Привилегии кадровых работников
Когда в начале «культурной революции» появились дацэыбао, затрагивавшие привилегии кадровых работников вообще, то тут же последовали опровержения, в которых говорилось: «Нельзя требовать, чтобы революционные кадровые работники отказывались от нянь, мягкой мебели, телевизоров»; подобные требования — это происки «контрреволюционеров, осуществляющих классовую месть» .
Заметим, что это происходило одновременно с резким ухудшением материального положения рабочего класса, когда любые требования трудящихся об улучшении условий их жизни и труда объявлялись немедленно «черным экономизмом» и против них развертывалась борьба. Мао Цзэдун, подчеркивая «необходимость опираться на кадровых работников», имел в виду тех из них, кто верно ему служил, а непослушные подлежали гонениям.
Таким образом, анализ расстановки классовых сил в «культурной революции» и ее направленности свидетельствует о мелкобуржуазном характере реакционного переворота в Китае. Совершая его, Мао Цзэдун со своими приспешниками опирался на социальные группы, так или иначе связанные с мелкособственнической средой. Это молодые рабочие, сравнительно недавно пришедшие из деревни и представляющие собой наиболее отсталую политически и наименее сознательную часть китайского рабочего класса. Это учащаяся молодежь, многие представители которой вышли из крестьянской, мелкобуржуазной среды. Это, наконец, решающая сила «культурной революции», определившая ее ход и исход, — армия, в которой служили главным образом вчерашние крестьяне.
Всех их объединяли причастность к мелкособственническим слоям и подверженность мелкобуржуазным колебаниям, идеологическая неустойчивость и политическая незрелость, что делало их восприимчивыми к маоизму. Правда, основной носитель мелкособственнических настроений в КНР — крестьянство заняло в «культурной революции» пассивную позицию. Но это не меняет того, что реакционный переворот в Китае имел социальную опору в мелкобуржуазных слоях населения, был осуществлен мелкобуржуазными силами и под руководством мелкобуржуазных националистов.
О мелкобуржуазном характере «культурной революции» свидетельствовали также ее лозунги — вызывающая апология тотального «бунтарства». Его подтверждали применявшиеся методы — разгул беззакония и анархизма, неоправданное насилие в самых широких масштабах, социальная демагогия и надругательства над людьми, грабежи и погромы, бесчинства и хулиганство, разрушение памятников культуры, разжигание фанатизма, культ вождя.