Традиционное ушу
Цайлифо-цюань и его основатель Чэнь Хэн, собравший в один стиль самое лучшее
Цайлифо-цюань, известный за пределами Китая как чойлифут, это один из известнейших стилей ушу.
Основателем цайлифо-цюань по праву называют Чэнь Хэна, родившегося в 1805 году в уезде Синьхуэй (провинция Гуандун). В семье Чэнь Хэна вспоминают, что он первые уроки ушу брал у своего отца. Чэнь Юаньху учил сына стилю буддийской школы – фоцзя-цюань, в котором большое внимание уделялось регуляции энергии «ци» в организме при помощи специальных упражнений. В это же время Чэнь Хэн изучил и освоил принцип эффективного стремительного удара с подскоком. Этот «пронзающий удар» в последствии он не только перенес в цайлифо-цюань, но и сделал одной из важнейших его составляющих частей. Фоцзя-цюань в принципе характериризуется достаточно большим количеством прыжков и ударов ногами, в отличие от других, традиционных для провинции Гуандун стилей (лицзя-цюань, хунцзя-цюань и пр.), не имеющих в своем арсенале прыжков вообще.
Рекомендации, необходимые для освоения нань-цюань
Рассмотрим несколько рекомендаций для изучающих стиль нанцюань.
При прямом положении головы выпрямить шею и сосредоточиться, сохраняя спокойное выражение лица. В то время как тело находится в состоянии покоя, взгляд сосредотачивается на руках или ногах. Возможно и устремление взгляда вперед. При переходе тела в состояние движения, основная задача глаз – следить за положением рук, помогая тем самым достичь максимальной слаженности, гармонии и согласованности движений и взгляда.
Корпус
Спина и грудь. Спина выпрямлена, талия опускается вниз, а грудь выставляется вперед, выпячивается. Если имеет место преобладание работы руками, то сочетание выпяченной груди и опущенной талии очень важно. Это относится ко всем стилям нань-цюань. Южный кулак характеризуется большим количеством коротких ударов. Для того, чтобы проводить такие серии ударов наиболее выгодное положение – вытянутая ровная спина и приподнятая грудь. Не допускается ссутуливание, сгибание спины и вогнутое положение груди.
Поясница и таз
Эти части тела призваны обеспечить свободное вращение корпуса в области поясницы и подвижное, не зажатое положение таза. При необходимости такое положение позволяет к общим усилиям приплюсовать и силу поясницы. Вращательные движения талии позволяют увеличить скорость удара, а также способствует собрать и сконцентрировать силу тела в одной необходимой точке. Если при этом таз остается незажатым, то повышается устойчивость центра тяжести.
Нан-цюань как одно из самых массовых направлений ушу.
Упомянутое в книге направление нань-цюань считается одним из самых массовых не только там, где оно появилось, на севере страны, но и во всем Китае. При этом разные районы привносят в направление что-то свое. Огромную популярность нань-цюань получило в провинциях Цзянсу и Цзянси, Чжэцзян и Гуандун, Хэнань и Гуанси, а также в Хунань и Фуцзян.
Провинция Гуандун создала целых пять ответвлений направления нань-цюань, среди которых мастера наиболее полным, гармоничным и обладающим скомпонованной системой называют цайлифо-цюань. Отстальные (люцзя-цюань, лицзя-цюань, хунцзя-цюань и моцзя-цюань) в этом отношении уступают. Цайлифо-цюань включает в себя тридцать девять таолу-комплексов без применения оружия и тридцать два – с его применением, восемнадцать комплексов на сваях и двадцать две парных варианта таолу. Итого более ста десяти!!! Направления куньлунь-цюань, юн-чунь, юэцзя-цюань, ся-цюань, чжуцзя-цюань, лун-син, фо-цюань, бай-мэн, дяцзя-цюань, нань-чжи, фо-цюань и жу-цюань известны меньше.
Отличительными чертами гуандунского южного кулака называют мощь и храбрость. Древние мастера этого направления учили своих преемников такими словами: «Кричи, а сразу же после перемены ситуации наноси удар кулаком, и горные вершины тут же рухнут».
Тунбэй-цюань. История появления и становления стиля. Знаменитые мастера
Самое раннее упоминание об этом стиле было сделано в книге мастера Фэй Цинхуань «Тунби-цюань лунь», о которой наши современники узнали из изданного при династии Цинн труде «Записки о тунби-цюань» («Тунби-цюань пу»). В нем говорится, что знаменитый мастер в своей книге связал смысл иероглифов «Тунбэй» и их написания я правилами ведения кулачного боя. Именно по этой книге, по-видимому, можно определить природу связи понятий «Тунбэй» и «Тунби» - оказывается, что причиной тому является иероглиф, обозначающий слово «рука». Он может читаться и как «бэй», и как «би». Впрочем, Фэй Цинхуань не только описывал в своей книге лингвистические тонкости. Его детищем можно назвать пять дорожек тунбэй-цюань. Все это происходило во время династии Мин, правящей под девизом «Вань Ли».
К истокам кулачного искусства: Шаолиньская школа ушу.
Существует два основных способа классификации школ ушу. Первый способ определяет место возникновения школы, второй – по технике боя. В
Свое название школа получила от названия монастыря Шаолиньсы, расположенного в горах Суншань провинции Хэнань. Стиль кулачного искусства, отточенный монахами Шаолинського монастыря на протяжении многих веков, воспетый в легендах и преданиях до сих пор вызывает неподдельный интерес.
Ошибочным является мнение о том, что шаолиньский стиль представляет собой что-то застывшее и однообразное. Каждое следующее поколение выдающихся мастеров вносили что-то новое, обогащая комплексы упражнений (таолу) новыми элементами. Шаолиньская школа широко представлена северным и южным течениями, в которых насчитывается не менее семисот комплексов формальных упражнений.
В то же время, разнообразие комплексов упражнений и богатство их содержания объединено и подчинено определенным практическим и теоретическим постулатам, остающимися нерушимыми на протяжении всего времени существования Шаолиньской школы. Во множестве стилей в свою очередь выделяются «внутренние» (нэйгун) и «внешние» (вайгун), «жесткие» (ингун) и «легкие» (цингун), «цигун» и т.п.
Основой «внутренних» стилей является накопление эссенции «цзин» и управление циркуляцией внутренней энергии «ци». Практически «нэйгун» помогает поддерживать жизнедеятельность организма, функции внутренних органов и обмен веществ. Буддийские методы тренировки способствуют внутреннему укреплению организма и закалке духа.
Китайское ушу: мифы и реалии древнего кулачного искусства.
Как часто мы с вами восхищались и продолжаем восхищаться, наблюдая за сверхъестественными способностями выдающихся мастеров
Но, как известно настоящая реальность зачастую очень далека от чудес и мистики, которую демонстрируют бойцы ушу в кинофильмах. Что в этих фильмах правда, а что выдумка. Действительно ли мастера ушу умеют летать, бесконечно долго сражаться и всегда побеждать своих врагов.
Ответы на эти и еще множество вопросов можно обнаружить, только обратившись к традиционным истокам ушу. Поиски и исследования не скованные пространственными ограничениями, временными рамками, предоставляющие возможность изучения всей системы культурных символов Китая, позволяет говорить о нескольких интересных особенностях возникновения и развития ушу.
Во-первых, появление ушу первоначально носило исключительно прагматический характер. Изначально основной целью кулачного искусства была борьба с недружелюбными представителями фауны и с природными явлениями.
Во-вторых, ушу не является исключительно боевым искусством, рассказывающим как победить противника. Это уникальная смесь кулачного искусства и древней китайской философии, без изучения которой нельзя постичь секреты боевого мастерства.
История, неизвестные аспекты и теории Тайцзицюань.
Другие исследователи категорически возражают, утверждая, что основоположником Тайцзицюаня является Чэнь Вантин. Кстати, с момента приезда в Пекин Чэнь Факэ, выдающегося мастера и учителя этого стиля, и до недавнего времени ни у кого не возникало и капли сомнений в том, что стиль Ян произошел от стиля Чэнь. А любые попытки оспорить эту истину заканчивались полнейшим провалом.
Впрочем, это и не удивительно, так как материалов подтверждающих любую из версий происхождения того или иного стиля ушу, явно недостаточно. Относительно Тайцзицюань, его историю можно условно разделить на два этапа – до Чэнь Чансина и после него. Как раз отрезок времени до Чэнь Чансина предстоит еще исследовать, так как доступные документальные источники не позволяют сделать окончательные выводы. Основной вывод, который можно сделать сегодня заключается в утверждении, что ни Чэнь, ни Ян не отвечают в полной мере даосскому Тайцзицюань, хотя все же имеют некоторые похожие элементы.
Например, усилие Ань выполняется в даосском тайцзи, так же как и в силе Чэнь, в полуфронтальной позиции и вниз, что совсем не похоже на выполнение этого усилия в стиле Ян и стилях, производных от него. Подтверждением тому может послужить изображение позиции Ань, являющейся одним из восьми самых важных усилий Тайцзицюань, в книге «Удан Саньфе Тайцзицюань», написанную монахом Лю Сычуанем, практикующим даосское тайцзи. Стиль Ян предполагает выполнение усилия Ань во фронтальном положении, направление его не вперед – вниз – влево, а фронтально вперед.
Сян синь цюань – искусство подражания в стилях ушу.
В подвижности стремись к быстроте,
В быстроте стремись к прочности и устойчивости,
В устойчивости стремись к ловкости.
Из требований стиля Танлан цюань.
Традиционные стили достаточно скупо имитируют внешнюю форму и движения. Поэтому многие из мастеров старой школы не согласны с тем, что танлан цюань многие относят к имитационным стилям. Современные соревновательные таолу основной упор делают на зрелищность, что наносит порой значительный ущерб прикладным навыкам. Изучение спортивного танлан цюань без изучения боевого аспекта приводит к тому, что стиль теряет внутренний смысл как воинское искусство.
Научиться выполнять яркий спортивный комплекс достаточно легко. Однако адаптировать эти движения даже к условному поединку очень трудно, если вопросы применения рассматриваются в отрыве от практики самого стиля. Существующая традиционная формулировка говорит о том, что главным в духе танлан цюань является: «богомол тренирует «цин» (изящество и легкость), богомол тренирует «мын» (свирепость и ярость)». «Изящная свирепость» является, пожалуй, наиболее яркой формулировкой боевого духа богомола, отчаянного бойца и терпеливого охотника.