Эпоха династии Хань
Войны и завоевательные походы империи «Западная Хань» и императора «Золотого века» У-ди
Династия Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.) пришла к власти в Поднебесной в результате народного восстания и пятилетней кровавой гражданской войны. Молодая, набирающая силу, могучая империя эпохи «Западная Хань» (
До этого времени Китай часто страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи «хань-шу» отмечают, что сюнну -отличные наездники, прекрасно умели стрелять на скаку, были выносливы и жестоки в бою. Император «Золотого века» У-ди (140-87 гг. до н.э.) решает покончить с таким положением и создает мобильные конные подразделения, которые стали хновной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных ударов. Военные кампании 127-119 гг. до н.э. принесли ханьским войскам значительные успехи.
Еще одним объектом экспансии в период правления У-ди становится Корейский полуостров. В
Подъем культуры, искусства, совершенствование обучения методам владения оружием, приемам боя «голыми руками» и другим воинским наукам, традиционные праздники-состязания
Этот период отмечен существенным подъемом культуры и искусства. Восстанавливаются и переписываются старые классические книги и каноны, составляются новые компендиумы исторических хроник и практических знаний, в том числе первые весьма несовершенные и примитивные пособия по военной подготовке. В компендиуме «Исторических хроник эпохи Хань» (Хань-шу) в разделе «Хроники литературы и искусства» (Вэнь и чжи) несколько глав посвящалось обучению воинским наукам и ремеслам, владению оружием, способам защиты безоружного против вооруженного кинжалом, мечом, копьем; приводился набор приемов боя «голыми руками» из арсенала цзюэди, сянбо и шоубо.
В одной из глав Хань-шу повествуется также о том, как в
В эпоху Хань борьба цзюэди расслоилась на два направления: собственно цзюэди и шуайцзяо. Цзюэди оставалось традиционно ритуальным единоборством, практически, представлением с заранее прогнозируемым финалом, канонами боевого танца «у» и элементами прикладного тренинга, популярного на элитарном уровне. Шуайцзяо, все более отдаляясь, становилось обычной борьбой, любимой в народе, с использованием захватов, бросков и других несложных технических действий.
На границе нашей эры переход от рабовладения к феодализму в Ханьской империи совпал по времени с началом проникновения и распространения буддизма. Первые буддийские монахи-проповедники и видные вероучители из Индии, Центральной и Средней Азии селились и обосновались в Пэнчене, Ло-яне, Ганьсу, Шэньси и Хэнани. С помощью местного населения, аристократии и чиновничества, увидевшего в новой религии свою опору, строили храмы и монастыри, вели миссионерскую деятельность, переводили на китайский язык с санскрита священные тексты и сутры.
На протяжении многих веков в Китай, несмотря на его удаленность и сравнительную изолированность от других очагов мировой цивилизации, проникали многочисленные культурные веяния, оказывая значительное влияние на формирование древнекитайского общества, основ его материальной и духовной жизни. Начиная с эпохи Хань, когда культурные связи Поднебесной с Западом стали более тесными, иноземные веяния обычно быстро усваивались и сравнительно легко перерабатывались уже сформировавшейся китайской цивилизацией. В результате возникали новые «китаизированные» явления и формы.
Буддизм оказался единственной иностранной идеологией, которая сумела не только внедриться в Китай и прижиться, но и стать важной интегративной частью всей системы религиозных верований и институтов этой страны. По традиции, идеи и институты иноземной религии подверглись столь существенной трансформации, что результатом этого стало появление нового, специфически китайского культа.
Древний и средневековый буддизм представлял собой идеалистическое учение, видевшее в основе мироздания движение нематериальных, непознаваемых, незримых частиц - дхарм. Соединяясь или распадаясь, они порождают или прекращают жизнь, составляя длинную цепь перерождений души, переселяющейся из одного существа в другое. Поток дхарм формирует личность человека и реализует закон кармы, согласно которому бесчисленная чреда перерождений живого существа обусловлена его деяниями в предшествующих рождениях. Праведная душа принимает в следующем рождении более совершенную форму, человек занимает более высокое место в обществе. Грешник перевоплощается в низшего представителя или низшее животное- Конечная цель земного существования для буддиста - выход из круга сансары (цепи перерождения земного бытия, юдоли страданий) и достижение нирваны (обители невыразимого блаженства и покоя) путем самосовершенствования, праведного очищения, искоренения пагубных соблазнов, постижения нереальности мира. Это может быть путь монаха, путь отшельника, путь мудреца, путь воина, путь художника или поэта и т.д.
Как мировая религия буддизм с его этикой равенства и всеобщего сострадания играл важную интегрирующую роль в обществе. Удовлетворяя потребность людей в стабильных формах жизни и психологического комфорта, китайский буддизм, вместе с тем, объективно способствовал становлению феодального строя, утверждению его устоев. В Поднебесной новая религия быстро адаптировалась к этнокультуре, впитала местную обрядность, признала культ предков, включила в свой пантеон святых древних китайских мудрецов и мифических героев и в таком виде нашла широкое распространение в народе. Простой народ принимал в буддизме все, что облегчало страдания в этой жизни и давало надежду в будущем, тем более что монахи лечили, отпускали грехи, возносили молитвы, осуществляли широкую благотворительную деятельность. Но наибольшее распространение буддизм имел в правящем классе.
Усилению позиций буддизма во многом способствовала общая историческая обстановка вв. с ее кризисами, междоусобными войнами и неустойчивостью бытия. Стены монастырей давали реальную защиту от постоянных смут, здесь совершались погребальные обряды, поминовение душ павших воинов, обещалось спасение всем страждущим. Но более всего монастыри привлекали возможностью освободиться от налогов и притеснения чиновников и феодалов, притягивая к себе обездоленных крестьян и богатых людей, искавших покоя и спасения души. Буддийские культы во многом являли собой общинное начало. Храмовые праздники, молебны и прочие церемонии, совершавшиеся в монастырях, нередко превращались в шумные народные праздники, проходившие в атмосфере религиозной экзальтации. И тем не менее единственной и господствующей религией буддизм не стал.
Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и мифов. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдовства, шаманизма; ей была присуща вера в святых, чудотворцев и в магию самоусовершенствования. Даосы широко использовали в своем учении древнекитайскую мифологию, включили в сонм богов легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, среди них - Хуан-ди, Лао-цзы и много других. Даосские божества обладали человеческими качествами, были близки народу по древним преданиям, что способствовало распространению этой религии. Монахи-даосы и проповедники затемняли сознание людей верой в чудеса, в искусство волшебства, силу заклинаний, гаданий и магии. Большое значение они придавали талисманам, написанию магических знаков, возжиганию благовоний, особой системе физических упражнений. Особая система дыхания, особые позы, подобные индийским асанам Хатха-йоги, особый вид массажа и т.д. - все это должно было способствовать стяжать всю силу и мощь вселенной-макрокосма, стать непобедимым, научить подниматься в воздух и путешествовать по облакам, помочь продлить жизнь, а возможно, и достичь бессмертия.
Главным религиозным каноном даосизма являлся известный памятник философской мысли древнего Китая «Дао дэ дзин» IV-III века до н.э. (Книга о Пути дао и благой силе - дэ). Его непоследовательное учение толковалось в идеалистическом, мистическом духе. Даосы приняли древнее учение о борьбе двух противоположных начал Инь-Ян (женское, мягкое, темное, слабое - мужское, твердое, светлое, сильное и т.д.). Основным принципом поведения считалось «У-вэй (недеяние). Идеология даосов, сохраняя и культивируя элементы примитивной диалектики, оказала влияние на развитие таких отраслей знаний, как алхимия, химия, биология, медицина, бионика и др. Религиозно-мистические сочинения сохранили рецепты лекарств, описания свойств металлов и минералов.
На оформление даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Религиозная организация даосов складывалась под влиянием и по готовому образцу буддийских храмовых культов. Позднее, к VII в., начала складываться даосская церковная организация. Создавались даосские монастыри, во главе которых стояло высшее духовенство, обряды были позаимствованы у буддистов. Обе религии долго соперничали между собой, активно влияя и дополняя друг друга, сами того не желая, но вместе с тем сохраняя определенные различия.
Более того, обе религии не смогли вытеснить конфуцианство и выработать свои правовые понятия. Конфуцианские ученые остались хранителями и учителями государственных и моральных общественных принципов. Конфуцианство, не теряя религиозного учения о культе предков, воспринятого буддизмом и даосизмом, осталось примитивной формой юридической науки и основной системой образования. Из опыта древнего конфуцианства черпались детально разработанные принципы управления страной, подчинения подданных государю, взаимоотношения в семье и обществе. Сохранились древнее почитание предков и прошлого, учение о гуманности и сыновнем почтении, бесчисленные обряды и правила этикета.
Перестав быть государственной идеологией, конфуцианство удержало за собой ведущие позиции в области политического устройства общества, образования, дипломатии, теории и практики военного дела и военного искусства, других крайне необходимых господствующему классу областях знаний, относящихся к управлению людьми.
Важнейшей особенностью средневековой идеологии Китая являлся синкретизм, родившийся на основе слияния и синтеза так называемых «трех учений»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма. Существование нескольких религиозно-философских воззрений стало характерной чертой феодального общества Срединной империи.
В эпоху Синь (9-25 гг. н.э.) и Восточная Хань (25-220 гг. н.э.) Древний Китай неоднократно сотрясали восстания народных масс. Из выступлений этого периода самыми крупными были выступления «Краснобровых» (18-25 гг. н.э.) перед боем, чтобы отличить своих от неприятеля, восставшие красили брови в красный цвет.
В это же время на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались-в горах Люй-линьшань, провинция Хубэй, поэтому их стали называть «армией Люй-линь» (Зеленого леса). Движущей силой были доведенные до отчаяния рабы, полусвободные и обезземеленные крестьяне.
Наиболее мощное восстание «Желтых повязок» (184-207 гг. н.э.) в течение десяти лет готовилось тайной даосской сектой Тайпиндао (Великое благодеяние), организацией религиозного братства, члены которого много времени уделяли обучению военному делу. В стране было создано 36 объединений -будущих военных отрядов. Восстания вспыхнули в Гуандуне, Сычуани и в дру-I их провинциях. Отряды повстанцев назывались: «Черная гора», «Желтый дракон», «Великий разлив» и т.п. Вожди, как правило, умелые и храбрые воины были известны по прозвищам: Лю - камень, Чжан - великан, Ли - непобедимый и пр. Несмотря на ряд крупных успехов, восстания были потоплены в крови. Недостаток опыта, стихийность, разрозненность, плохое вооружение, отсутствие ясных целей и т.п. - причины поражений.
На правах рекламы
Наверное многие из нас мечтают о небольшом деревяном домике на берегу реки или на лесной опушке. Для некоторых мечты сбываются и они могут себе позволить начать строительство и у них возникают вопросы про строительство домов из бруса: какое выбрать дерево, производителя, качество и многое многое другое.
Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Империя Цинь
- Исследование истории возникновения и развития боевых систем Китая
- Восточные боевые искусства как культурологическое явление: определение понятия; классификация; проблемы изучения
- Боевые искусства Востока в Советском Союзе и России
- Триумфальное шествие восточных боевых искусств по странам и континентам