Прославление личности Мао
С конца 50-х годов прославление личности Мао нарастало со все увеличивающейся силой. В сборнике юбилейных статей, написанных лидерами КПК к десятой годовщине КНР, настойчиво подчеркивалась мысль: «Наша партия и весь наш народ в длительной борьбе обрели своего вождя — товарища Мао Цзэдуна; это свидетельствует о зрелости нашей партии, знаменует собой победу нашей партии. Товарищ Мао Цзэдун — самый выдающийся представитель героического пролетариата пашей страны, самый выдающийся представитель лучших традиции во всей истории нашей великой нации, маяк на пути продвижения нашей страны вперед к коммунизму, а также самый выдающийся марксистско-ленинский революционер, политик и теоретик современности. . . »3Уже тогда пекинская пропаганда присвоила Мао Цзэдуну титул «великого кормчего». Его все чаще стали преподносить как сверхгениальную личность всех времен и народов.
Журнал ЦК КПК «Хунци» так прямо и заявил в редакционной статье, что свою формулу «империалисты и реакционеры — это бумажные тигры» Мао вывел ни много ни мало как «на основе опыта всех революций в истории».
Китайская пресса писала: «Идеи Мао Цзэдуна — это марксизм-ленинизм эпохи социалистических революций и социалистического строительства», «мы безгранично счастливы и горды жить в эпоху Мао Цзэдуна».
«Внешне культ Мао запрещен, — сообщал из Китая в своем письме в Советский Союз один из китайских коммунистов в 1963 г., — его именем теперь не называют улиц, не празднуют его дни рождения. Но это тольковнешне. По существу же всеми средствами — через печать, радио, устную пропаганду — народу внушается мысль, что Мао — это сверхчеловек, что Мао — самый великий человек на свете.
Раньше говорили, что Мао — великий человек Востока, а теперь надо говорить, что Мао — величайший человек мира, что Мао — как солнце, что он первый за всю историю человечества величайший мировой вождь, что учение Мао выше марксизма-ленинизма».
Этот рассказ подтверждали официальные китайские источники. Газета «Жэньминь жибао» тогда же восклицала: «Корабль не может плыть по морю без кормчего, нельзя совершить революцию без изучения избранных произведений Мао Цзэдуна! . . Луна не может светить без солнца, ростки засыхают без дождевой влаги. Если не изучаешь хорошо идеи председателя Мао, то, даже напрягая зрение, все равно потеряешь направление».