Традиционное ушу
Джиткундо - ценнейшее наследство от Брюса Ли, которое может получить каждый
Откровенно говоря, сам Брюс слово "стиль" к джиткундо никогда не употреблял. Т.к. он считал, что джиткундо - это метод, применять который можно при изучении любого единоборства из всего их многообразия. Причем изначально данный способ задумывался для того, чтобы научить людей защищаться в уличных драках, в которых хоть иногда, но приходится участвовать практически каждому. Но Брюс Ли нередко повторял, что "нельзя использовать способ как способ", подразумевая, что ни одна техника не будет идеальной. Т.е. в разных случаях стоит применять разные методы и приемы, а слепое следование одному своду правил не приведет ни к чему хорошему. Другими словами, метод - это возможность получить нужный результат, совершив определенные действия. Но это не означает, что тот же результат нельзя получить, если пойти немного другим путем.
Брюс Ли считал, что мастерство - это способность получать максимальные результаты при минимальных затратах времени и сил. Он не считал правильным дополнительные усложнения, даже если они и делают стиль красивее. Любую технику мастер оценивал, опираясь на то, насколько она проста в изучении и эффективна в практическом применении.
Тунбэйцюань - стиль ушу, который считали секретным
Со временем Пань Вэньсюэ начал обучать других своему искусству. Учеников у него было не много, а поэтому ничто не мешало мастеру считать свое учение тайным. Более того, он требовал, чтобы в случае возникновения каких-то вопросов ученики отвечали, что изучают боевое искусство, которое называется "тунбэй", но записывали его название неправильными иероглифами. Естественно, в итоге со стилями и названиями, которые их обозначают, возникла огромная путаница. А правильное написание названия этого стиля стало известно лишь в 1911 году. Но до сих пор тот тунбэйцюань, который переводится как "кулак сквозной подготовки", нередко путают с другим стилем, чье название звучит также, но переводится как "кулак выбрасывания силы от спины" и, конечно, пишется по-другому.
Шаолиньцюань - стиль, который окутан легендами
Уже одно название этого стиля внушает одновременно и трепет, и уважение. Что неудивительно, ведь история его развития началась в очень
Полное название данного стиля звучит так: "Шаолинь-Сы Цюань-Шу". В переводе это означает "Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса". В разных источниках этот стиль можно встретить также под такими названиями: Шаолиньское ушу, Шаолинь-Цюань.
Этот стиль начал свой путь в стенах буддистского монастыря Суншань Шаолинь. >>Шаолиньсы в переводе означает «Монастырь молодого леса». Известно, что монастырь был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Свое название монастырь получил из-за того, что гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками в этой местности, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.>
Совсем не случайно именно здесь было выбрано место для строительства монастыря. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники. Изначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Первым настоятелем монастыря был буддийский монах Бато (跋陀).История возникновения стиля шаолиньцюань достаточно необычна. Согласно легенде, в 520-м году 28-й патриарх буддизма и индийский миссионер Бодхидхарма оказался в Китае, где его стали называть Дамо или Путидамо. Он говорил, что в Китай нужно привнести "истинный свет учения", и с этой целью отправился к императору. Хотя император и поощрял буддизм, но Бодхидхарму не одобрил, и тот отправился путешествовать по стране, надеясь найти приверженцев. Прошло какое-то время, и миссионер пришел в провинцию Хэнань к Монастырю молодого леса (Шаолиньсы), что стоял на горе Суншань. Но даже там его не восприняли всерьез. Потому что он говорил том, что истина изначально находится в душе человека, а не в каких-то книгах или словах. Но Бодхидхарма был не из тех, кто быстро сдается. Он решил не словом, а делом доказать, что его учение действительно является правильным и разумным. Для этого он сел лицом к стене и начал медитировать. Чем в течение последующих 9-ти (!) лет и занимался совершенно непрерывно. Такой невероятной внутренней силой монахи были поражены. И, находясь в крайней степени изумления, наконец-то приняли учение Дамо. Но по причине того, что он 9 лет провел в сидячем положении, Путидамо не смог ходить. Только даже это не сломило его дух и не остановило его. Более того, благодаря какой-то необычной гимнастике Дамо довольно быстро вернул себе способность нормально передвигаться. Потом Бодхидхарма объяснил монахам, что нужно равное количество времени посвящать занятиям и пассивной медитацией, и непосредственно боевыми искусствами. С этого момента и начинается история шаолиньцюань.
Чацюань - стиль, которому начали обучать в благодарность
Сейчас этот стиль известен везде, а начиналось его развитие в Западном Лу (Шаньдун) недалеко от уезда Гуаньсянь, и только оттуда чацюань распространился сначала по Китаю, а потом и по многим другим странам. Но, к сожалению, до наших дней не дошли хоть какие-то документы, которые могли бы подтвердить это. Так что, когда речь заходит о чацюань, приходится довольствоваться лишь теми сведениями, что поколениями передавались в устной форме.
По одной из легенд принято считать, что чацюань получил свое название по фамилии мусульманина Ча Шанъи родом из Синьцзяна, который применял этот стиль. Также этого человека называли Ча Ми, Ча Мир или Чжамир. Жил он во времена правления династии Мин.
В том же XVI веке японские пираты регулярно совершали набеги на восточный Китай. Императору это надоело и он приказал известному полководцу Ци Цзигуану c этим покончить. Но нужного количества свободных воинов не оказалось, и чтобы дать отпор нападавшим пришлось издать указ о наборе добровольцев. Так к полководцу начали собираться патриоты со всей страны. В качестве одного из воинов этой армии отправился туда и Ча Ми. Добираться предстояло долго и трудно, многие очень устали и ослабли.
В их числе оказался Ча Ми, и когда он заразился тяжелой болезнью, его организму очень тяжело было бороться с ней. Выздоравливать его оставили в уезде Гуаньсянь в Западном Лу, но не все верили в то, что он вернется в строй. А местные жители прониклись уважением к молодому человеку, который из чувства патриотизма так далеко ушел из родных мест, и поэтому терпеливо и заботливо ухаживали за ним. Что и привело к выздоровлению. Позже, решив отплатить крестьянам за проявленную доброту, Ча Ми научил их тому боевому искусству, которое знал. Да, это было именно искусство чацюань. С того времени этот стиль и носит такое название, а уезд Гуаньсянь стали считать родиной этого стиля. Преемником Ча Мира со временем стал Ша Лян из того же уезда. Он стал известен, как отличный боец и даже получил прозвище "Господин Ша Лян - Летающая Нога".
Наньцюань. Сила и устойчивость юга
>>Название "Южный кулак" - наньцюань пришло в лексикон ушу сравнительно поздно, а окончательно укоренилось в нем лишь в середине XX в. лишь после создания одноименного спортивного стиля.
В частности, это навправление нередко можно встретить в таких провинциях как Гуандун и Гуанси, Фуцзянь и Хунань, Хэнань, Цзянсу и Цзянси, и т.д. И, естественно, что в любой из этих провинций в практикуемых стилях видны свои особенности, хотя также можно легко заметить и общие черты.>
Непосредственно стиль наньцюань был создан еще во времена правления представителей династии Мин. Наньцюань успешно совместил в себе элементы таких стилей: кулак семьи Цай, кулак семьи Мо, кулак семьи Хун, кулак семьи Ли и кулак семьи Лю.
Для этого стиля характерно большое количество разнообразных техник работы руками, ведь поединки в наньцюань проводят либо на короткой, либо на средней дистанции. Тут действуют известные из китайских поговорок принципы: "Один шаг - несколько приемов руками" и "Одна позиция - много рук". Это отметил даже Чжан Юкун в своей книге, которая называется "100 вопросов по ушу".
Одним из основных в тренировке техники рук является упражнение под названием "наведение мостов". Применение данной техники дает возможность обезвредить и победить соперника и ассоциирует руки бойца с ведущим к противнику мостом. К слову, коротких ударов руками в наньцюань также предостаточно.
Что явно отличает наньцюань от многих других стилей ушу, так это частое использование различных выкриков. Считается, что в тот момент, когда выкрик совершается, одновременно происходит и выход силы, которая нужна для придания удару еще большей мощности. Почтенные мастера говорили так: "Кричи, и лишь только изменится ситуация, бей кулаком и тут же обвалятся горные вершины".
Фаньцзыцюань: вращение, скорость, твердость.
Название "фаньцзыцюань" 翻子拳 переводится как "кулак вращения" или "переворачивающийся кулак". Но в разных источниках этот стиль можно встретить под разными именами. Среди которых есть и "фаньцзы", и "фаньцюань", и первоначальное название данного стиля - "башаньфань", что в переводе означает "8 уверток-переворотов".
Тот фаньцзыцюань, который изучают сейчас, несколько отличается от первоначального варианта данного стиля. Тем не менее, истоки современной версии фаньцзыцюань можно искать еще в середине XIX века. А если конкретнее - то в истории рода Дуань, который проживал в уезде Гаоян (провинция Хэбэй). Из того поколения рода, у представителей которого в именах встречался иероглиф "дянь", что означает "последний", было пять братьев, которые и стали учениками мастера Хань Лума. У этого мастера братья обучились искусству фаньцзыцюань и чоцзяо. Братья учились старательно и тренировались упорно, а потому со временем стали высококлассными бойцами. А позже и сами начали преподавать. Учеников у них было множество, но очень немногим они передали все те секреты фаньцзыцюань, которые знали сами.
В частности, у братьев не один год учился Сюй Чжаосюн, который и передал фаньцзыцюань своим ученикам: Хао Минцзю,Чэн Фу, Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Чэн Фу же, в свою очередь, обучил данному стилю своего сына по имени Чэн Цинчунь. Но Чэн Цинчунь также изучал и танланцюань, известный также как стиль богомола. Так что в его исполнении фаньцзыцюань несколько видоизменился, объединив в себе как основы фаньцзыцюань, так и элементы танлацюань. А вот Хао Минцзю во время тренировок каждое движение отрабатывал до мелочей, поэтому элементы фаньцзыцюань в его исполнении выглядят довольно запутаными и сложными. Вариация фаньцзыцюань от Ху Фэнсаня является своего рода комбинацией двух предыдущих вариантов. Со временем Чэн, Хао и Ху также начали набирать в ученики желающих научиться всем тонкостям и премудростям стиля фаньцзыцюань.Но тот вариант данного стиля, который известен сейчас берет начало все же от человека с именем Ма Фэнту. Он вместе со своим родным братом поступил в ученики к Чэну, Хао и Ху, которые в свою очередь учились у Ма Фэнту и Ма Инту основам тунбэй пигуа цюань. На самом деле, такой симбиоз послужил на благо развития обоих стилей.
Хуацюань - стремительный, изящный, свободный стиль ушу
Сформирован он был в тот период, когда под девизом «Цяньлун» правила династия Цин. Создателем стиля хуацюань считается Гань Фэнчи (родом из Цзяннина). В труде под названием «Цюань юн мин Тянься», что переводится как «Кулачные бойцы, известные на всю Поднебесную», автор говорит об этом мастере, как о человеке, обладавшем почти сверхъестественной силой, который, к тому же, знал как внешние, так и внутренние аспекты кулачного искусства, и поэтому никто не мог одержать над ним победу. Кстати, Гань Фэнчи не только сформировал основы нового стиля, но и поработал над тем, чтобы об этом виде ушу не забыли, и для этого написал труд, который назвал «Хуацюань цзун цзянфа», что в переводе означает «Общее описание хуацюань».
Также во время правления династии Цин стиль хуацюань был передан от Цзяна Чжэцуня к Ли Таньюэ, от которого он и достался Яну Эчжоу (Ян Вэньлань).
Можно сказать, что хуацюань объединил в себе лучшее из различных известных стилей ушу. Тут можно увидеть элементы и стилей категории дуаньда, и стилей категории чанцюань.
Инчжаоцюань. Нет орлиных крыльев, зато орлиные когти в наличии
Сегодня мы поговорим о достаточно известном стиле ушу, который называется инчжаоцюань. Полное название данного стиля звучит так - инчжао
Принято считать, что данный стиль начинался с имени Лю Шицзюня (уезд Сюнсянь, провинции Хэбэй). Сначала Лю Шицзюнь учился у монаха Даоцзи технике болевых приемов с использованием орлиных когтей(инчжао циньна),а потом - у монаха Фачэна стилю юэши ляньцюань (непрерывный кулак семьи Юэ). Достигнув определенного уровня мастерства в 1866 году Лю Шицзюнь начал обучать других. Преподавал Лю в Пекине в казармах восьмизнаменных войск - обучались воины войск чисто-белого знамени. За все время его практики, как учителя, среди его учеников он особо выделял лишь двоих - Лю Чэнъю и Ли Чжэньшэна. И через не то чтобы очень уж долгие, но все же годы один из учеников Лю Чэнъю объединил два изучаемых им стиля в один. Новый вид ушу получил название "инчжао фаньцзыцюань", что переводится как "переворачивающийся кулак орлиных когтей". Так что создателем нового стиля также можно считать и ученика Лю Чэнъю по имени Чэнь Цзычжэн. Ведь именно он решил произвести такое слияние.
Хотя другие источники говорят о том, что первые и весьма уверенные шаги в направлении такого объединения делал Лю Шицзюнь. Который вполне осознанно добавил в юэши ляньцюань удары собранными вместе и согнутыми во вторых фалангах пальцами. Такие удары называются ударами "когтями орла". Но если этому новшеству Лю обучил всех своих учеников, то все секреты он передал лишь четырем. При этом он просил не рассказывать никому об этих нововведениях. Поэтому трое учеников послушно унесли тайну с собой в могилы, а вот четвертый ослушался и передал секреты сыну по имени Лю Чэнфа. А тот, в свою очередь поделился с Лю Сыцзюнем. Но основной вклад внес все же Чэнь Цзычжэн, который в данной версии выступат как ученик Лю Сыцзюня.