Выходцы из мелкобуржуазной среды
В начале 1966 г. один из секретарей Пекинского горкома КПК отмечал: «Главная наша ошибка в настоящее время как раз и состоит в том, что многие партийные организации, ответственные работники. . . уделяют мало внимания усилению партийного строительства и особенно работы партийных ячеек, усилению идеологического воспитания членов партии, укреплению идейно-политического руководства партии во всех областях.
Это может ослабить руководящую роль партии». Отмечая, что в КПК «выходцы из мелкобуржуазной среды в настоящее время составляют большинство», а «члены партии — выходцы из рабочих легко подвергаются влиянию буржуазной идеологии», автор делал вывод об опасности захвата классовыми врагами «руководства партии изнутри»Подобные высказывания служат доказательством того, что в КПК были коммунисты, видевшие назревавшую опасность. Однако подрывная работа маоистов в партии, усилившая перевес в ней мелкохозяйских элементов, наносившая удар за ударом по партийной гвардии и ее влиянию на выработку политики, подмена марксизма-ленинизма «идеями» Мао Цзэдуна, фактический отказ от ленинских норм партийной жизни и усугубление обстановки культа личности сделали в конце концов свое дело.
Компартия Китая, ее организации и значительная часть членов оказались не в состоянии противодействовать мелкобуржуазно-националистическим шатаниям маоистского руководства. Не смогли они дать отпор также тогда, когда эти колебания вылились в открытую атаку на партию. В ходе «культурной революции» партийные организации КПК подверглись погрому, ее члены — преследованиям и дискредитации, часть партийных кадров — физическому уничтожению.
Разгромив прежнюю Компартию Китая, построенную в соответствии с марксистско-ленинскими принципами, Мао Цзэдун и его сторонники попытались на ее обломках создать собственную маоистскую партию. И хотя они использовали название КПК, на деле речь шла о новом политическом формировании, не имеющем с точки зрения организационных и идеологических основ ничего общего С партией марксистско-ленинского типа. Состоявшийся в апреле 1969 г. IX съезд КПК принял устав партии, который обеспечил в ней всевластие и произвол «вождя Мао Цзэдуна», официально провозгласил по существу монархический принцип наследования руководства партией — назначение «продолжателя дела» Мао.