Программа «четырех модернизаций»
В программе «четырех модернизаций» сельское хозяйство поставлено на первое место.
Но это отнюдь не означает, что пекинское руководство намерено сосредоточить на его подъеме все силы.
Первоначально было намечено «в основном осуществить механизацию сельского хозяйства» в 1980 г. 4, увеличить парк обычных тракторов на 70% и садово-огородных на 36% . Для Китая это был бы, конечно, серьезный шаг вперед, хотя и он не ликвидирует отсталость. Однако планы подверглись пересмотру. Хотя в коммюнике декабрьского пленума ЦК КПК о механизации сельского хозяйства прямо не говорилось, «Жэньминь жибао» в начале февраля 1979 г. объявила, что он «выдвинул новый курс и ряд политических установок» по этому вопросу: вместо сплошной механизации сельскохозяйственного производства ограничиться созданием так называемых «товарных баз», тогда как в преобладающем числе районов останутся «полумеханизация и ручной труд».
В китайской деревне наблюдаются явления, свидетельствующие о дальнейшем размывании коллективной собственности, ее дроблении. Проводится распределение производственных заданий по звеньям , которое на практике выливается в распределение между ними участков земли, инвентаря, тяглового скота и даже общественных фондов зерна. Звенья превращаются в основную хозрасчетную едишшу вместо бригад.
Эта мера, которая по замыслу ее авторов должна поднять трудовую активность на селе, рассматривается на местах как первый шаг, за которым последовало распределение земли и производственных заданий по дворам.
Летом 1978 г. на страницах китайской печати развернулась кампания за «облегчение бремени земледельцев», которая приоткрыла картину притеснений китайского крестьянства. У «народных коммун» и бригад безвозмездно изымаются денежные средства, людские и материальные ресурсы. Вопреки конституции КНР допускается самоуправство в вопросе о приусадебных участках.
Крестьян принуждают вносить обязательные вклады в сберегательные кассы, и они вынуждены продавать скот, продовольствие и общественное имущество бригад. Их произвольно подвергают штрафам деньгами и зерном за неявку на собрания, невыполнение заданий по госзакупкам, невыход на. работу по болезни, неприменение противозачаточных средств и т. п., причем удерживается даже продовольствие, выдаваемое для питания. Кадровые работники, в том числе секретари парткомов, оскорбляют человеческое достоинство крестьян, занимаются рукопрнклалством, калечат людей.
Бывали случаи, что их доводили до потери рассудка и даже до самоубийств. В конце 1978 г. «Жэньминь жибао» в передовой статье писала, что указание «об облегчении бремени крестьян» все еще не выполняется. Журнал «Хунци» в феврале 1979 г. подтверждал, что некоторые кадровые работники «подавляют демократию, игнорируют законы, используя данные им народом власть и положение, избивают и оскорбляют людей, вводят массы в заблуждение, наносят удары в отместку, подвергают незаконным арестам».