Кооперативный план
Кооперативный план приобрел исключительное значение для «перехода к новым порядкам путем возможно более простым, легким и доступным для крестьянина», для практического строительства социализма «так, чтобы всякий мелкий крестьянин мог участвовать в этом построении».
Разработку экономических аспектов социалистической революции в странах с преобладанием мелкособственнического населения В. И. Ленин дополнил решением вопроса о характере власти в переходный период в таких странах. Он указывал, что по отношению к государствам и нациям более отсталым, с преобладанием феодальных или патриархальных и патриархально-крестьянских отношений, «в особенности необходимо направить все усилия, чтобы приложить основные начала советского строя к странам с господством докапиталистических отношений, путем создания «Советов трудящихся» и т. п. . . . ». Обобщая итоги политики партии на Востоке и приветствуя упрочение Бухарской, Азербайджанской и Армянской Советских республик, Ленин выдвинул положение чрезвычайной важности: «Эти республики являются доказательством и подтверждением того, что идеи и принципы Советской власти доступны и немедленно осуществимы не только в странах, в промышленном отношении развитых, не только с такой социальной опорой, как пролетариат, но и с такой основой, как крестьянство». С особой силой Ленин выделял величайшую роль пролетарской партии: «. . . только политическая партия рабочего класса, т. е. Коммунистическая партия, в состоянии объединить, воспитать, организовать такой авангард пролетариата и всей трудящейся массы, который один в состоянии противостоять неизбежным мелкобуржуазным колебаниям этой массы. . . руководить им политически, а через него руководить всеми трудящимися массами».
Говорить подробно обо всем этом приходится потому, что пекинские крикуны и буржуазная пропаганда, а за ними всякого рода ревизионисты твердят, будто в марксистско-ленинской теории не разработан вопрос о переходе к социализму стран, подобных Китаю. Враги научного социализма пытаются выдать Мао Цзэдуна за «открывателя» новых путей к социализму, а установленный им режим — за «китайскую модель социализма», некую разновидность «коммунизма», обусловленную китайской спецификой.
Автор этой выдумки — не кто иной, как сам Мао Цзэдун, еще в 1957 г. заявивший с присущим ему самомнением и грубой бесцеремонностью: «Как строить такое большое государство — новый вопрос для марксистов.