, в начале 50-х методы цигун были заново систематизированы. Интерес к ним пробудился еще и потому, что с их помощью удавалось быстро поставить на ноги раненых солдат. В 1956 г. в Бэйдайхэ открылась первая клиника цигун, которой заведовал ЛЮ ГУЙЧЖЭНЬ. Вплоть до сегодняшнего дня именно она задает тон в применении методов цигун в медицине. В годы Культурной революции (1966-1976) цигун был запрещен; многие учителя цигун подверглись преследованию или бежали из страны. Единственное исключение составил метод цигун ГО ЛИНЬ. Лишь в 1979 г., после того как профессор ЛИНЬ ЧЖУНПЭНЬ продемонстрировал эффективность методов цигун, это искусство было вновь разрешено и даже стало пользоваться государственной поддержкой. В целях широкого распространения методов цигун были основаны Китайский институт исследования ци и Институт повышения квалификации и изучения прогрессивных методов цигун, которым руководит Линь Чжунпэнь. С этого времени цигун получает широкое распространение, причем его практикуют не только во всем Китае, но и в большинстве стран мира. Особое внимание привлекают медицинские методы цигун; их постоянно изучают и развивают. В то же время возникают все новые школы цигун, которые зачастую коммерциализируются.
Цигун и цюаньфа
Различные методы цигун, например дыхательные практики, лечебная гимнастика, психотренинг и медитация, хотя и не содержат все необходимое для занятий цюаньфа, но закладывают сами основы занятий, помогают подготовиться к ним. Данные упражнения не содержат, например, каких-либо боевых приемов, зато повышают скорость психологической реакции. Методы упражнений цигун развивались тысячелетиями и теперь представляют собой целостную, самодостаточную систему. Многие люди и сегодня занимаются цигун, чтобы в соответствиии с принципами даосской философии укрепить свой дух, стабилизировать здоровье, укрепить тело, научиться собирать и контролировать энергию организма. Тысячелетиями старинные практики цигун передавались в основном изустно, от учителя — ученикам. Культивировались подобные практики, прежде всего, в буддийских и даосских монастырях, а также среди членов эзотерических сект и последователей отдельных школ цюаньфа. В Древнем Китае цигун пользовался широкой популярностью, поскольку считалось, что без умения управлять ци совершенно невозможно оставаться хозяином положения в любых повседневных делах. В то же время цигун был тесно связан с другими искусствами, например с живописью и каллиграфией. К его методам прибегали, « ощутить единство с Дао и достичь стоты и естественности, без котор невозможно создавать шедевры. В настоящее время существует целый ряд школ цигун, непосредственно связанных с боевыми искусствами. Ввиду большого разнообразия упражнений цигун можно разделить его методы на несколько категорий:
- НЭЙГУН (внутренние упражнения): эти стили уделяют особое внимание внутреннему движению ци, его накоплению и трансформации. Поэтому физические движения выполняют, не прикладывая особых усилий. Движения по большей части мягкие и плавные. Сперва ци собирается во внутренностях, а затем растекается по всему телу.
- ВЭЙГУН (внешние упражнения): в них уделяется особое внимание физической активности; они укрепляют силу и развивают мускулатуру. Движения усиливают ци, а затем отводят его в глубь тела.
- ЦЗИНГУН (спокойные упражнения): это название относят ко всем пассивным упражнениям, выполняемым лежа, сидя или стоя. Они позволяют совершенно расслабить тело, отрегулировать дыхание и погрузиться внутрь себя.
- ДУН ГУН (подвижные упражнения): это название относят ко всем активным упражнениям. Они включают последовательность движений, требующих полной координации психики, дыхания и физических движений, что позволяет научиться контролировать ци.
- ИНГУН: наименование методов цигун, используемых мастерами боевых искусств для закалки организма и укрепления силы.
Зачастую использование подобных упражнений позволяло достичь буквально сверхъестественных результатов. Кроме того, методы цигун можно разделить на несколько категорий по их философской подоплеке и поставленной перед ними задаче. Все самые известные философские школы Китая использовали свои собственные методы и специальные приемы. Различают «руцзя», конфуцианскую школу, «даоцзя», даосскую школу, и «фоцзя», буддийскую школу. Далее различают «ицзя», медицинскую школу, трактующую методы цигун только с точки зрения укрепления здоровья, и «уцзя», школу боевых искусств, придающую первостепенное значение способам повышения боевой силы. В зависимости от содержания методов цигун можно прибегнуть к следующей классификации: «цзинцзопай», «школа тишины», где особый упор делается на внутреннюю работу, прежде всего, на медитацию; «тунапай», «школа сознательного дыхания», где предпочтение отдается дыхательным техникам и контролю за дыханием; «ляньданьпай», «школа внутренней алхимии», где основное внимание уделяется умению управлять ци.
Философия цигун
В принципе все разновидности цигун имеют общее происхождение, коренящееся в китайских представлениях о мироздании и роли человека в этом мире. Основополагающей идеей в этой обширной концепции является представление китайцев о том, что посредством упражнений можно пробудить в себе часть универсальной силы.
Философия цигун заключается в вере китайцев в то, что все люди представляют собой часть универсальной творящей силы и что надлежит следовать в своем поведении природным законам, чтобы ощущать связь с этой универсальной силой. Вся китайская философия основана на стремлении ощутить это единение. Даосские упражнения цигун предназначены для того, чтобы воплотить в себе Дао; все они — будь то внутренние или внешние упражнения — основаны на подражании природе. Так, макрокосм отражается в микрокосме. В разные эпохи менялись средства, к которым прибегали, чтобы развивать в себе эту силу и контролировать ее. Однако в основе всех подобных упражнений неизменно лежали дыхательные практики, поскольку с незапамятных времен было известно, что именно эти практики позволяют интенсивно воздействовать на сознание. Лишь впоследствии обнаружилось, что подобные упражнения оказывают воздействие на жизненную энергию (ци) человека. Так появился целый ряд упражнений, целью котрых была культивация этой энергии. В широком смысле слова китайские боевые искусства также можно отнести к активным упражнениям цигун.
На Западе часто путают занятия цигун и «спортивную тренировку» в нашем понимании этого выражения. Однако между цигун и любыми спортивными дисциплинами есть ряд существенных различий. В основе всех старинных упражнений цигун лежали методы традиционной китайской медицины. Эти упражнения помогали сохранить здоровье, обучали правильному дыханию и задерживали естественные процессы старения. Во всех стилях цигун уделялось внимание не только физической тренировке, но и духовному развитию человека, укреплению его психологии и морали. Цигун представляет собой определенную жизненную философию. Важнейшее отличие цигун от любых видов спорта заключается в особой энергетике упражнений, плохо понятной человеку западной культуры, привыкшему всегда и во всем соревноваться с другими.
Стили цигун
Багуа тайцзигун | комбинация багуа и тайцзи |
Багуа цигун | цигун в багуацюань |
Бадуаньцзинь | восемь парчовых упражнений |
Байхэ цигун | цигун белого журавля |
Баоцзяньгун | внешние укрепляющие упражнения |
Вайци ляофа | медицинский цигун |
Голинь цигун | цигун для онкологических больных |
Дачжоутянь | великий небесный круговорот |
Даянь цигун | цигун дикого гуся |
Диншэнь | цигун третьего глаза |
Ицзиньцзин | трансформация мышц |
Лулу даоинь | спонтанный, интуитивный цигун |
Люжицзин | шесть исцеляющих звуков |
Ляньгун шибафа | восемьнадцатикратный метод упражнения |
Омэйжун дишэрчжуан | двенадцать упражнений школы Омэй |
Синбугун | лечебная прогулка |
Сисуйцзин | промывание костного мозга |
Сяочжоутянь | малый круговорот энергии |
Тайцзи нейгун | внутренний тайцзигун |
Тайцзи цигун | тайцзи цигун |
Тэбушань | цигун кольчуги |
Уциньси | искусство пяти животных Хуа То |
Фаньтэнгун | медитация, выполняемая стоя |
Фэйхэгун | цигун летящего журавля |
Хэсяньчжуан | летящий журавль |
Хэчжуангун | упражнения, укрепляющие журавля |
Цзинло цигун | меридиональный цигун |
Цянчжуангун | упражнения, укрепляющие внутреннюю силу |
Цянькунь тунагун | дышать вместе с космосом |
Чаньми цигун | секретный цигун школы Чань |
Чжаньчжуан | стоящий столп |
Шаолинь нэйгун | внутренние шаолиньские упражнения |
Шэрдуаньцзинь | двенадцать парчовых упражнений |
Области применения цигун
Аллергия; артрит (первично-хронический полиартрит); близорукость; болезненное состояние; болезнь Меньера; боли в желудке, вызванные нервным напряжением; боли в плече и предплечье; бронхиальная астма; бронхит; вегетативная листония;воспаление мочевого пузыря; гастрит; геморрой; гипертония; гипертрофия простаты; гипотонический синдром; глаукома; головные боли; диабет (Diabetes mellitus); запор; звон в ушах; импотенция; искривление позвоночника; камни в почках; климакс; колит (Colitus ulcerosa); коронарная недостаточность; крапивница; мигрень; морская болезнь; нарушения менструального цикла; нарушения слуха; нарушения сна; невродермит; ослабленный иммунитет; параличи (после инсульта; детский паралич и др.; периферийные нарушения кровообращения; простуда; повышенная потливость; потеря слуха: почечная недостаточность; проблемы с пищеварением; рак (в качестве дополнительной терапии); «теннисный локоть»; туберкулез; тугоухость; функциональные и ревматические сердечно-сосудистые заболевания; хронические боли в спине; хронические заболевания; хронический гепатит; энфизема легких; язва желудка и двенадцатиперстной кишки.На правах рекламы
Лето, как всем известно, это время отдыха. А лучший отдых - это активный отдых. Поэтому мне и хотелось бы Вам порекомендовать посетить хмельницкий Каменец Подольский - один из древнейших городов Украины. Вы сможете походить по историческому центру города, посетить полностью сохранившуюся крепость. Прикоснитесь к истории своей страны!