Причины для перемен во внутренней жизни Китая
Разумеется, причины для перемен во внутренней жизни Китая были более чем вескими. И главная из них состояла в непримиримом противоречии между политикой маоистов и объективными потребностями китайского общества, в необходимости как-то решать задачу ликвидации отсталости страны. Однако в пекинской пропаганде, в открытых выступлениях китайских лидеров и их беседах с иностранцами ни одна из основных маоистских установок по вопросам внутреннего развития не была поставлена под сомнение.
Это полностью относилось к «генеральной линии — напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше и экономнее», кото-3 В. И. Лазарев в 1958 г. были подменены решения VIII съезда КПК и в соответствии с которой осуществлялся «большой скачок». Сама идея «большого скачка» по-прежнему сохранялась в повестке дня. Так, Чжоу Эньлай заявил 24 ноября 1971 г. : «Наблюдается обстановка нового скачка в деле социалистического строительства нашей страны».
Обнаруживались факты, которые наталкивали на мысль о попытках китайского руководства как бы повторить «скачок» 1958 г., но в менее вызывающей форме.
Известно, что в качестве главного рычага «большого скачка» 50-х годов применялись так называемые «массовые движения», первое из которых было организовано в ирригационном строительстве. В декабре 1971 г. из Китая снова стали поступать сведения о развернувшемся «полеводческом капитальном строительстве», участники которого «покоряли горы, реки, пески и солончаки во имя революции»; в эти работы были вовлечены более 90 млн. человек.
По аналогии с концом 50-х годов таких давалась ориентировка на то, чтобы «серьезно претворять в жизнь разработанный председателем Мао курс на одновременное развитие современных и кустарных предприятий, одновременное развитие крупных, средних и маленьких предприятий», «осуществлять комплексный курс «идти па двух ногах».В 1971 г., согласно данным КНР, па средние и мелкие предприятия пришлось 60% химических удобрений и 40% цемента, производимых в стране.
В 50-х годах реализация «разработанного председателем Мао курса» была начата пресловутым «движением за малую металлургию».В начале 70-х годов вновь стало пропагандироваться указание Мао Цзэдуна: «В целях развития черной металлургии необходимо развертывать массовое движение».По данным Пекина, выплавка чугуна на мелких предприятиях возросла в 1970 г.
в 2, 8 раза по сравнению с 1969 г., добыча железной руды, производство стали и чугуна в 1971 г. увеличились на таких предприятиях более чем на 40%.
Была возрождена старая установка «об изменении «нерациональных правил и систем» на промышленных предприятиях, которая в конце 50-х годов считалась предпосылкой «большого скачка» и использовалась для дискредитации советского опыта.
В китайской деревне снова стали проводиться «массовые научные эксперименты» на основе так называемых «восьми агротехнических мероприятий», которые в 1958 г. выдвинул Мао Цзэдун, включавших «глубокую вспашку», «загущенный сев» и т. п. 30 декабря 1971 г. «Жэньминь жибао» отмечала, что глубокой вспашкой в провинции Шаньси, например, уже обработана треть всех пахотных земель. 17 октября 1972 г. пекинские газеты поместили информацию Синьхуа о «новых успехах, одержанных в Китае в деле проведения массовых сельскохозяйственных научных экспериментов».
«Народные коммуны» остались в том же виде, что и накануне «культурной революции». Усиленно пропагандировались Дачжайская производственная бригада в качестве образца для сельского хозяйства и Дацинские нефтяные промыслы — для промышленности. Оба эти «образца» явились конкретными формами реализации старой «идеи» Мао Цзэдуна, которая была положена в основу «народных коммун».
Она предусматривала создание «предприятий, объединяющих промышленность с сельским хозяйством, город с деревней, благоприятствующих производству и жизни» и понуждающих работников и членов их семей к «овладению военным делом, политикой и культурой», к «участию в коллективном производительном труде как на предприятиях, так и за их пределами». «Коммуны» продолжали насаждаться там, где их еще не было. В октябрьском номере «Хунци» за 1972 г. в статье об одном из районов нацменьшинств говорилось, что «коммуна» была образована в нем в 1970 г. Функционировали и «городские коммуны».
Положение с осуществлением принципа материальной заинтересованности и оплатой труда сохранялось в основе таким, каким оно сложилось в предшествующие годы. Официальных китайских данных об оплате труда основной массы населения КНР, занятой в сельском хозяйстве, не сообщалось. Но по сведениям, полученным в ходе экскурсий иностранцев, а также из передач провинциальных радиостанций, зерно на потребление распределялось так: 70—80%—уравнительно но количеству едоков и 20—30% — по трудодням.