Прибытие в Китай Бодхидхармы
Узнав от двух своих учеников послушников-китайцев о трудностях, которые Переживает «истинная вера» в сопредельной стране, подвергаясь искажениям, ммуфеннее понимание сути идеи подменяется пустой суетой и бессмысленными ритуалами (буддизм в этот период в Поднебесной был очень формали-ЮВан). Бодхидхарма решает нести свет доктрины Махаяны, учения Будды в собственной, истинноправильной, святой интерпретации.
После прибытия в Китай, в процессе аудиенции и приватной беседы в сто-Щце - городе Цзянлинь (современный Нанкин), с императором У-ди (502-549) династии Южный Лян (502-557), знаменитым покровителем будни |ма, в результате которой выяснилось (явствует из сохранившихся, зафик-I припайных в буддийских текстах, описания их беседы), что планам скорого глобального устройства религиозной жизни Поднебесной в святую истинную веру не суждено быстро воплотиться в реальность.
Непонятый столпами церкви и власть придержащими он отправился проповедовать новое учение на север, в Шаолинь-сы, расположенный примерно й 80 рын-ли (около 40 км) южнее древнего города Лоян - столицы княжества Северная Вэй. Придя в святую обитель, Дамо опустился на колени перед стеной в скале каменного грота, близ монастыря, скрестил ноги в позе «лотоса» и погрузился в медитацию. Воспитанный на примерах ревностного подвижничества Бодхидхарма полагал, что постигнуть несравненное учение Будды можно лишь после длительных и суровых испытаний для тела и духа. По этой причине Бодхидхарму часто называют «Брахманом би-гуань», т.е. брахманом, созерцающим стену («би» в - значении стена или пропасть, «гуань» - воспринимать, созерцать) (371,122). Он просидел неподвижно в сидячей медитации (цзо-чань - по-кит., дза-дзэн - по-яп.), согласно одной из легенд, в течение 9 лет и, достигнув «просветления» (самадхи - инд., у - кит., сатори - яп.), написал и перевел на китайский язык ряд трактатов и сутр: «О светильнике и свете» (Дэн дянь цзи), «Умиротворение души», «Размышления о четырех деяниях» и другие, положивших начало учению, которому было суждено большое будущее. Уверовавшись в святости, чистоте помыслов первоучителя в процессе 9-илетней аскезы и проникнувшись неподдельным уважением к силе духа Да-мо, принимая сердцем идеи, которые он проповедовал, монахи, согласно ша-олиньскому преданию, в знак постижения им высших истин, возложили на него права настоятеля монастыря.
Китайский буддизм был многолик. Школа Чань формировалась в процессе виитеза буддизма Махаяны, практики индийской йоги, с удивительным переплетением различных философских течений, верований и представлений, которые господствовали в Поднебесной. При этом в чаньской культуре психической деятельности был обобщен и получил дальнейшее развитие многовековой опыт дмух великих и древнейших цивилизаций - Индии и Китая. Учение Чань, возникшее из сплава различных культурных традиций, вышло за пределы религиозной дшматики, перешагнуло границы случайного импирического опыта и сформировало основные принципы науки о приспособляемости и выживании, единстве субстанций тела и духа, о достижении единения с природой - о науке жизни.
Вероучение Дамо в своей основе отличалось гибкостью, либеральностью и широтой воззрений в сравнении с ортодоксальным буддизмом, а также спо-ообностью к быстрой адаптации в любой этносреде. Когда эта видоизмененная форма буддизма в VII веке при VI патриархе Хуэй Нэнге (637-714) оконча-Цльно укрепилась в Китае, затем в VIII веке в форме ответвления Риндзаи-Чень (основоположник Лин Чи ?-866 гг.) стала особо чтима в среде усэнов (монахов-воинов). В XII веке Риндзаи-Дзэн появился в Японии и Корее, полу-ИИ в этих странах свое дальнейшее развитие и распространение в культурном •реале этого региона. Подобным успехом Чань-буддизм, несомненно, обязан жрецам, которые знали, как приспособить принципы новой веры к меняющимся условиям жизни и религиозным потребностям социума.
Вклад Бодхидхармы в создание шаолиньского цюань-шу
Проповедуя Чань-буддизм, Бодхидхарма по ряду обстоятельств: слабость и леность ума и тела послушников, которые часто засыпали в процессе молитв и медитационного бдения - на буддийские общины и монахов, собирающих в миру для своей обители щедрые подаяния, нередко нападали разбойники и грабители. Бритоголовая паства для них являлась легкой, желанной добычей.
Монаху, смиренному служителю Будды, уставом монастырской общины запрещалось владеть оружием и первому поднимать руку на ближнего своего, разрешалось иметь в личном распоряжении восемнадцать предметов (сакральное число, состоящее из двух счастливых девяток): веер, четки, трут, плащ, плошку для подаяния, палочки для еды и другие, мало пригодные для отражения агрессии вещи. Были среди них посох и нож, которые не возбранялось в критический момент использовать для самозащиты. Поэтому в основном послушнику приходилось уповать на милость Сакьямуни да собственные силы. Но истинную безопасность приверженцам Чань-буддизма, по мнению Дамо, могла дать только хорошая физическая подготовка, знание приемов защиты и нападения, совершенное владение своим телом и жизненной энергией (прана - по-инд., ци - по-кит., ки - по-яп.). Совершенствование в силе и ловкости рассматривалось им прежде всего как путь - Дао к самопознанию и просветлению, прозрению собственной природы и ее самости (истинности).
С тем чтобы помимо духовных, укрепить физические силы адептов, и понимая, что Дао к Сердцу Будды и прозрению является одновременно и путем к самосовершенствованию, самоутверждению и соответственно - путем к торжеству нового учения, Бодхидхарма решает укрепить не только психофизические силы монахов, но и дать им эффективную систему самообороны, которой, как благовоспитанный сын раджи, владел сам. Бодхидхарма в молодости наравне с другими науками изучал приемы боя, развивавшиеся в Индии с незапамятных времен, в том числе ритуальную борьбу ваджрамушти, на формирование которой определенное влияние оказал греческий панкратион - кулачими бой с захватами, подножками и бросками, попавший в Индию, а затем в Китай в IV веке до н.э. вместе с фалангами А. Македонского.
Выполняя намеченное, обучая слову Будды разными способами, наставляя обращенных, Дамо ввел в ритуал общины, параллельно с религиозными культами и практикой медитации, общеукрепляющий, подготовительный цикл упраж-1НШИЙ, изложенный им в классическом трактате «Канон трансформации мышц и I ухожилий» (И цзинь-цзин), который он апробировал на себе, восстанавливая подвижность после девятилетней схимы. Цикл так и называется «Восемнадцать упражнений Бодхидхармы», но фактически во всех сохранившихся до наших иной вариантах трактата приведены всего 12 упражнений, в которых сочетаются индийские осаны (позы) хатха-йоги с даосскими методами тренировки тела.
Многие исследователи считают Бодхидхарму автором этих двух важных работ, положивших начало теории и практике физических упражнений и боевых искусств Востока «Трактат об омовении костного мозга» (Сисуй-цзин) не сохранился, и только примерное содержание и название дошло до нас. Второй, выше упоминавшийся, «Канон трансформации мышц» или, как его еще иногда переводят, «Трактат об изменениях в мышцах и сухожилиях» (И цзинь-цзин - по-кит., Эккин ке - по-яп.) - дошел до нашего времени во многих вариантах, потеряв, однако, в глубинах истории окончание подлинника, с которою он позднее неоднократно переписывался.
Кроме того, Бодхидхарма обучал монахов приемам рукопашного боя, составившим комплекс, впоследствии названный «Восемнадцать движений рук архата» (Шиба лохань шоу), видимо, названный так потому, что именно в таких позах - исходных положениях - были запечатлены в скульптурах и фресках индийских храмов многие канонизированные изображения архатов буддийского пантеона. Этот комплекс явился основой для классических шаолиньских стилей, окруженных ореолом буддийской святости. «Кулак Дамо» (Дамо цюань), «Шаолиньский кулак» ("Шаолинь цюань", «Кулак архата» (Лохань цюань) и необозримого количества стилей, подстилей, школ, направлении и ответвлений, которые берут свое начало от эзотерических учений и традиций «внешних» стилей шаолиньского цюань-шу и навсегда остался ба-Юй, неотъемлемой частью программы обучения, в которой нашли законченное воплощение характерные особенности боевой практики и психотехники Чань. Ее отличало, если судить по современным таолу* названных прастилей и историческим документам, приоткрывшим завесу секретности эзотерических школ (трактатам по воинским искусствам, сутрам-поучениям, тщательно записанным наставлениям патриархов и отцов-основателей и т.д.) - четкое, рациональное использование мощных ударов и блоков, захватов и подсечек, нападения и уходов в движении по прямой и с линии атаки, повышенная координация движений, точность выполняемых приемов, концентрация и расслабление, быстрота, реакция, резкость, контроль дыхания и неослабленное внимание за маневром противника, тонкое чувствование дистанции, специфики и ритма боя.
В раннем шаолиньском цюань-шу преобладали рационализм, прямолинейность, жесткость и сила. Несомненно, шаолиньское цюань-шу, разрастаясь и совершенствуясь, впитало в себя богатейшие традиции борьбы и боя, существовавшие в Поднебесной с глубокой древности. И несмотря на и), что системы единоборств всегда рассматривались в древнем Китае как привнесенные в этот мир богами или духами Бодхидхарма, и его последователи считаются основателями у-шу, потому что со временем его «Восемнадцать движений рук архата», то есть 18 простейших комбинаций по типу «удар-блок» - нападение-защита были развиты и преобразованы в стройную систему, насчитывающую многие тысячи комбинаций и приемов раз-пичной сложности и дополненные спустя столетия практикой отработки бо-•вых действий со многими видами оружия, потому, что считалось: владея навыками боя с оружием и зная его нюансы, легче противостоять противни-Ку, являясь безоружным. И с тех пор он почитается не только как первый патриарх Чань-Дзэн, но и, пожалуй, в еще большей степени как патриарх боевых искусств Востока.
Говоря о шаолиньском у-шу, необходимо отметить еще одну очень важную |м шовидность, которая, правда, не входит в круг задач данного исследования и поэтому отмечается крайне скупо, - искусство владения посохом-палкой (гунь). Эта разновидность боя имеет древнюю историю, равную истории рода человеческого. В шаолинь-сы она начала развиваться практически одновременно с кулачным боем. Была очень эффективна в сражениях и очень почитаема в монастырской среде. Известны временные периоды XVI—XVII вв., когда это искусство иногда даже несколько превалировало, хотя все пособия у-шу того времени предписывали их совместное и равнозначное изучение. Концепция динамики, стиль, методы, техника и энергетика владения монашеским посохом, так же, как и цюань-шу, строилась на особенностях боевой практики и психотехники Чань.
Особенности психотехники Чань
Практика психической саморегуляции с целью самосовершенствования занимает центральное место в Чань-буддизме, внесшем наиболее заметный вклад в формирование философской и методологической базы восточных боевых искусств. Боевые искусства рассматривались прежде всего как средство и цель подобного самосовершенствования, поскольку основная идея Чань -войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, сделать это самым прямым путем, не прибегая к чему-либо внешнему, неестественному, и с помощью психологического самонастроя продуцировать в себе повышенный режим психической и физической деятельности, по многим параметрам качественно отличающийся как от собственного состояния на исходном уровне, так и от среднестатистических норм, которым подчиняется большинство индивидов, не занимающихся специальной психофизической тренировкой. Таким образом, Чань-буддизм связан с реальностью человеческого бытия, практическими методами саморегуляции и тренинга психических и вегетативных систем, дающих адепту возможность сознательно управлять своим нервно-психическим состоянием и повышением способности к совершенствованию произвольных и непроизвольных функций организма, делающих более продуктивной всякую социально значимую практику, являющуюся эффективным средством мобилизации духовных и физических сил, для решения конкретных задач боевых единоборств.
Давно замечено, что нервная система, особенно в экстремальных ситуациях, оказывает большое влияние на деятельность всех систем организма: эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и соматической. Тренироианная, отрегулированная управляемая нервная система может в условиях I ipecca мгновенно мобилизовать все внутренние ресурсы организма для конфетного действия или комплекса двигательных действий, вызвав резкое повышение энергетической мощности и ее продуктивности.
Искусство мобилизации воли и психофизических процессов, разработанное чаньскими патриархами, стало незаменимым подспорьем для мастеров у-шу Состояние концентрации максимума сил для победы достигается:
- во-первых, при помощи медитации, пассивной и активной; самопогружением в своеобразный сомнамбулический транс. В у-шу медитативное состояние - абсолютные внимательность и контроль ситуации, повышенная быстрота, ловкость и сила. Сознание неколебимо, тогда как тело подвижно и ммастично в постоянно меняющихся ситуациях;
- во-вторых, за счет формирования рациональной, совершенной и вариативной техники, проверенной многовековым опытом, и закрепления четких двигательных рефлексов путем многолетней тренировки неофита, как формы активно-динамического психотренинга, в котором главным условием успеха является мгновенная реакция и безошибочная координация движений;
- в-третьих, за счет умения аккумулировать, контролировать, стимулировать и направлять по собственному желанию поток жизненной биоэнергии квазиматериальной субстанции «ци» для активизации физиологических и психофизических процессов, осуществления требуемых динамических структур на уровне максимальных и запредельных возможностей личности. Подобное положение, в котором наблюдается причудливое смешение самой невероятной мистики с вполне продуманными и обоснованными изысканиями в области физиологии, психологии, аутогенной тренировки и гипноза, было разработано теоретиками даосской йоги и позднее взято на вооружение приверженцами Чань-буддизма и мастерами у-шу.
Таким образом, секта Чань, призывавшая к укреплению тела и духа, отвечала самым сокровенным чаяниям средневекового воина, позволяла спонтанно ныбрать оптимальный вариант действий в смертельном поединке, максимально мобилизовав возможности мозга, вызвав резкое обострение органов чувств и сконцентрировав все двигательные ресурсы для победы, повышая шансы на биологическое выживание.