Тайцзуцюань
Тайцзуцюань
В старом Китае в силу святости Сына неба его личное имя запрещалось произносить при разговоре, это считалось святотатством. При жизни императора его личное имя намеренно писалось искаженными иероглифами. После смерти правитель входил в историю по храмовому имени ("мяохао"), которое в известной степени отражало его прижизненные заслуги, и включало в себя слово "предок" ("цзу", "цзун", "ди"). Так как заслуги у императоров были в целом однотипные, то династийные имена зачастую повторялись (правда, не внутри одной династии), поэтому, чтобы конкретизировать императора, помимо храмового (династийного) имени иногда приходится указывать, к какой династии этот император принадлежал. В частности, основатели восьми из многих правивших в Китае династий удостаивались храмового имени "Тай-цзу" - "великий предок".
Основателем стиля тайцзуцюань считается Чжу Юаньчжан (1328-1398) - основатель династии Мин (1368-1644). Он родился в провинции Аньхой в крестьянской семье, много странствовал, был даже бродячим монахом. Когда в середине XIV века стонущий под властью монголов Китай стал сотрясаться народными восстаниями, Чжу примкнул к восстанию Го Цзясина, а после его смерти в 1355 году возглавил восстание сам. В 1363 году к нему присоединились остатки разгромленного другого восстания - "красных войск". В 1368 году повстанцы взяли Пекин, и Чжу Юаньчжан был провозглашен первым императором новой династии, с храмовым именем "Тай-цзу".
Легенда утверждает, что стиль боя, ставший известный как тайцзуцюань, был составлен императором Чжу и императрицей Ма на основе их жизненного опыта. В этот стиль входили такие комплексы, как Чжао тайцзуцюань ("кулак императора Чжао Куанъиня - Тай-цзу династии Сун"), Чжу тайцзуцюань ("кулак императора Чжу Юаньчжана - Тай-цзу династии Мин"), хуацюань ("кулак цветов"), саньянцюань ("кулак трех прошений"), мэйхуацюань ("кулак сливы мэйхуа"), хунцюань ("красный кулак"), сэнцюань ("кулак буддийского монаха"), янцзяцян ("копье семьи Ян"), дацян ("большое копье"), люхэцян ("копье шести координаций"), лихуацян ("копье цветка груши"), цицян ("чудесное копье"), чуньцю цян ("копье Вёсен и Осеней"), сюэхуа дао ("меч-дао кружащихся снежинок"), улан гунь ("шест пяти парней"), ляньхуань шуандао ("непрерывные парные мечи-дао"), шуанфэн шуандао ("парные мечи-дао двух фениксов"), даньдао цян дуй дацян ("меч-дао и копье против большого копья"), дадао дуй дадао ("алебарда против алебарды"), даньдао дуй даньдао ("меч-дао против меча-дао"). Утверждается, что после того, как в середине XVII века повстанческая армия, руководимая Ли Цзыченом, заняла Пекин, то потомки рода Чжу бежали в провинцию Хэбэй и там сменили фамилию на Лэй, с тех пор этот стиль и стал известен за пределами Запретного города. В настоящее время живут представители девятого поколения мастеров.
Источник