Традиционное ушу
Илицюань (иликчуань) - кулак сознания, направляющего силу
Название "илицюань" в переводе звучит как "кулак сознания, направляющего силу". Если же говорить о буквальном переводе, то он будет выглядеть так: "И" переводится как "мысль", "Ли" - как "физическая сила", а "Цюань" - как "кулак" или "боевое искусство". Также этот стиль иногда встречается под названием "иликчуань".
История илицюань записана со слов Главы школы Илицюань, которого зовут Шигун Чин Фансён. Он сообщил, что его отец, Чин Лик Кён, является патриархом этого стиля. Свои умения он получил от своего отца и от Ли Кам Чоу в Малайзии. Когда Чин Лик Кён еще только обучался, это боевое искусство именовали "синъи-багуа". Но вопреки расхожему мнению это совершенно отдельный стиль, а не простое объединение стилей синъицюань и багуачжан. Более того, это искусство содержит в себе еще и элементы люмунпай, другое название которого - "фэнянцюань", что в переводе обозначает "кулак „Глаз Феникса“".
Циньна или "руки дьявола": схвати и контролируй
Основная часть приемов, составляющих циньна, рассчитана на то, чтобы с их помощью можно было контролировать противника. Хотя, конечно, встречаются и такие, используя которые можно и покалечить соперника, и убить. Циньна представляет собой один из разделов традиционного ушу и не является отдельным стилем. Т.е. изучать это искусство может любой, изучающий ушу. Чаще всего циньна обучаются те, кто изучает багуачжан, тайцзицюань, синъцюань и шаолиньские стили. Но особых ограничений в этом плане нет, ведь количество суставов и костей у всех людей одинаковое, а значит, и болевые точки тоже однотипные.
Эффективнее использовать искусство циньна на ближней дистанции. Также применение этого искусства дает хорошие результаты при попытке обезоруживания. Кстати, иногда методы циньна использовали и для проведения жестоких допросов. В 1949 году на основе циньна велась подготовка бойцов НОАК и тех, кто работал в Министерстве Общественной безопасности КНР. Да и сейчас в Китае стражи порядка частенько владеют основными приемами этого искусства.
Но для более широкой аудитории приемы циньна стали доступны не так давно. А раньше к их изучению по мере возможностей и допускались лишь те, кто получал образование в специальных заведениях, готовящих сотрудников для системы государственной безопасности, армии или полиции.
Искусство циньна жесткое и лаконичное. Оно базируется на захватах и болевых приемах, а ориентировано на то, чтобы нанести сопернику максимальное количество серьезных повреждений. Траектории циньна отличаются своей прямолинейностью, а движения - малой амплитудой и резкостью. К слову, мастера циньна способны вывести соперника из строя почти мгновенно, а это о чем-то все таки говорит.
На тренировках по циньна изучают захваты и способы, которые помогут от них освободиться, стойки и передвижения, болевые приемы и способы защиты от них, точечные воздействия и множество различных ударов. Слово "множество" - это не преувеличение, ведь в циньна применяются удары кулаками, предплечьями, локтями, плечами, ногами, спиной, головой и т.д.
Уданцюань - стиль, зародившийся в одном из самых живописных мест планеты
Эти горы достаточно известны. После монастыря Шаолинь по популярности Уданшань занимает почетное второе место. Свою славу горы Удан получили не только из-за вышеобозначенного случая. Ведь также в Уданшань находятся даосские храмы и монастыри, а раньше даже был даосский университет. Как видим, в Уданшань есть на что посмотреть. Но это место притягивает не только праздных туристов. Также сюда целенаправленно приезжают те, кто изучает ушу. Ведь именно здесь начинались истории многих известных стилей этого боевого искусства. Все эти стили объединены в так называемое "уданское направление".
Самым ярким представителем данного направления до сих пор является стиль, который называется "уданцюань", что в переводе означает "кулак гор Удан". Полное название этого стиля - "удан тайи усин циньпу", что переводится как "захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан". Сформировал этот стиль в конце XV века даосский наставник по имени Чжан Шоусин. Стиль уданцюань включает в себя 23 приема, в которых можно встретить некоторые элементы тайцзицюань, синъцюань и багуачжан. Каждая тренировка по уданцюань обычно разделяется на тренировку рук и тренировку шагов. И это вполне логично, ведь этот стиль содержит 35 результативных методов действий руками, а также 18 различных методов передвижений. Во время тренировок рук особое внимание уделяется отработке разнообразных блоков, захватов и набрасываний. А тренировки шагов основаны на изучении возможных вариантов передвижений, которые чаще всего должны идти по извилистым, будто "змеиным" траекториям. Кстати, про движения мастеров уданцюань нередко говорят, что "их ноги шагают будто по дугам". Также в уданцюань по спирали следует прикладывать усилие. Причем грубая сила - это не то, что в данном стиле занимает важное место. Трансформация усилия - в разы приоритетней. Из черт, объединяющих уданцюань с другими стилями ушу, стоит отметить положительное влияние тренировок на состояние здоровья человека. Хотя эффективность уданцюань в бою тоже не стоит недооценивать.
Синьилюхэцюань - стиль ушу, доставшийся нам от людей, исповедующих ислам
Синьилюхэцюань не зря считают результативным стилем, ведь он действительно представляет собой одну из самый мощных разновидностей ушу, которая идеально подходит для поединка. Из-за потрясающей эффективности синьилюхэцюань в бою информация об этом стиле распространилась достаточно широко. Но вот изучить какие-то приемы и техники из данного стиля было уже совсем не так просто. Ведь синьилюхэцюань в течение более чем двух веков считался секретным стилем и передавался только нескольким мусульманам из всех тех, кто занимался изучением боевых искусств.
Ситуация изменилась лишь в начале двадцатого века, когда стиль синьилюхэцюань впервые начали изучать несколько ханьцев (этнические китайцы). Но несмотря на это, величайшие из мастеров этого стиля все равно родом из китайских общин хуэйцев.
История происхождения стиля несколько запутана. Если верить труду с названием "Люхэцюань сюй" или "Введение в кулак шести координаций", который был написан еще в 1750 году, то стиль синьилюхэцюань обязан своему появлению человеку по имени Юэ Фэй. В "Люхэцюань сюй" говорится, что Юэ Фэй с раннего детства начал изучать единоборства у хорошего мастера. Он учился вести поединки на копьях, после чего, основываясь на полученных знаниях, сформировал новый метод рукопашного боя, чтобы обучить ему своих офицеров. Назвал он этот стиль "ицюань" или "кулак воли". После смерти Юэ Фея это искусство можно было встретить довольно редко, но постепенно, благодаря человеку по прозвищу Цзи Лунфэн, оно начало возрождаться.
Другие источники сообщают о том, что Цзи Лунфэн был отличным мастером искусства владения копьем. Его даже стали называть "Шэнь цян" или "Волшебное копье". А он, базируясь на приемах работы с этим оружием, создал новый стиль рукопашного боя, который потом и стал преподавать в провинции Хэнань. В частности, эту версию можно обнаружить в труде "Цзи ши цзяпу", чье название переводится как "Хроники семьи Цзи".
Чуодзяоцюань. Чему может научить утка-мандаринка?
Этот стиль был сформирован еще во время правления династии Сун, хотя стремительное его развитие пришлось уже на тот период, в котором у власти были династии Мин и Цин. Чтобы убедиться в том, что данный стиль был известен и востребован уже тогда, нужно лишь открыть труд под названием "Речные заводи". А там, в двадцать восьмой главе, которая называется "Пьяный У Сун бьет трактирщика Цзян Мэньшеня", можно найти упоминание о том, что героем применяется "шаг нефритового кольца, нога утки мандаринки".
Что касается истории возникновения данного стиля, то, к счастью, об этом сохранились некоторые сведения. Говорят,что однажды в деревню Цаньинь, что расположена в районе Жаоян (провинция Хэбэй) пришла армия тайпинов. Именно эти солдаты и стали обучать людей искусству фанцзыцюань и чуодзяо. Тогда самыми лучшими мастерами были признаны Ван Чжаньао по прозвищу "Ван-железная нога" и Дуань Сюйхэ, которого называли "Старый Сюй". Они были родом из деревни Северная Булань, которая была расположена в уезде Гаоян (провинция Хэбэй).
Позже искусство чуодзяо преподавали пятеро братьев, каждый из которых был известен, как отличный боец. А их обучил этому почитаемый тогда мастер по имени Хань Лум. Братья же, в свою очередь обучили стилю чуодзяо человека, имя которого - Сюй Чжаосюн, а прозвище - Железный Лохань. От него об искусстве чуодзяо узнали Хэ Хэсян и Ян Цзюньфэн. Дальше знания о стиле попали к сыну Ян Цзюньфэна, а потом и к известному тренеру по ушу, которого звали Ху Чуньсянь. Но славились мастерством в чуодзяо и Чэн Цинчунь из Яньтая, и небезызвестные братья Ма Фэнту и Ма Инту, о которых внимательные читатели уже знают достаточно много.
"Стиль пьяницы", "пьяный кулак" или... цзуйцюань
Как следует из названия, он содержит движения, подражающие пьяному. Шаткой походкой, спотыкаясь, исполнитель делает вид что поднимает бокал, наливая себе вина, то извивается и ходит зигзагами как изрядно выпивший, готовый вот-вот упасть. Это уникальные, фантастические движения. Это ценное наследие передавалось из рук в руки от одного поколения к другому. Характерными чертами Цзуйцюань являются: приёмы кулачного искусства выполняются как движения пьяного, техника нанесения ударов заключается в прыжках и падениях. Пьяное состояние спотыканий и шатание содержит удары, работу ног и приёмы атаки и отступления, такие, как обманные и раздражающие движения, толчки, удары рукой и ногой, прыжки, провисания, отмахивания и лёгкие задевающие движения, зажатие, скачки, а также увёртывания и прыжки. В состоянии подъёма и падения скрыты многие приёмы бросков, катаний, кувырканий. Одним словом, цзуйцюань объединил в себе бокс, движения пьяного, катание по земле и борьбу в единое целое. Так и сформировался уникальный стиль 一 интересный и увлекательный.
Разжег интерес у широкой публики к стилю цзуйцюань известный режиссер по имени Лю Цзялян. Жил он в Гонконге, а работал в киностудии "Shaw Brothers". Но идея о рассмотрении подобного стиля посетила его неспроста. Ведь Лю Цзялян занимался тем, что снимал фильмы, а значит и боевики, в которых демонстрировалось искусство ушу, тоже входили в сферу его деятельности. Но постоянно снимать одно и тоже - значит обречь себя на провал. Поэтому такого рода продуктам киноиндустрии срочно требовалось какое-то нововведение, которое привнесет в фильм оригинальность и эффект неожиданности, а значит, сделает кино более интересным и востребованным. Видимо, именно тогда Лю Цзялян вспомнил о комплексе с непривычным названием "цзуй ба сянь", что в переводе означает "опьяневшие восемь небожителей". Данный комплекс представляет собой своеобразную иллюстрацию известной истории о небожителях, в которой рассказывается о том, что им также не чуждо ничто земное, поэтому однажды все они порядочно напились. Главными героями этого рассказа были восемь святых из даосской мифологии: Цао Гоцзю и Хань Чжунли, Люй Дунбин и Ли Тегуай, Хэ Сяньгу и Хань Сянцзы, Чжан Голао и Лань Цайхэ. Соответственно, комплекс состоит из восьми частей, в каждой из которых демонстрируются движения одного из вышеперечисленных святых. Но такой комплекс был не один. Не стоит забывать и про комплексы с такими названиями: "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна", "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Хотя "пьяного" стиля все равно не существовало. По крайней мере, до тех пор, пока Лю Цзяляну не понадобилось заинтересовать публику.
Идею Лю Цзяляна оценили по достоинству многие режиссеры, и появились фильмы "Пьяный шаолиньский монах" и "Пьяный мастер", которые покорили аудиторию. Потом похожие фильмы стали снимать все чаще, ведь их создатели, на своем кошельке ощутив преимущества от подобных работ, не хотели останавливаться на достигнутом.
Кунмэньцюань или "кулак врат пустоты" - стиль, который показал плотник
Стиль, о котором пойдет речь, называется кунмэньцюань, что в переводе означает "кулак врат пустоты". Больше всего данный стиль распространен в провинции Хубэй. История кулачного искусства кунмэньцюань начиналась в уезде Дае во время начала правления династии Цин. В тот период там жил плотник по имени Сунь Тинчжан, который славился тем, что отлично знал одно боевое искусство и даже обучал ему других людей. Сам же он учился у даоса, которого называли "святой Цитянь", поэтому его искусство и назвали кунмэньцюань.
В кунмэньцюань можно увидеть элементы как северных и южных, так и уданских стилей. А горы Удан (провинция Хубэй) знают не только в Китае, но и во многих других странах, ведь несколько примечательных стилей ушу родом именно оттуда. Из южных стилей кунмэньцюань перенял выброс силы, который сопровождается выкриком, жесткую силу, скрученное усилие, глубокие и длинные пути силы, вздымающуюся форму. А из северных он взял себе резкость, ловкость, быстроту, падения и перекаты. В технике ног в кунмэньцюань присутствуют такие элементы как хлест, сметание, толчок в бок и вскапывание. В технике рук можно встретить следующие формы: кулак тигра, глаз феникса, когти дракона, кулак с выставленным пальцем. Методы действий руками в кунмэньцюань тоже достаточно разнообразны. Тут используют приемы с такими названиями: накатывающаяся ладонь, рука золотого копья, запечатывающая рука, разбивающий кулак, рука летящего цветка и т.д.
Уцзуцюань или "Кулак пяти предков" - наследство от монастыря Шаолинь
Сегодня речь пойдет о том стиле ушу, который называется "уцзуцюань". В переводе это название означает "кулак пяти предков". Хотя также данный стиль встречается под названием "наньшаолинь уцзуцюань", что переводится как "Южношаолиньский кулак пяти предков".
Когда династия Цин осуществляла свое правление под девизом "Сяньфэн" (1831-1861 г.г.), некий Цай Юймин был сюцай в небольшой деревне Уяньбанвэйцунь (уезд Цзиньцзян, провинция Фуцзянь). Сюцай - это ученое звание, принятое в старом Китае. Его присуждали по результатам государственных экзаменов высокого ранга. И вот однажды такое звание досталось Цай Юймину. Получил он его вполне заслуженно, ведь он с самого раннего возраста превосходил по способностям своих сверстников. Но в дополнение к этому Цай Юймин отличался также упорностью и старательностью, как в учебе, так и в занятиях боевыми искусствами. Что сыграло важную роль в тот период времени, когда он изучал кулачные методы Пяти предков у шифу Хэ. Ведь для хороших результатов важны не только природные данные, но и личные качества человека.
Потом Цай Юймину пришлось продолжать вести дела отца, который руководил фабрикой по изготовлению соевого соуса "Ифэн". Но это не заставило молодого человека прекратить тренировки. Он посвящал занятиям все свободное время. К тому же, он с радостью принимал учителей разных стилей, желая перенять у них какой-либо опыт и научиться чему-нибудь новому. Итогом всего этого стал высочайший уровень мастерства Цай Юймина и банкротство отцовской фабрики. Семейное дело рухнуло, зато слухи о невероятном мастерстве этого юноши распространились на дальние расстояния.