Южные стили
Южные стили
С давних времен в ушу бытует поговорка: "наньцюань, бэйтуй" ("на юге кулаки - на севере ноги"). Связано это с тем, что издавна в сознании китайцев Поднебесная делилась на два огромных региона, естественной границей между которыми служила иногда река Хуанхэ, иногда река Янцзы. Многие известные китайские мыслители пытались порой найти чисто внешние различия между южанами и северянами, порой объяснить разницу их происхождения и тем самым доказать несхожесть их мышления и даже культурного уровня. Хотя формально самый юг Китая, например провинции Фуцзянь и Гуандун, всегда входил в состав империи, держался он обособленно и не всегда подчинялся указам центральной власти. Южные кланы жили достаточно замкнутой жизнью, не жалуя ни чиновников-северян, ни переселенцев. Плодородные земли Фуцзяни и Гуандуна постоянно привлекали к себе внимание имперской власти, которая неоднократно предпринимала попытки подчинить эти территории себе. А это в свою очередь приводило к еще большему обособлению южных кланов, и в их недрах шло активное формирование собственных, "независимых" от Севера стилей ушу.
Обычно южные стили ушу связывают с южным шаолиньским монастырем. Практически каждому поклоннику ушу известно, что в Китае существовало по крайней мере два Шаолиньских монастыря - один в уезде Дэнфэн провинции Хэнань, названный Северным Шаолинем, другой - в уезде Путянь (область Цюаньчжоу) провинции Фуцзянь, названный Южным Шаолинем. Монахи второй обители, как гласят устные предания, широко обучали местное население и даже принимали активное участие в борьбе с маньчжурами в XVII--XVIII веках. Но здесь лежат истоки величайшей путаницы.
Многие события, которые происходили в Северном Шаолиньсы, приписывались через несколько лет его южному собрату. Никто не может с достоверностью сказать, какой стиль ушу практиковали монахи Южного Шаолиня. Еще более интересный факт: Южный Шаолиньский монастырь широко почитался в среде тайных обществ, одним из лозунгов которых был "Отомстим Цинам за сожжение Шаолиньсы". Но дело в том, что никто из маньчжуров в действительности ни Южный, ни северный Шаолиньсы не сжигал! Горели эти монастыри исключительно сами, либо были подожжены восставшими крестьянами, мало ценившими буддийскую культуру. Но сколько легенд образовалось вокруг этого "варварского сожжения"!
За неясными китайскими легендами пошли и западные авторы. Из книги в книгу кочуют истории о том, как монахи Южного Шаолиня боролись с маньчжурами. Парадоксально, но факт: реальная история Шаолиньсы из провинции Фуцзянь еще никем в полной мере не описана. Из реальных упоминаний о практике боевых искусств имеется запись XIV века, что при монастыре состоят какие-то монашеские войска, и запись в "Уездных хрониках провинции Фуцзянь", раздела "Жизнеописания известных монахов": "Монахи, умелые в кулачном искусстве, были жителями уезда Путянь... Как-то все они ушли в неизвестном направлении, но через три года вновь вернулись в монастырь. Монахи этого монастыря считались удивительными и загадочными. Один из монахов сообщил: "Я пришел в Шаолиньский монастырь, чтобы изучать кулачное искусство, дабы всегда иметь возможность дать отпор врагу"." Это, вероятно, одно из наиболее полных и достоверных упоминаний о том, чем же занимались монахи во время маньчжурского господства в Китае. Все остальное - на уровне устных рассказов и преданий. Ни о каких пожарах, массовом сопротивлении, тайных обществах в стенах монастыря в хрониках речи не идет.
К началу XX века монастырь окончательно пришел в упадок, монахи разбрелись по более богатым обителям.
После маньчжурского нашествия в XVII веке в Китае началось массовое бегство населения на юг. Там люди попали в трудную ситуацию - возвращаться назад было бессмысленно, да и опасно, а здесь на них смотрели косо. Если южане имели у себя на родине крепкие кланы, то северянам пришлось создавать подобные структуры заново. Местные жители обычно именовали северян "пришлыми" ("кэцзя", или "хакка" на местном диалекте), себя же они называли "местными" ("бэнди", или "пунти"). Так между хакка и пунти началось глухое противостояние, выразившееся в том числе и в формировании на юге двух традиций ушу. Первое направление базировалось на северных привнесениях, другое считалось исконно южным.
Первоначально "пришлые" изучали свои стили под покровом глубокой тайны, объединяясь в своего рода сектантские объединения, которые нередко рассматривались государством как антиправительственные и еретические, а иногда на них просто не обращали внимание. По существу, это и были секты буддийского или даосского толка со своими наставниками, проповедниками и учителями ушу. Они обычно называли себя "цзяо" ("учение"), как это и было принято у буддийских сект, что должно было подчеркнуть особый, сакральный характер знания, проповедуемый в школах. Во главе "учений" обычно стояли лидеры кланов хакка. Это знание секретов ушу значительно поднимало их престиж и статус в глазах остальных членов общины и способствовало укреплению связей внутри нее. Постепенно "учение семьи Чжу" (чжуцзяцзяо), "учение семьи Лю" (люцзяцзяо), "учение семьи Тяо" (тяоцзяцзяо), "учение семьи Ню" (нюцзяцзяо) и т.п. стали объединяться под единым названием хаккацюань ("кулак пришлых"). Здесь широко использовались падения, кувырки и атаки с земли, короткие, невысокие и резкие удары ногами. Хаккацюань отличали также высокие позиции с большим количеством движений.
Собственно южные стили, как уже упоминалось, развивались в рамках семейных кланов. Кланы обычно жили в определенных местах, боевое искусство посторонним не передавалось, поэтому стили обычно были локализованы в отдельных провинциях, а то и в отдельных уездах, потому зачастую про них могла идти великая слава, но мало кто мог рассказать в чем собственно стиль заключается. Маньчжурское нашествие и активная антиправительственная борьба привели к тому, что подлинная история школ в большинстве своем так и осталась неизвестной, народная же молва приписывала создание всех боевых искусств монахам Южного Шаолиня.
Последнее особенно верно для стилей провинции Фуцзянь, где Южный Шаолинь, собственно, и находился. Самым известным из стилей этой провинции является, безусловно, байхэцюань (кулак белого журавля). К настоящему времени этот стиль распался на несколько поднаправлений, но все их объединяют общие принципы тренировки силы, специальное натренировывание особых "встряхивающихся" видов усилия. Другим известным фуцзяньским стилем является лоханьцюань (кулак архатов). В этом стиле - 108 приемов, есть прыжки и кувырки, сметающие и хлесткие удары ногами. Из Фуцзяни же происходит и прославившийся на весь мир юнчуньцюань (кулак Юнчунь). Особенностью этого стиля является простота техники и повышенное внимание, уделяемое работе в контакте для наработки чувствительности рук. В то же время такой стиль как шаолинь цзишоу (базовые руки Шаолиня), другое название - шаолинь цяошоу (руки-мосты Шаолиня) является довольно малоизвестным. Интересной особенностью этого стиля являются два способа выброса силы: в первом из них сначала продвигается корпус а потом происходит выброс, а в другом сначала происходит отступление и уж потом - выброс силы.
Самым важным для боевых искусств оказался, наверное, такой фуцзяньский стиль, как уцзухэянцюань (кулак пяти предков и учителя Хэ Яна), коротко называемый уцзуцюань (кулак пяти предков). Создал его мастер Цай Юймин (в другом написании - Имин), живший в XIX веке. Он с детства любил ушу, и изучал боевое искусство у остановившегося в провинции Фуцзянь мастера Хэ Яна, пришедшего с севера Китая. После смерти учителя Цай отвез его тело на родину. Так как путешествие было долгим, то он по дороге изучил еще пять стилей - байхэцюань (кулак белого журавля), хоуцюань (кулак обезьяны), лоханьцюань (кулак архатов), дацзуньцюань (высокоуважаемый кулак) и тайцзуцюань (кулак императора Тай-цзу). Соединив изученное искусство в один стиль, он решил отразить в названии все изученные школы. Цай Юймин обучил несколько тысяч учеников, а с эмигрантами стиль распространился в Сингапур, Индонезию, на Филиппины, и теперь его практикуют по всей Юго-Восточной Азии. Комплексы для стиля были взяты из стилей-источников, а ряд комплексов мастер Цай составил сам. Один из составленных им комплексов - "сань чжань" ("три войны") - под названием "санчин" попал на Окинаву и в настоящее время является одним из базовых комплексов годзю-рю каратэ.
Когда говорят о стилях провинции Гуандун, то первым делом вспоминают о пяти семейных стилях - стилях семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо. Хунцзяцюань (кулак семьи Хун), или хунгар как его называют на кантонском диалекте китайского языка, является сегодня широко известным в мире благодаря наличию ряда эмигрировавших учителей. Про остальные четыре стиля за пределами Китая известно мало.
Еще одним известным стилем провинции Гуандун является цайлифоцюань (кулак Цая, Ли и Будды). О его популярности может свидетельствовать хотя бы тот факт, что за этот стиль в 80-х годах московский журналист Герман Попов пытался выдать свою собственную систему (ныне известную в России под названием школы "Чой"). Цайлифоцюань был создан в XIX веке Чэнь Хэном на основе соединения науки южношаолиньских мастеров Цай Фу и Ли Яошаня, а также уроков своего дяди. В настоящее время ряд крупных мастеров из семьи Чэнь эмигрировал в Австралию, которая постепенно может стать новым крупным центром распространения этого стиля.
Хунцзяцюань и цайлифоцюань часто сравниваются в литературе по ушу как стили-антагонисты. Несмотря на то, что они происходят из одних и тех же мест, а неопытному глазу позиции и приемы стилей могут показаться похожими, внутренне эти стили являются диаметрально противоположными. В ушу говорят, что хунцзяцюань стремится проломить центр мощными прямыми ударами, в то время как цайлифоцюань старается зайти со стороны хлесткими ударами прямых рук.
Если стили провинций Фуцзянь и Гуандун известны в мире, так как эти провинции расположены на берегу моря и издавна посещались иностранцами, то стили из южных провинций Китая, находящихся в глубине материка, до сих пор остаются укрытыми от постороннего взгляда. Таковым является, к примеру, баймэйцюань (кулак Белобрового), созданный, согласно легенде, даосом по прозвищу Баймэй (Белобровый), и распространенный от Сычуани до Гуандуна. За пределами Китая существует всего одна школа этого стиля - в Бельгии. И это несмотря на то, что именно этим стилем занимался в молодости популярнейший киноактер Джеки Чэн!
Также по всему югу Китая можно встретить следы стиля сяцзяцюань (рыцарский кулак). Термином "ся" в старом Китае называли благородных людей, которые во время странствий расправлялись с разбойниками. Движения в сяцзяцюань резкие, позиции высокие, сила велика, фирменным движнием является удар с разворота тыльной стороной кулака выпрямленной рукой. Согласно легендам, мастера сяцзяцюань могли таким ударом повалить лошадь. Особенным стилевым оружием является меч-цзяньдао (прямой меч с обоюдоострой заточкой, изогнутый на конце).
Помимо боевых искусств, которыми занимались ханьцы (основное население Китая), в южных провинциях можно встретить и боевые искусства китайских национальных меньшинств. Это боевые искусства шэсцев в Фуцзяни, чжуанов в Гуанси, тайцев в Юньнани и т.д. Однако по качеству эти стили значительно уступают гораздо более проработанным способам боя "старшего брата".
В последние десятилетия в связи с развитием спортивного ушу на основе пяти стилей провинции Гуандун был создан новый спортивный стиль "наньцюань" (южный кулак), ничего общего с боевыми искусствами не имеющий.
На правах рекламы
Вас пригласили на серебряную свадьбу и Вы не можете придумать что подарить? Послушайте моего совета: В этом случае отличным подарком будет столовое серебро. И, можете мне поверить , Ваш подарок будет самым оригинальным и запомнится надолго.