Чжи-нюй
А по другую сторону от прозрачной и блестящей Серебряной реки находился мир людей. И жил в нем пастух Ню-лан. Он рано остался сиротой и жил со старшим братом и его женой, которая относилась к Ню-лану крайне плохо, а потом потребовала выделить его, отдав лишь старого вола. Изо всех сил трудился юноша, да и старый вол помогал ему. Ню-лан распахал кусок пустыря, засеял его, построил домик.
Одиноко и невесело жилось юноше в холодном доме. Но вот однажды старый вол вдруг заговорил человеческим голосом и поведал своему хозяину, что Чжи-нюй вместе с другими феями пойдет к Серебряной реке купаться, и велел в это время подкрасться и унести ее одежду. Тогда он сможет сделать ее своей женой. Ню-лан послушался совета, отправился в нужное время к берегу Серебряной реки и, переплыв ее, спрятался в зарослях. Там он дождался, когда небесные феи пришли купаться к Серебряной реке. Сбросив свои легкие одежды, прыгнули они в реку. Ню-лан выскочил из тростника и выхватил из кучи платьев, сложенных на траве, одежду Чжи-нюй. Испуганные феи выскочили из реки, набросили свои одежды и убежали. На берегу Серебряной реки осталась только Чжи- нюй. Ню-лан пообещал, что он вернет платье, если она согласится стать его женой. Чжи-нюй дала согласие, потому что у нее уже давно родилась любовь к этому хотя и немного грубоватому, но мужественному юноше.
После женитьбы Ню-лан продолжал пахать землю, а жена ткать. Жили они в любви и согласии. Вскоре у них родились сын и дочь. Небесный правитель, узнав об их женитьбе, пришел в ярость и послал одного из богов вернуть Чжи-ню.й в небесный дворец. Горько было расставаться Чжи-нюй с мужем и детьми, да пришлось подчиниться и отправиться во дворец в сопровождении небесного посланца. Ночью Ню-лан посадил детей в корзины и отправился догонять жену. Он собирался перебраться через Серебряную реку и достичь небесного дворца. Но там, где прежде была Серебряная река, уже и следов от нее не осталось. Подняв голову. Ню-лан увидел в ночном небе сверкающую Серебряную реку. Теперь уже простому смертному нельзя было достичь Млечного Пути. Ню-лан вернулся домой вместе с сыном и дочерью, причитая и плача. Но старый вол, собравшись умирать, велел Ню-лану снять с него шкуру и завернуться в нее вместе с детьми, чтобы подняться на небо. Когда вол испустил дух, Ню-лан накинул на себя его шкуру, посадил детей в корзины и помчался на небо. А чтобы одна корзина не перевешивала другую, взял попавшийся под руку черпак для навоза и бросил в одну из корзин. Поднялся Ню-лан с детьми в небо, вихрем пронесся среди сияющих звезд. Но как только они приблизились к Серебряной реке и хотели перейти ее, спокойная водная гладь тотчас же превратилась в неистово бурлящую реку... Ню- лан только горько плакал, а его маленькая дочка сквозь слезы предлагала отцу вычерпать Небесную реку черпаком для навоза. Ню-лан без колебаний согласился. Он взял черпак и стал настойчиво вычерпывать воду из Небесной реки. Мальчик и девочка помогали отцу.
Их стойкость и любовь к родителям тронули в конце концов холодное сердце сурового Небесного владыки. Он позволил супругам встречаться один раз в год вечером седьмого числа седьмой луны на мосту, который построили сороки из своих хвостов. Чжи-нюй, видя Ню-лана, не может сдержать слез печали, и в это время на земле часто моросит мелкий дождь. Ню-лан с детьми так и живет с тех пор на небе, и смотрят муж с женой издали друг на друга через Небесную реку. Они могут писать и передавать письма друг другу, обмениваясь новостями. Чжи-нюй привязывает письма к ткацкому челноку, а Ню-лан — к воловьему кнуту. В ночном осеннем небе можно увидеть две большие сверкающие звезды — Волопаса и Ткачихи (в западной астрономии это Волопас в созвездии Орла и Вега в созвездии Лиры). Прямо за Волопасом сверкают две маленькие звездочки — это их дети, сын и дочь, еще дальше — четыре, образующие параллелограмм, говорят, что это ткацкий челнок, который Чжи-нюй бросила своему мужу. А неподалеку от Чжи-нюй расположились три небольшие звезды, составляющие равнобедренный треугольник, — это воловий кнут, который Ню-лан бросил жене.