Мао Цзэдун подменил социалистический реализм
Все это проходило под аккомпанемент заявлений о том, что установка Мао «интеллигенция должна приобщиться к физическому труду, а трудящиеся — к умственному» является «великим курсом»что «интеллигенты опять задирают нос» и интеллигенция «снова распускает хвост, недовольна работой, которая у нее есть»;2 сообщалось о наличии больших ограничений на выдачу книг в библиотеках под влиянием «остаточного страха» быть уличенным в «пропаганде феодального, буржуазного, ревизионистского». Все еще имеются факты преследований за чтение, например, романа А.
Дюма «Дама с камелиями». В мае 1979 г. обозреватель «Жэньминьжибао» констатировал, что в области культуры, литературы и искусства все еще применяются «дубинки» и «ярлыки».
Как мы уже упоминали, китайское руководство объявило интеллигенцию частью рабочего класса. Обозреватель «Жэньминь жибао» писал в этой связи: «Политика сплочения, воспитания и перевоспитания, выдвинутая партией в первые годы после освобождения страны и направленная главным образом на буржуазных и мелкобуржуазных интеллигентов, уже больше неприемлема». Газета призвала доверять интеллигенции, назначать ее самых способных представителей на руководящие посты , принимать наиболее сознательных в КПК, не оглядываясь на их социальное происхождение. Однако одновременно она рекомендовала учиться отношению к интеллигенции у. . . Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая. А буквально накануне этой публикации член Политбюро и тогдашний заведующий отделом пропаганды ЦК КПК Ху Яобан, выступая перед китайскими писателями и деятелями искусства, подчеркнул необходимость «восстановить выдвинутые председателем Мао Цзэдуном принципы».
Сменивший его на трибуне Хуан Чжэнь упомянул эти принципы: «сто цветов», «линия масс», «обеспечениеправильной линии», критика «политических ошибок».
Более определенно на эту тему высказался Чжоу Ян. Писатели и деятели искусства, заявил он, должны правильно освещать следующие вопросы: «почему некоторые социалистические государства могут переродиться в ревизионистские? », «почему в Китае могли появиться Линь Бяо и «четверка? », «почему темпы развития экономики социалистических стран отстают от темпов развития некоторых капиталистических стран? », «почему социалистическая демократия и правопорядок постоянно подвергаются подрыву? », «может ли социализм одержать победу над капитализмом в мировом масштабе, и когда он это сможет сделать? ». Такого рода идеологические ориентиры, выдаваемые для китайской интеллигенции, говорят о том, что качественного поворота в отношении к пей у пекинских правителей не произошло, они по-прежнему гонят ее по старой маоистской колее.