Эпоха династии Сун
Образование империи Сун, ее государственное и военное устройство
От Великой Китайской стены орды киданей неуклонно продвигались в центральные районы страны, преодолевая упорное сопротивление разрозненных армий властителей-феодалов, сея на своем пути смерть и разрушения. Вооруженный отпор завоевателям оказывало народное ополчение. В Северном Китае стихийно возникали многочисленные отряды крестьянской самообороны. Внешняя опасность со стороны кочевников-степняков требовала прекращения междоусобных войн и объединения империи.
В 959 году в поход против киданей выступила армия царства «Поздняя Чжоу», одержавшая ряд побед и в 960 году провозгласившая прославленного полководца Чжао Куаниня императором, взявшего тонное имя Тай-цзу - Великий предок (960-976) династии Сун (960-1279) получившего всеобщую поддержку горожан, крестьян и феодалов. Военным путем в 960-80 гг. завершилось объединение самостоятельных китайских государств и княжеств в единую империю. Столицей стал Кайфын, а с 1127 года - Ханчжоу. Но возвратить земли, захваченные киданями, сунам не удалось, и по размеру и мощи новая империя значительно уступала своей танской предшественнице.
Государственное устройство империи Сун зиждилось на традиционных нравственно-этических устоях, унаследованных от прежних деспотий. Внутренняя политика направлялась на укрепление всекитайской централизованной власти и искоренение сепаратистских настроений, что образно именовалось «укреплением ствола и ослаблением ветвей». Необходимость стабилизации внешнего и внутриполитического положения обусловило решение Тай-цзу реорганизовать армию и создать из отборных отрядов многочисленную императорскую гвардию - «войско запретного города», расквартированную в столице для охраны императорского дворца и только в особых случаях - отражения внешней агрессии. Сунский двор, напуганный оставшимся в памяти недавним грандиозным восстанием, боялся вооружать народ и учить его военному делу, поэтому армия состояла в основном из наемников. Военные части были рассредоточены по всей стране, но находились в непосредственном подчинении императора. В провинциях и округах формировались гарнизоны, и во главе их стояли военные наместники, получавшие непосредственные указания из центра. Войска отличались низкой дисциплиной, слабой подготовкой, не хватало оружия. Границы империи охранялись недостаточным контингентом воинских соединений.
Совершенствование структуры военной подготовки на базе адаптированного шарлиньского цюань-шу
С тем чтобы хоть как-то исправить создавшееся положение и повысить бо-оспособность войск, бывший воевода Чжао, сам в свое время обучавшийся искусству цюань-шу у одного из монахов Шаолиня и хорошо знавший особенности и недостатки косной структуры военной подготовки, издревле укоренившейся в армии, попытался адаптировать сложную монастырскую систему и приспособить ее к реальным условиям боя и возможностям среднего воина. В основу созданного им стиля Чан-цюань (Длинный кулак) был положен комплекс, состоящий из 32 базовых приемов защиты и нападения, и принцип ведения боя на дальней дистанции со стремительным сближением, перемещениями и нанесением противнику разящих ударов кулаком, локтем, внешней, внутренней стороной, носком стопы и пяткой. В императорской гвардии изучение приемов руко-ипшного боя являлось обязательным и приравнивалось к прочим видам воинских искусств. Состязания по цюань-шу входили в программу многочисленных турниров, проводимых при дворе сына Неба, и победители пользовались особым расположением повелителя. Стиль Чан-цюань на протяжении долгих веков являлся основой обучения рукопашному бою армейского контингента. Не только простые воины, но и военачальники, многие отпрыски родовитых семейств и придворные аристократы, усердно упражнялись в кулачном бое, рассматривая свои занятия не только как профессионально-прикладной, жизненно необходимый навык, но и как средство для продвижения в чинах и должностях.
Стиль Чан-цюань - сравнительно простой в освоении - явился как бы ипреходным звеном от эзотерического цюань-шу Шаолинь-сы к массовому, кенародному, получившему широкое распространение в военной среде, оттуда проникшего в гущу кайфынского простого люда и далее разошедшегося по всей стране. Выйдя за монастырские стены, у-шу все глубже проникало в жизнь всех слоев общества, приобретая принципиально новый, светский оттенок.
Внешняя политика империи Сун и ее экономическое положение
В сложившихся обстоятельствах сунский двор вынужден был проводить гшссивную внешнюю политику, с трудом обеспечивающую оборону границ, где i пивной задачей являлось поддержание мирных отношений с наиболее опасным противником - государством киданей. По мирному договору 1042 годасуны признавали свои территориальные потери, в результате чего была нарушена континентальная связь с Кореей, и обязались выплачивать 300 тысяч полотнищ шелковых тканей и 200 тыс. лянов серебра ежегодно.
В это время на северо-западе появляется новый опасный противник - тан-гутское государство Си Ся (Западное Ся), занявшее значительную часть территории нынешней Внутренней Монголии, провинцию Ганьсу и северные уезды провинции Шэньси современного Китая. В 20-30 гг. XI века государство Си Ся превратилось в сильную державу, основной ударной силой в войсках которого была конница. Кровопролитные китайско-тангутские войны шли на протяжении практически всего XI века. В перерывах между ними тлели и вспыхивали пограничные конфликты. Вторжения тангутов превращали в пустыню некогда цветущие города и уезды, наносили серьезный ущерб сельскому хозяйству, губительно сказывались на экономике Поднебесной. Усиление тангутского царства перерезало древние караванные пути из Китая в Индию, Центральную и Среднюю Азию. Приходилось переориентировать внешнюю торговлю на морские коммуникации. Потеряв значительную часть своих территорий, сунский императорский двор добивался заключения мирных договоров. В 1043 году, по условиям мира с Си Ся, Срединная империя ежегодно должна была выплачивать 100 тысяч кусков шелковых тканей и 30 тыс. цзиней чая. Положение усугублялось также тем, что тангуты нередко действовали против Поднебесной в союзе с другим еще более опасным врагом - государством киданей Ляо.
Кабальная, унизительная внешняя политика тяжелым экономическим бременем накаляла обстановку в стране. Усиление эксплуатации, феодальный гнет, выплата дани, непомерные военные расходы на наемную армию, колоссально разбухший чиновничье-бюрократический аппарат обусловили обнищание, разорение и доведение до отчаяния трудового люда.
Народные восстания, бунты, войны X—XII веков
Несколько раньше, в последнее десятилетие X века, массовое народное восстание всколыхнуло провинцию Сычуань. Повстанцы провозгласили лозунги «равенства бедных и богатых» и в 994 году создали государство братства - Великое Шу, распространив свою власть на большую часть провинции, но уже к 996 году правительство разгромило основные силы восставших, и хотя отдельные отряды сопротивлялись до 997 года, участь их была предрешена. Кроме этого произошло несколько более мелких выступлений, носивших локальный характер, но отличавшихся длительностью, решимостью и стойкостью.
В 1043 году в провинции Шаньдун разразился стихийный народный бунт. И нем участвовали крестьяне, горожане, к ним присоединились воины из части, посланных для наведения порядка. С большим трудом и неслыханной жестокостью мятеж был подавлен.
Большим выступлением народа в провинции Хэбэй был ознаменован 1047 год. Повстанцы, руководимые воином Ван Цзе, укрепились в городе Бэйчжоу. В восстании приняли участие бедный городской люд, ремесленники, примкнули освобожденные из тюрем и мелкие чиновники. В руководстве восстанием большой вес имели монахи. Они пытались создать свое государство и главной задачей считали свержение династии Сун. Восстание долго готовилось и проходило под лозунгом и эгидой тайного религиозного общества буддийской секты «Ми-цзяо», проповедующей всеобщее счастье и благоденствие. Сунский двор сивой и хитростью, внося раскол в ряды повстанцев, старался подавить восстание. Город Бэйчжоу, где концентрировались главные силы повстанцев, был окружен и более 2-х месяцев отбивал все атаки регулярных войск. Но многократный численный перевес императорских войск решил исход битвы. К лету 1048 года все было кончено. Власти сурово расправились с пленными, с теми, кто помогал и п|кюто сочувствовал восставшим; народного вожака Ван Цзе четвертовали.
Недовольство жестокими порядками, царящими в империи, нарастало. В первой половине XII века волны народного гнева захлестнули южные и центральные провинции Китая. В 1120-1122 годах в провинции Чжэцзян произошло грандиозное восстание, в котором, по свидетельству современников, уча-сшовало более миллиона человек. Массовому выступлению народа в немалой степени способствовала деятельность влиятельной тайной организации «Мин-цзяо» (Учение о свете), носившей религиозную окраску с элементами даосизма, буддизма и манихейства. Движущей силой восстания были обездоленные деревенские жители, разорившиеся ремесленники, бродячие монахи, матросы, рыбаки, бывшие воины. Руководитель восстания Фан Ла и его соратники обличали расточительность и продажность правительства, осуждали его за уплату дани и покорность киданям и тангутам и невыносимо тяжелое положение народа. Восставшие распространили свою власть в провинциях Цзянси, Чжэцзян и Аньхуй. Сунский двор в длительной и упорной борьбе крайне жестокими морами разгромил восставших и подавил последние очаги сопротивления.
Практически одновременно в провинциях Хэбэй, Шаньдун, Хэнань, Цзянсу происходили события, колоритно описанные Ши Найанем в историческом романе «Речные заводи», насыщенном обилием батальных сцен и кулачных поединков. Деятельность повстанческих армий во главе с предводителем Сун Цзяном и его товарищами стали эпосом и любимой темой народного фольклора, до настоящего времени очень популярной в Китае.
В начале XII века в племенах чжурчженей-кочевников, обитавших на северо-восточных границах Поднебесной, завершилось разложение первобытнообщинного строя и произошло образование государства Цзинь (Золотое). В 1120 году империя Сун заключила военный договор с чжурчжэнями против ки-даней, и к 1125 году Цзинь полностью разгромила империю Ляо, к тому времени значительно ослабленную, практически все население киданей уничтожив физически.
В военных действиях союзников (империй Сун и Цзинь) против киданей обнаружилась слабость китайских войск, воспользовавшись этим, чжурчжэни вторглись в пределы Китая. Весной 1126 года их конница вышла к берегам Хуанхэ. В 1127 году чжурчжэни захватили столицу Сунов город Кайфын. Император Гао-Цзун (1127-1163), спасаясь, бежал, перенеся столицу после долгих скитаний на юг, в Ханчжоу.
Народные движения и восстания, руководимые тайными обществами и организациями
Земледельцы и ремесленники, и без того жестоко эксплуатируемые, в связи с нашествием чжурчжэньских полчищ подверглись дополнительному налоговому прессу и небывалому угнетению. Чашу терпения переполняли грабежи и разбой «бродячих бандитов» - бесчисленных шаек дезертиров и мародеров. Народное движение 1130-1135 годов началось и проходило на территории нынешних провинций Хубэй и Хунань. Оно более 20 лет готовилось даосской сектой Байлянь-цзяо. Учение секты осуждало богатство и провозгласило «равенство знатных и простых, бедных и богатых». Повстанцы главной задачей видели защиту от чжурчжэней-завоевателей, бродячих бандитов, затем выдвинули классовые цели и создали царство Чу, в котором на практике пытались осуществить общинные идеалы, где все делилось поровну. Повстанческие армии народного ополчения насчитывали свыше 500 тысяч воинов. Народные массы первыми поднялись на защиту родины от поработителей.
В эпоху Сун, в период грандиозных восстаний и жестоких битв с северными кочевниками, народное искусство кулачного боя, в отличие от шаолиньско-го, существовало и развивалось в теснейшей связи с навыками владения оружием. Так как большинство повстанцев, объединявших сотни тысяч человек, Пыли обыкновенные миряне и потому наиболее эффективно могли сражаться с угнетателями не только кулаками, ногами и посохом, но и копьем, мечом и прут ими видами оружия.
Повстанческие армии зачастую не уступали в выучке императорской гвардии. Это происходило потому, что очень часто народные восстания по несколько лет, иногда даже десятков лет, готовили тайные влиятельные организации, имеющие ярко выраженную религиозную направленность: Мин-цзяо, Милэ-цзяо, Байлянь-цзяо. Общим для всех этих сект, готовивших восстания шн! зависимости от преобладания тех или иных религиозных влияний (буддизма с примесью даосизма, манихейства или местных языческих верований) было учение о грядущей миссии - пришествии Будды Майтрейя (Милэ). Вce они проповедовали идею изначального равенства людей, всеобщее счастье. Настоящее рассматривалось как стадия «Красного солнца». Миром правит Пакьямуни, и троном ему служит красный лотос. Грядущее - счастливое будущее, всеобщее благоденствие, «Вселенская нирвана» - стадия «Белого солнца», когда Майтрейя займет свое место на белом лотосе. И хотя учение о при-шоствии Майтрейи мало соотносилось с постулатами Чань, руководители за-юнорщиков, подготавливающие восстания, немало позаимствовали из практики чаньских монастырей в плане физической и духовной подготовки неофитов. Боевое ядро сект всегда свято соблюдало принципы иерархии, жесткой дисциплины, верности учителю, наставнику, вождю, клятве, преданности Идее. Позднее, в XIII веке, все они объединяются в одну большую секту Бай-лянь-ше (Белый лотос).
Деятельность общества Байлянь-ше
Устав Байлянь-ше и провозглашенные им моральные заповеди имели много общего с уставом Шаолинь-сы. Чаньские монахи поэтому всегда сочувственно относились к деятельности «Белого лотоса» и нередко оказывали поддержку и помощь повстанцам; здесь решающую роль играло и то обстоятельство, что Майтрейя считался покровителем индийской секты йогочар, к которой принадлежал основатель Чань-буддизма Бодхидхарма. Нередки также случаи, когда монахи-воины «усэны», покинув святую обитель, становились членами «Белого лотоса», обучали повстанцев искусству у-шу, возглавляли боевые отряды. Байлянь-ше на протяжении всей своей истории продолжал готовить квалифицированных мастеров цюань-шу и у-шу для мятежных отрядов, сражающихся против угнетателей-феодалов и иноземных завоевателей-
поработителей, где премудростям военного дела обучали чаньские и даосские монахи, настоящие большие мастера-профессионалы.
Деятельность общества «Белого лотоса», его программа, устав, моральные' заповеди привели к эволюции техники боя, оформившейся в самостоятельное направление, получившей одноименное название и очень широкое распространение, сочетавшей в своем арсенале особенности шаолиньской и светской системы самообороны. Известно, что одним из важнейших положений программы общества Байлянь-ше значилось всеобщее равенство, в том числе мужчины и женщины. Это последнее обстоятельство наложило существенный отпечаток на технику школы «Белого лотоса», поскольку женщины обучали! осваивали боевые приемы наравне с мужчинами, значительно уступая мужчинам в скоростно-силовых показателях, но превосходя в гибкости, пластике и подвижности, компенсируя и нивелируя эти различия, что и обусловило создание модифицированного варианта шаолиньского направления. Вместо блока, сдерживающего всю силу и мощь удара, стали применять отводящие, приостанавливающие блоки, больше использоваться уклоны, отходы, перемещения, обманные движения и хлесткие удары ногами по верхнему уровню и уязвимым частям тела. Искусством кулачного боя в повстанческих лагерях, лагерях народного ополчения занимались и владели очень многие, так как освоение элементов у-шу позволяло компенсировать нехватку оружия и значительно повышало боеспособность освободительных армий.